Диалоги с книгой 2022 Селицкая

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная
программа специального курса
«Диалоги с книгой»

Возраст обучающихся: 17-18 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Фарафонова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы

Екатеринбург
2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Диалоги с книгой» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими
документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
2

13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях"
утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об
утверждении методических рекомендаций»
15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные
приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д.
16. Устав МАОУ гимназии № 144.
17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг.
Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных
представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования и
потенциале гимназии. Актуальность определяется и личной заинтересованностью со
стороны других участников образовательного процесса (учащихся). Учет особенностей
возраста - отправная точка для конструирования курса «Диалоги с книгой».
Программа вводит подростков 17-18 лет в мир современной литературы,
обеспечивая им умение ориентироваться в творческом информационном потоке.
Новизна программы заключена в её практической направленности
(теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления
учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные
формы работы при создании собственного текста), в преобладании аналитических,
исследовательских приемов изучения материала. В основу содержания и структуры
спецкурса положена концепция литературного образования на основе творческой
деятельности. Творческие мастерские юного исследователя художественного текста и
творческие лаборатории направлены на анализ художественных произведений в
контексте сюжетно-композиционного единства, имеющих различную жанровородовую природу, интерпретацию произведения в контексте художественной культуры
и традиции, выполнение исследовательских и разнообразных по жанру письменных
творческих работ по художественному анализу текста.
Педагогическая целесообразность программы:
 Учет возрастных особенностей детей 17-18 лет.
 Обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в
части ее содержания, так и в части формы. Программа предусматривает
использование различных педагогических технологий: технологию развития
критического мышления, информационно-коммуникационные технологии,
проектную методику, технологию организации обучения в форме педагогических
мастерских, технологию решения изобретательских задач, а также частично
поисковые методы, алгоритмизированные методы мышления, комплекс
творческих заданий ИКТ направленности.
 При составлении программы учитывался принцип системности, научности,
преемственности и перспективности между различными разделами курса
литературы.

3

 Коммуникативная направленность – отбор лексического и грамматического
материала, представляющего личную значимость для ребенка, создание ситуаций
и условий для реализации творческого потенциала подростков.
 Забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения.
Цель программы
 Обеспечение условий для творческого саморазвития обучающихся путем
погружения подростков 17-18 лет в исследовательскую деятельность.
 Развитие творческого отношения к языку, умения владеть художественным
словом.
 Воспитание грамотного читателя, способного по достоинству оценить и
полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения.
Задачи
1. Способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту
речевой культуры школьника.
2. Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного
текста.
3. Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению
учащимися различными видами речевой ситуации.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых
для успешной интеграции ребенка в современный литературный процесс. Программа
направлена на активное чтение, процесс накопления эмоционально-ценностного и
коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов
деятельности, потенциала способностей и потребностей. При этом художественный и
публицистический текст выступает как средство не только взаимопонимания,
дружелюбия и успешного диалога в различных ситуациях общения, но и формирования
духовно-нравственных качеств личности.
По уровню содержания: базовая программа направлена на углубление и
развитие интересов учащихся, расширение спектра специализированных занятий по
литературе; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие
творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые
знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и
создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебноисследовательской деятельностей.
Адресат:
Программа предназначена для учащихся 17 – 18 лет;
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Объем программы – 30 часов
Форма реализации программы – традиционная, линейная
Формы организации обучения - очная, групповая.
4

Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися
программы документ об обучении не выдается.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
 педагогическое наблюдение;
 педагогический анализ результатов анкетирования, защита проекта, решения
задач поискового характера;
 театральная постановка.
Мониторинг
Для отслеживания результативности использовать:
 диагностику личностного роста и продвижения, ведение журнала учета;
 мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку
обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника.
Виды контроля
 начальный - тестирование с выставлением рейтинговых баллов проводится с
целью определения уровня домашнего летнего чтения обучающихся;
 текущий контроль – беседы с целью определения степени усвоения
обучающимися учебного материала;
 промежуточный контроль – мини-проекты с целью определения результатов
обучения;
 итоговый контроль – презентация с инсценированием с целью определения
изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы подведения итогов
Документальные формы подведения итогов реализации: дневники достижений
обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники
педагогических наблюдений, портфолио обучающихся, презентация, видео проекта,
сценарии театрализованных постановок, фото - и видеогалереи.
№
1
2

3
4
5
6

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема модуля
Количество часов
Художественное произведение.
Диалог с читателем.
Влияние произведений
художественной словесности на
духовное развитие личности.
Слово как первоэлемент текста
Роды и жанры художественной
литературы
Особенности стихотворных
произведений
Возможности различного
словесного выражения одной
темы

Теория Практика
2
2

Всего
4

Формы
контроля

1

1

2

Наблюдение,
презентация
Наблюдение

1

1

2

Наблюдение

4

2

6

Наблюдение

3

2

5

Наблюдение

3

2

5

Мини-проекты

5

7

Творческий метод и творческая
индивидуальность.
ИТОГО

0

6

6

14

16

30

Мини-проекты,
презентация

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Каждый модуль представляет учебную коммуникативную ситуацию.
Модуль 1. Художественное произведение. Диалог с читателем.
Теория: Знакомство с особенностями авторского стиля.
Практика: анализ текстов-миниатюр. Формируем умение анализа текстов в
зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; умение работать в парах.
Развитие социально-этических навыков вежливости.
Модуль 2. Влияние произведений художественной словесности на духовное
развитие личности.
Теория: Знакомство с дневниковыми записями известных писателей. Поиск
ответов на вопрос: «Каким раскрывается личность писателя в дневниках?».
Практика: Мастерская по созданию читательского дневника разных форм.
Модуль 3. Слово как первоэлемент текста.
Теория: Какое воздействие оказывает публицистический текст на читателя?
Обзор современной публицистики на актуальные темы.
Практика: Выступление учащихся по теме.
Модуль 4. Роды и жанры художественной литературы.
Теория: Погружение в роды и жанры художественной литературы. Знакомство с
их особенностями. Чтение художественных текстов разных родов и жанров.
Практика: Исследование текстов разных жанров.
Модуль 5. Особенности стихотворных произведений.
Теория: Знакомство с различными формами и жанрами стихотворных тестов,
видами рифм.
Практика: Пробуем сочинять собственные стихотворения. Обучаемся
выразительному чтению и правильной речи.
Модуль 6. Возможности различного словесного выражения одной темы.
Теория: Рассматриваем вопросы теории литературы. Погружаемся в мир
изобразительно-выразительных средств (тропов и фигур речи). Изучаем способы
словесного выражения сатиры и юмора.
Практика: Читаем произведения, анализируя авторскую стилистику, авторские
особенности использования слова на примере конкретных произведений.
Модуль 7. Творческий метод и творческая индивидуальность.
Теория: Углубляем знания по теории литературы, стилю и языку произведения.
Практика: Представляем собственный опыт анализа произведений современных
авторов (поэзия и проза малых жанров). Развиваем навыки проектной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с идеологией ФГОС в программе реализована дидактическая
модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме на
основе формирования УУД:
6

 личностных - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
 регулятивных – постановка и формулирование цели деятельности, планирование
последовательности действий;
 познавательных – смысловое чтение, извлечение необходимой информации,
универсальные логические действия;
 коммуникативных – социальная компетентность, владение всеми видами
речевой деятельности.

7

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц

День
недели

Время
проведен

Форма
занятия

1.

09

суббота

40 мин.

Групповая

КолТема занятия
во
часов
1
МОДУЛЬ 1. Восприятие художественного

Групповая

произведения – процесс творческий.
Писатель и читатель. Презентация.
Учись понимать язык произведения.

2.

09

суббота

40 мин.

1

Презентация, видео, аудио.
3.

4.

10

10

суббота
суббота

40 мин.
40 мин.

Индивидуальногрупповая

1

Индивидуальногрупповая

1

Комплексный анализ текста.

Презентация.
Комплексный анализ текста.

Презентация.

5.

10

суббота

40 мин.

Групповая

1

6.

10

суббота

40 мин.

Групповая

1

7.

11

суббота

40 мин.

Групповая

1

8.

11

суббота

40 мин.

Групповая

1

МОДУЛЬ 2. Что и как мы читаем.
Системное и бессистемное чтение.
Читательский дневник. Его роль в
самообразовании. Дневники русских
писателей. Презентация: видео, аудио.
Мастерская творческого письма.
Читательский дневник.

Презентация.
Что и как мы читаем. Системное и
бессистемное чтение. Читательский
дневник. Его роль в самообразовании.
Дневники русских писателей.

Место проведения

Форма контроля

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение
Презентация с
инсценированием
Презентация с
инсценированием
Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы

Презентация с
инсценированием

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Презентация, видео.
МОДУЛЬ 3. Слово в художественном
тексте. Его смысловая гибкость.
Правильность, точность,
последовательность, чистота,
выразительность, богатство. Презентация.

9.

11

суббота

40 мин.

Групповая

1

Творческая мастерская по работе со
словом.

Презентация, видео, аудио.
10.

11

суббота

40 мин.

Групповая

1

11.

12

суббота

40 мин.

Групповая

1

12.

12

суббота

40 мин.

Групповая

1

Лирические жанры: ода, баллада, элегия,
послание, стихотворение. Презентация.

13.

12

суббота

40 мин.

Групповая

1

Драматические жанры: трагедия, комедия,
драма, мелодрама, водевиль. Презентация.

14.

12

суббота

40 мин.

Индивидуальногрупповая

1

Исследование текстов разных жанров.

Групповая

1

МОДУЛЬ 4. Эпос и лирика. Их
особенности. Драма как сценический вид
искусства. Презентация.
Эпические жанры: эпопея, былина, роман,
повесть, новелла, рассказ, басня.

Презентация, видео, аудио.

15.

01

суббота

40 мин.

Презентация.
Образ автора и рассказчика в тексте.

Презентация.
16.

01

суббота

40 мин.

Групповая

1

МОДУЛЬ 5. Общее понятие о системах
стихосложения. Презентация.

17.

01

суббота

40 мин.

Групповая

1

Мастерская по углублению понятия
«поэзия». Презентация, видео, аудио.

18.

01

суббота

40 мин.

Групповая

1

Пауза. Перенос. Цезура. Анакруза.
Клаузула. Презентация.

19.

02

суббота

40 мин.

Групповая

1

Рифма. Внутренняя рифма. Точная и
неточная рифма. Составная рифма.
Мужская, женская, дактилическая,
гипердактилическая рифма. Рифмы

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

9

смежные, перекрестные, кольцевые.

Презентация.
20.

02

суббота

40 мин.

Индивидуальногрупповая

1

Мастерская по подготовке восприятия
творчества поэта. Презентация, видео,

аудио.
21.

02

суббота

40 мин.

Групповая

1

МОДУЛЬ 6. Звуковые средства
художественной выразительности.

Презентация.
22.

02

суббота

40 мин.

Групповая

1

Мастерская творческого письма «Мой
поэт». Презентация, аудио.

23.

03

суббота

40 мин.

Групповая

1

Комплексный анализ художественных
текстов.

Презентация.
24.

03

суббота

40 мин.

Групповая

1

25.

03

суббота

40 мин.

Индивидуальногрупповая

1

Средства словесного выражения сатиры и
юмора.

Презентация, аудио.
Мастерская творческого письма по сказке
Л.Филатова «Про Федота». Презентация,

видео, аудио.
26.

04

суббота

40 мин.

Групповая

1

Стиль и язык литературного произведения.

Презентация.
27.

04

суббота

40 мин.

Групповая

1

Мастерская по углублению изученного.

Презентация, видео, аудио.

28.

04

суббота

40 мин.

Групповая

1

Мастерская по углублению изученного.

Презентация.

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы

Мини-проекты с
целью
определения
результатов
обучения
Наблюдение

Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы

Наблюдение

Мини-проекты с
целью
определения
результатов
обучения
Мини-проекты с
целью
определения
10

29.

30.

04

05

суббота
суббота

40 мин.
40 мин.

Индивидуальногрупповая

1

Индивидуальногрупповая

1

Семинар: «Писатель – мой современник».

Презентация, аудио, видео.
Семинар: «Писатель – мой современник».

Презентация, аудио, видео.

Кабинет русского
языка и
литературы
Кабинет русского
языка и
литературы

результатов
обучения
Презентация с
инсценированием
Презентация с
инсценированием

11

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально - техническое оснащение занятий:
 Интерактивная доска.
 Ноутбук.
 Наглядность.
Основная форма проведения занятия – комбинированное занятие, беседа,
эвристическая беседа, исследование, лекция, практикум, мастерская по развитию речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные
выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста.
Основные формы и методы работы
Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые называются
мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны. В процессе
работы с текстом – мастерская по лингвистическому, стилистическому,
художественному анализу.
В основе практических занятий – мастерская творческого письма, комплексный
анализ художественного текста.
Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические
особенности восприятия художественного текста, поэтому предусмотрены следующие
виды деятельности:
- психологические упражнения со словом;
- накопление словарного запаса, на основе которого создается текст;
-пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и
исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
1. Практическое литературоведение: что сказал писатель/Авторы: Лебедева М. Л.,
Коренькова О. Л., Северинец А. К. - Издательство: Феникс, 2015.
2. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров
автора и читателя/Автор: Белянин В. А. - Издательство: Генезис, 2006.
3. Каталог электронных образовательных ресурсов (ЭОР) к уроку литературы
http://literatura5.narod.ru/eor_ratalog_lit.html
4. Авторские тексты художественных произведений.
5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».