К тайнам слова-8 2023

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«К тайнам слова-8»

Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Селицкая Н.А.,
учитель русского языка и литературы

Екатеринбург
2023 г.
1

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «К тайнам слова-7» (далее - программа) разработана в соответствии
со следующими документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
2

рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от
04.03.2022 г. № 219-д.
16. Устав МАОУ гимназии № 144.
17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных
услуг.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Данная программа направлена на воспитание качеств личности,
необходимых для успешной интеграции ребенка в языковую среду.
Программа направлена на
формирование и развитие у учащихся
разносторонних интересов, культуры мышления, процесс накопления
эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов
решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и
потребностей. При этом, русский язык выступает как средство, побуждающее
узнавать нечто новое, развивать и самостоятельность обучающихся, и
творческие инициативы.
Актуальность программы В программе учитываются возрастные
особенности учащихся 13-14 лет, программа базируется на анализе запросов
родителей (законных представителей) обучающихся, современных
требований модернизации образования и потенциале гимназии. Актуальность
определяется и личной заинтересованностью со стороны других участников
образовательного процесса (учащихся). Учет особенностей возраста отправная точка для конструирования курса «К тайнам слова -7».
Программа вводит учащихся в сложный и увлекательный мир русской
речи, показывает слово как бы изнутри, вскрывает таящиеся в нём
возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку
и литературе, обеспечивая им умение ориентироваться в творческом
информационном потоке.
3

Новизна программы заключена в её практической направленности
(теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые
представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей
устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических,
исследовательских приемов изучения материала.
Новизна программы:
Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет.
Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что
способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная
программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей,
более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.








Педагогическая целесообразность программы:
Учет возрастных особенностей детей 13-14 лет.
Обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности,
как в части ее содержания, так и в части формы. Программа
предусматривает использование различных педагогических технологий:
технологию развития критического мышления, информационнокоммуникационные технологии, технологию организации обучения в
форме педагогических мастерских, а также частично поисковые методы,
алгоритмизированные методы мышления, комплекс творческих заданий
ИКТ направленности.
При составлении программы учитывался принцип системности, научности,
преемственности и перспективности между различными разделами курса
литературы.
Коммуникативная
направленность
–
отбор
лексического
и
грамматического материала, представляющего личную значимость для
ребенка, создание ситуаций и условий, приближающих к общению в
естественных и бытовых условиях.
Забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения.

Адресат:
По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 13-14 лет.
Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия
приходят дети с выраженным интересом к изучению русского языка во всем
его многообразии. Возрастные особенности учащихся обуславливают
мотивацию на неформальное общение, продуктивную творческую
деятельность.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май
включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
4

Объем программы – 30 часов
Программа рассчитана на 1 год обучения
По уровню содержания: программа базового уровня. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы, которая направлена не на сообщение теоретических
основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и
правописания. Организация работы по данной программе позволяет выявить
индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с
максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого
удовлетворения у каждого ребёнка. В процессе обучения накапливаются
базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности
обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной,
проектной и учебно-исследовательской деятельностей.
Форма организации деятельности - очная, групповая.
Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися
программы документ об обучении не выдается.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы и виды контроля.
Формы контроля: творческие работы, проекты, аукцион знаний,
практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой
проекта (возможно, работа в парах).
Цель программы Повышение познавательного интереса учащихся через
обогащение
активного
и
потенциального
словарного
запасасовершенствование способности применять приобретенные знания,
умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
5

 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления;
 воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению
литературы.
 Развивающие:
 развивать смекалку и сообразительность;
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить
организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
№
модуля
1
2
3
4

5

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела Количество часов
Всего
Русская письменность.
История создания.
Тайны русского слова.
(Лексика. Фразеология).
Секреты устной речи.
(Фонетика. Орфоэпия.)
Загадки русского
словообразования.
(Морфемика.
Словообразование.
Этимология.)
Секреты морфологии и
синтаксиса.
(Морфология.
Синтаксис.)
Всего

Теория Практика
1ч

1ч

4ч

7ч

11ч

1ч

2ч

3ч

3ч

6ч

9ч

2ч

4ч

6ч

11ч

19ч

30ч

Формы
контроля
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ

Наблюдение,
анализ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Модуль 1. Организационное занятие (1 ч.)
Теория. Знакомство с историей создания русской письменности.
Модуль 2. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (11 ч.).
6

Теория. Разговор о красоте русского языка, о лексических художественных
средствах выразительности. Знакомство с понятием ораторское искусство, с
понятиями: омофоны, омографы, паронимы, крылатые выражения и
афоризмы, фразеологизмы, синонимы и антонимы; с видами словарей.
Практика. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о
языке, речи. Составление мини-сборника пословиц и поговорок «О труде».
Эстафета «Кто больше?». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в
произведениях русской литературы. Викторина по теме «Знаешь ли ты
фразеологизмы». Работа с фразеологическим словарём. Учимся находить
фразеологизмы в художественных произведениях русских писателей.
Модуль 3. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.) (3 ч.)
Теория. Знакомство с орфоэпическими и акцентологическими нормами
русского языка.
Практика.
Составление
словарика
«Орфоэпический
минимум».
Орфоэпическая эстафета. Фонетический КВН.
Модуль 4. Загадки русского словообразования. Морфемика.
Словообразование. Этимология) (6 ч.)
Теория. Вспоминаем основные понятия морфемики. Знакомство с
иноязычными словообразовательными элементами в русском языке,
повторение трудных приставок ПРИ- и ПРЕ-, орфограмм в корне слова.
Практика. Составление словообразовательных гнёзд. Учимся писать
иноязычные приставки, орфограммы в корне слова. Орфографическое лото
«Написание корней». Составление устного журнала «Корни с чередованием».
Орфографический КВН.
Модуль 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология.
Синтаксис.) (7 ч.)
Теория. Повторение самостоятельных и служебных частей речи. Знакомство
со звукоподражательными словами, их ролью и употреблением.
Практика. Эстафета «Знаток орфографии». Создаём ребусы. Проект «Ребусы
– гимнастика ума». Грамматический турнир «Узнай меня!». Решение
филологических задач. Учимся решать логогрифы, шарады, метаграммы,
анаграммы, лингвистические загадки, лингвистические кроссворды.
Лингвистический бой «Знатоки русской речи».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
 понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа;
 определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка;
 уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
7

 потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры;
 стремление к речевому самосовершенствованию;
 достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
 способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью.
Метапредметные результаты
 Регулятивные УУД:
 формулировать проблему;
 составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 находить главное и второстепенное в потоке информации;
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
 пользоваться дополнительными источниками
информации:
словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.
Коммуникативные УУД:
 умело владеть письменной и устной формой общения;
 слушать и слышать других,
 принимать иную точку зрения;
 использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
 владеть монологической и диалогической формами речи;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:

иметь целостное представление об истории развития русского языка;

знать основные фонетические процессы, приведшие язык к его
современному состоянию; основные изменения в морфологической системе
русского языка; историю становления основных частей речи; историю
формирования русского алфавита;

уметь пользоваться этимологическими и историческими словарями,
давать историческую справку относительно происхождения того или иного
слова с объяснением его правописания или грамматических характеристик.
8

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
Дата
Количество Количес Количество Режим
начала
окончания учебных
тво
учебных
занятий
обучения
обучения
недель
учебных часов
дней
1
26 мая
32
32
32
1 занятие по
сентября
1 часу в
неделю
Каникулы 30 октября - 5 ноября
1 января – 8 января
25 марта – 31 марта
27 мая – 31 августа
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
Материально - техническое оснащение занятий:
 Интерактивная доска.
 Ноутбук.
 Наглядность.
Основная форма проведения занятия – игра, аналитическая беседа, лекция,
исследование, творческая мастерская (творческая деятельность, связанная с
применением анализа литературного произведения (читаем, анализируем,
инсценируем стихи, разыгрываем сценку).
Подведение итогов занятия. Защита творческих проектов.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
 групповые (работа в больших и малых группах);
 индивидуальные;
 парные
Виды деятельности:
 теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);
 практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры,
грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение,
работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование
предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний,
подготовка сообщений, выполнение
 проектов);
 индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор
материала к написанию проекта и защита его, создание письменных
монологических
высказываний
(текстов)
в
соответствии
с
коммуникативной установкой).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные
формы работы:
 викторины;









лингвистические игры;
КВН;
орфографическое лото;
эстафеты;
турниры;
исследование;
защита проектов.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной
форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это
открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать
родной язык.
В каждом занятии прослеживаются три части:
 теоретическая; - практическая; - игровая.
Ведущими технологиями в учебном процессе являются:
 технология проблемно-диалогического обучения
 технология развития критического мышления
 технологии личностно-ориентированного обучения
Кадровое обеспечение: образовательный процесс обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее
профилю программы и опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере и систематически занимающимися научнометодической деятельностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы для педагога:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
2013.
2. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель
В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
4. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности
учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова.
М.: Планета, 2012.
5. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
6. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
7. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993г.
8. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный
документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
9. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального
центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

10. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа:
http://www.it-n.ru
Список литературы для учащихся:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
2. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
3. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993г.
4. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный
документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».