ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «К тайнам слова-6» Возраст обучающихся: 12-13 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Селицкая Н.А., учитель русского языка и литературы Екатеринбург 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: социально-гуманитарная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в языковую среду. Программа направлена на формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. При этом, русский язык выступает как средство, побуждающее узнавать нечто новое, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы. Программа вводит обучающихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показывает слово как бы изнутри, вскрывает таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе., обеспечивая им умение ориентироваться в творческом информационном потоке. Новизна программы заключена в её практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала. Педагогическая целесообразность программы: Учет возрастных особенностей детей 12-13лет. Обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. Программа предусматривает использование различных педагогических технологий: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технологию организации обучения в форме педагогических мастерских, а также частично поисковые методы, алгоритмизированные методы мышления, комплекс творческих заданий ИКТ направленности. При составлении программы учитывался принцип системности, научности, преемственности и перспективности между различными разделами курса литературы. Коммуникативная направленность – отбор лексического и грамматического материала, представляющего личную значимость для ребенка, создание ситуаций и условий, приближающих к общению в естественных и бытовых условиях. Забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения. Адресат: По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 12-13 лет. Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия приходят дети с выраженным интересом к изучению русского языка во всем его многообразии. Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию на неформальное общение, продуктивную творческую деятельность. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 30 часов 2 Программа рассчитана на 1 год обучения По уровню содержания: программа базового уровня. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, которая направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Организация работы по данной программе позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей. Форма организации деятельности - очная, групповая. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Формы и виды контроля. Формы контроля: творческие работы, проекты, аукцион знаний, практикум, мониторинг. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый. Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах). Цель программы - обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Задачи программы: Обучающие: • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка; • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; • развитие мотивации к изучению русского языка; • развитие творчества и обогащение словарного запаса; • совершенствование общего языкового развития учащихся; • совершенствование коммуникативной культуры учащихся; • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: • воспитание культуры обращения с книгой; 3 • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы. Развивающие: • развивать смекалку и сообразительность; • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; • развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Направленность программы: социально-педагогическая. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в языковую среду. Программа направлена на формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. При этом, русский язык выступает как средство, побуждающее узнавать нечто новое, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы. По уровню содержания: базовая программа. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, которая направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Организация работы по данной программе позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческопродуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей. Возраст детей и сроки реализации программы. Программа предназначена для учащихся 12-13 лет; рассчитана 32 часа в год, 1 час в неделю (с октября по май включительно). Длительность одного занятия - 40 минут. Форма организации деятельности - очная, групповая. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема модуля Модуль 1. Звучащая строка. Модуль 2. 2 Таинства лексики. 1 Теория 2 Практика 3 Всего 5 4 9 13 Формы контроля Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ 4 Модуль 3. 4 10 14 Наблюдение, Слово о словах. анализ ИТОГО 10 22 32 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Каждый модуль представляет учебную коммуникативную ситуацию. Модуль 1. Звучащая строка. Теория: Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Практика: Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия» и «Фонетика». Анализируем звукопись в тексте. Модуль 2. Таинства лексики. Теория: Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Знакомство с многозначными словами, словамиомонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Практика: Работа со всеми видами словарей и анализ языка произведений А.С. Пушкина, повести А. Рыбакова «Приключение Кроша», стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Выполнение практической работы «Отличие многозначных слов и слов-омонимов». Проведение игры «Прямое и переносное значение слов». Модуль 3. Слово о словах. Теория: Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси, с историей образования древнерусских имен, с появлением отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Практика: Работа с именами собственными на примере произведений А. С. Пушкина, стихотворения С. Михалкова. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты 1. Учащиеся достигнут понимания русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа. 2. Будет достигнуто осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, осознание эстетической ценности русского языка. 3. Будут сформированы уважительное отношение к родному языку, гордость за него. 5 4. Будет развиваться потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. 5. Будет развито стремление к речевому самосовершенствованию. . Будет сформирована способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью. Программа «К тайнам слова-6» реализует следующие виды деятельности: - теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет); - практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов); - индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой). Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: викторины; лингвистические игры; орфографическое лото; исследование; защита проектов. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. В каждом занятии прослеживаются три части: - теоретическая; - практическая; - игровая. Ведущими технологиями в учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения, развития критического мышления и личностно-ориентированного обучения. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств учащегося. Метапредметные результаты 1. Учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 3. Освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 6 4. Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач. 5. Будут готовы слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, находить главное и второстепенное в потоке информации. 6. Смогут перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения. 7. Будут активно пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет ресурсов. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Педагогическое наблюдение за деятельностью детей. Педагогический анализ результатов защиты мини проектов, творческих работ, аукциона знаний. Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической справке по итогам аукциона знаний и защиты проекта (возможно, работа в парах). КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Дата Дата Количес Коли Количес Режим начала окончания тво учебных чество тво занятий обучения обучения недель учебных учебных дней часов 1 26 мая 32 32 32 1 занятие сентября по 1 часу в неделю Каникулы 30 октября - 5 ноября 1 января – 8 января 25 марта – 31 марта 27 мая – 31 августа МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD). Материально - техническое оснащение занятий: Интерактивная доска. Ноутбук. Наглядность. Основная форма проведения занятия – игра, аналитическая беседа, лекция, исследование, творческая мастерская (творческая деятельность, связанная с применением анализа литературного произведения (читаем, анализируем, инсценируем стихи, разыгрываем сценку). Подведение итогов занятия. Защита творческих проектов. Кадровое обеспечение: образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы и опыт деятельности в соответствующей профессиональной 7 сфере и систематически занимающимися научно-методической деятельностью. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической 8 реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Устав МАОУ гимназии № 144. 15. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Литература, использованная при составлении программы 1. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 2. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 - 4. - М.: Русский язык, 1981. 4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2000. 5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: русский язык, 1986. 6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М. 1987. 7. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1981. 8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1980. 9. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. - СПб.: Издательский дом «Литература», 2005. 10. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке.-Л.: Просвещение, 1990. 11. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966. 12. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995. 13. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М.: Просвещение. 1989. 14. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. - М.: Знание, 1987. 15. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.: Школа-пресс, 1993. 16. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991. 17. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. - М.: Знание, 1982. 18. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. - СПб.: Просвещение, 1992. 9 19. Успенский Л.В. Культура речи. - М.: Знание, 1976. 20. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1987. 21. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Просвещение, 1990. 22. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. - М.: Просвещение, 1971. 23. Васильев С. Играющие в прятки. - Волгоград, 2005. 24. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD). Список литературы для учащихся: 1. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г. 2. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г. 3. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993г. 4. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru 10