Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1589 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.pdf

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного
образовательного стандарта...»
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1598
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
3 февраля 2015 г. Регистрационный № 35847
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; №
30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; №
23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263), подпунктом 5.2.41 Положения о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386;
№ 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776) и пунктом 17 Правил
разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и
внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2013, № 3, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5096),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее – Стандарт).
2. Установить, что:
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;
обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным
образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

Министр
Д.В. ЛИВАНОВ

Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1598
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
I. Общие положения
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт)
представляет собой совокупность обязательных требований при реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего
образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность (далее – организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования
следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих,
слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития,
с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее – обучающиеся
с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными
представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования
(далее – НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских
организациях.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации <1> и
законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка <2>
и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных
потребностей народов Российской Федерации.
-------------------------------<1> Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30, ст. 3051;
2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст.
3745; 2009, № 1, ст. 1, ст. 2; 2014, № 6, ст. 548; № 30, ст. 4202).

<2> Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник
международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI).
1.3. Стандарт включает в себя требования к <1>:
-------------------------------<1> Часть 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; №
30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; №
23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
1) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной
общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП НОО.
1.4. Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и
индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
1.5. Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с
ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации установленным
требованиям.
1.6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и
дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной,
речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего
овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной
деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и
природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера
организации доступной им учебной деятельности;
развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного
общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной
адаптации;
разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и
способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного
развития с учетом их особых образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта,
где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и
основной результат получения НОО;

реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие
способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального
развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми
в познавательной деятельности.
1.7. Стандарт является основой для:
разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе
индивидуального учебного плана;
определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных
затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего
образования;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации
требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности,
государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля
(надзора) в сфере образования;
проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных
профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников
организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.
1.8. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
формирование основ учебной деятельности;

создание специальных условий для получения образования <1> в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными
потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося
как субъекта отношений в сфере образования;
-------------------------------<1> Часть 2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; №
30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; №
23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных
форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых
образовательных потребностей разных групп обучающихся.
1.9. Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет
разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых
образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
1.10. Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута,
программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной
оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО,
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и мнения
родителей (законных представителей).
II. Требования к структуре АООП НОО
2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.8 Стандарта.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР) инвалида в части создания
специальных условий получения образования.
2.2. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии
со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией <1>.
-------------------------------<1> Части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; №
30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; №
23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных
обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе

индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося <1>.
-------------------------------<1> Часть 23 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; №
30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; №
23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
2.3. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой
своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Дифференцированные
требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях №№ 1–8 к настоящему
Стандарту.
2.4. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях <1>.
-------------------------------<1> Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; №
30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; №
23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
2.5. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно
использование сетевой формы. <1>
-------------------------------<1> Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст.
6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст.
3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП
НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%, которые указаны в
приложениях № № 1 - 8 к настоящему Стандарту.
2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
2.8. АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и
организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО
содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и
предметных результатов) в соответствии с приложениями №№ 1–8 к настоящему
Стандарту:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в
зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий) в соответствии с
приложениями №№ 1–8 к настоящему Стандарту при получении НОО;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и
курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при
получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития,
воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями №№ 1–8 к настоящему
Стандарту);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел включает:
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области,
направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее – Учебный план) является основным
организационным механизмом реализации АООП НОО.

2.9. Требования к разделам АООП НОО:
2.9.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями
Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
2) принципы и подходы к формированию АООП НОО;
3) общую характеристику АООП НОО;
4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;
5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
2.9.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения АООП НОО;
2) являться основой для разработки АООП НОО организациями;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ
учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки
качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны
отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в
частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов
коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и
особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
2.9.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающей областей по классам (годам обучения).
АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация.
Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного
языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают
количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО,
указанных в приложениях №№ 1– 8 к настоящему Стандарту.

Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может
составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет – более 3 821 часа, за 6 учебных лет –
более 4 603 часов.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов,
указанных в приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом
и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает
часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации
направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на
коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в
приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту.
2.9.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ
при получении НОО должна содержать:
описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий;
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий
при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при
получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения.

В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных
учебных действий заменяется программой базовых учебных действий, указанных в
приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту.
2.9.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на
основе:
требований к результатам освоения АООП НОО;
программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО
с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы
отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только
личностные и предметные результаты, указанные в приложениях №№ 1–8 к настоящему
Стандарту);
6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.9.6. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития),
указанная в приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту, воспитания обучающихся с
ОВЗ при получении НОО (далее - программа духовно-нравственного (нравственного)
развития) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного
(нравственного) развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и
других институтов общества.
В основу программы духовно-нравственного (нравственного) развития должны быть
положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности
российского общества.
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать
и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и
региональную специфику.
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна включать:
цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов
воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ), формы
организации работы.
2.9.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна обеспечивать <1>:
-------------------------------<1> Пункт 19.7 федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22
декабря 2009 г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г.,
регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный №
22540) и от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26993) (далее – ФГОС
НОО).
формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил
здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях
физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;

формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков
личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений
поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и
перечень организационных форм.
2.9.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей,
индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с
ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медикопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых
образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
корректировку коррекционных мероприятий.
2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять
основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание
оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления
результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая
приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой
аттестации в иных формах.
2.9.10. В зависимости от варианта АООП НОО программа внеурочной деятельности
включает направления развития личности, указанные в приложениях № № 1 - 8 к
настоящему Стандарту.

Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивнооздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как
индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования,
общественно полезные практики и другие.
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной
деятельности.
2.9.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих
требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
АООП НОО.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие
с социальными партнерами.
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических
(включая учебно-методическое и информационное обеспечение);
контроль за состоянием системы условий.
2.10. Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать достижение
обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями,
установленными Стандартом.
Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии
возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в
рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых
учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования,
организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их
оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе
организаций и организаций дополнительного образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП НОО
предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
внеурочная деятельность.
2.11. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также
образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.
2.12. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП НОО
должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их
индивидуальные возможности.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане
должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и
каникул.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и
коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется
действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения обучающихся с ОВЗ.
2.13. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на
основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося
инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).
В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с
одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта
программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки
результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей
(законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
III. Требования к условиям реализации АООП НОО
3.1. Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим
и иным условиям <1> получения образования обучающимися с ОВЗ.
-------------------------------<1> Пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; №
30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; №
23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
3.2. Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют
собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации
АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным
результатом реализации указанных требований является создание комфортной
коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ,
построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает
высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное
(нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического,
психического и социального здоровья обучающихся.
3.3. Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие
возможность <1>:
-------------------------------<1> Пункт 22 ФГОС НОО.

достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и
кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с
использованием возможностей организаций дополнительного образования;
учета особых образовательных потребностей – общих для всех обучающихся с ОВЗ и
специфических для отдельных групп;
расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со
сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся
и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной
среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся;
поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и
укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную
деятельность;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части
АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей),
спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской
Федерации;
использования в образовательной деятельности современных образовательных
технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;
обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также
особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления организацией с использованием информационнокоммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
3.4. Требования к кадровым условиям.
3.4.1. В реализации АООП НОО участвуют руководящие, педагогические и иные
работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой
занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных
стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся,
указанных в приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту. При необходимости в
процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или
постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень
образования и квалификации.

3.4.2. В реализации АООП НОО могут также участвовать научные работники
организации, иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую,
хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и информационную
поддержку АООП НОО.
3.4.3. Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной
квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения
опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания.
3.5. Требования к финансовым условиям.
3.5.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с
ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных,
муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе
нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом.
Финансовые условия реализации АООП НОО должны <1>:
-------------------------------<1> Пункт 24 ФГОС НОО.
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и
структуре АООП НОО;
2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой
участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а
также механизм их формирования.
3.5.2. Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме
определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы
определяются в соответствии со Стандартом:
специальными условиями получения образования (кадровыми, материальнотехническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;
расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений
развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование,
инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными
с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием
руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП НОО, в
том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в организации.
3.5.3. Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и
материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для
разных групп обучающихся с ОВЗ.
3.6. Требования к материально-техническим условиям.
3.6.1. Материально-техническое обеспечение реализации АООП НОО должно
соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП НОО, включая
его архитектурную доступность и универсальный дизайн;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения;
специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным
инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям
обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников
процесса образования. Все вовлеченные в процесс образования должны иметь доступ к
организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая,
координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс
образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. В случае
необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным
комплектом компьютерного и периферийного оборудования.
Должны быть созданы условия для функционирования современной информационнообразовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе
флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других),
обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него
результатов освоения АООП НОО.
Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.
3.6.2. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, должно
соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в
области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального
ремонта и другого.
3.6.3. Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных
помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
3.6.4. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП
НОО.
4. Требования к результатам освоения АООП НОО
4.1. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО, указанных в
приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту.
В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только
к личностным и предметным результатам в соответствии с приложениями №№ 1–8 к
настоящему Стандарту.
4.2. Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
становление социальных отношений обучающихся в различных средах,
сформированность мотивации к обучению и познанию.
4.3. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые
составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями,
приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
4.4. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в
усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области
деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений,
возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные
результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают
обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику
нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
4.5. Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения
АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп
обучающихся с ОВЗ.

4.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО
осуществляется организацией.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть
достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта
АООП НОО – предметных результатов) и достижение результатов освоения программы
коррекционной работы в соответствии с приложениями №№ 1–8 к настоящему Стандарту.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».