МастерКласс 2022

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«МастерКласс»

Возраст: 6,5 – 8 лет – 1 год обучения;
8 – 9 лет – 2 год обучения;
9 – 10 лет– 3 год обучения;
10 – 11 лет– 4 год обучения
Срок реализации программы: 4 года
Составитель: Станкова С.Г.,
учитель ИЗО

Екатеринбург
2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «МастерКласс» (далее - программа) разработана в соответствии
со следующими документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».

12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи»
от 04.03.2022 г. № 219-д.
16. Устав МАОУ гимназии № 144.
17. Положение о правилах оказания платных образовательных и
иных услуг.
Актуальность курса:
Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей
(законных представителей) обучающихся, современных требований
модернизации образования и потенциале гимназии в обеспечении данных
потребностей. Актуальность определяется особенностями детской психики,
возрастными особенностями, ведущими видами деятельности в данном
возрасте. Учет особенностей возраста - отправная точка для
конструирования курса «МастерКласс».
Программа «МастерКласс» предполагает кружковой уровень
освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы
обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с
требованиями жизни.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую
деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия
художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями
декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи
художественного воспитания, но и развивают интеллектуально –
творческий потенциал школьника. Практическая деятельность ребёнка
направлена на отражение доступными для его возраста художественными
средствами своего видения окружающего мира.

Программа включает два направления творческой деятельности:
Живопись:
 рисование с натуры;
 декоративное рисование;
 тематическое рисование;
 беседы об искусстве.
Лепка из глины:
Плоскостные игрушки, колокольчики, свистульки, сувенирная лепка,
дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская игрушка,
декоративное панно.
Новизна программы состоит в том, что благодаря интеграции
живописи и лепки учащиеся имеют больше возможностей для творческой
самореализации. В процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной
перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм,
правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся
мастерах изобразительного искусства, и традиционных школах народных
гончарных промыслов, красоте природы и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность –

учет возрастных особенностей детей 6,6-11лет;

обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной
деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы.
Использование таких технологий, как лепка, работа с глиной, закаливание
материала, живопись, графика;

проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности,
результатам его деятельности;

забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе
обучения.
Направленность программы: художественная
По уровню содержания: базовый уровень
Дополнительная программа базового уровня направлена на освоение
определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и
навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным
дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду
деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков,
развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения
накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не
только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения
творческо-продуктивной,
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельностей.

Адресат:
По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 6,5-11 лет.
Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на
занятия приходят дети с выраженным интересом к рисованию в различных
техниках и лепке из глины. Возрастные особенности учащихся
обуславливают мотивацию на неформальное общение, продуктивную
творческую деятельность.
1 год обучения – учащиеся 6,5 – 8 лет;
2 год обучения – учащиеся 8 – 9 лет;
3 год обучения – учащиеся 9 – 10 лет;
4 год обучения – учащиеся 10 – 11 лет.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май
включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Срок реализации программы – 4 года.
На полное освоение программы требуется 136 часов: 1
1 год обучения: 34 часа в год
2 год обучения: 34 часа в год
3 год обучения: 34 часа в год
4 год обучения: 34 часа в год
Общее количество часов в год может варьироваться в зависимости
от уровня освоения программы, желания родителей, мотивации
учащихся и их индивидуальных особенностей:
Программа рассчитана на 4 года.
В системе заданий курса «МастерКласс» реализован принцип
«спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на
более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть
включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с
усложнением материала и решаемых задач. В основе построения курса
лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом
основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
1 год обучения.
Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии
умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 6,5-7 лет. На первом году
обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной
деятельности и лепке, научить ценить искусство, дать элементарные знания,

умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности.
Здесь основными задачами являются:

познакомить учащихся с изобразительными материалами и
приемами их использования;

изучение основных форм предметов и умение изобразить их на
листе бумаги, вылепить или сконструировать;

сочетание цветов (холодные, теплые…)
2 год обучения.
На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний,
умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить,
самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и
второстепенное. Вводиться изображение человека. Здесь основными
задачами являются:

умение составить композицию в лепке и в живописи;

понятие о пространстве.
3 год обучения.
Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках.
Здесь основными задачами являются:

развивать и совершенствовать чувство цвета;

передача форм и структуры предметов, величину и
соотношение частей;
4 год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно.
Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы,
где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства,
переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец,
показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше
времени отводиться на свободные темы, где ребята могут свободно
поработать, пофантазировать.
Форма организации деятельности - очная, групповая.
Форма аттестации – не предусмотрена. После
обучающимися программы документ об обучении не выдается.

освоения

Цель программы - приобщение младших школьников к искусству и
народным промыслам через изобразительную и творческую деятельность,
развитие у них нравственной ориентации, эстетической отзывчивости,
формирование творческой и созидающей личности.
Задачи:

Обучающие –
Развить практические умения и навыки творчества (техник): рисунка,
живописи, композиции.
- Обучить основным способам и техническим приемам обработки
глины начиная с самых простых деталей.

- Научить лепить различную посуду в ручном исполнении и
примитивные простые керамические декоративные украшения через
практические занятия, составлять простую композицию.

Развивающие –
развитие творческих способностей, фантазии и воображения,
образного мышления, используя игру цвета и фактуры различных
материалов, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих
идей.

Воспитательные –
формирование эстетического вкуса и эмоционально-ценностного
отношения к окружающему миру через творческую деятельность учащихся;

№

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 уровень (первый год обучения)
Тема модуля
Количество часов
Формы контроля

1 «Цветоведение»
2 « Рисуем и лепим

фантазируя»
3 « Основы рисунка»
4
« Мы – творцы»
ИТОГО

Теория Практика Всего
1
7
8
2
6
8
2
1

8
7

10
8

6

28

34

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение, участие в
мини-выставке

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Модуль 1. «Цветоведение»
Тема 1. Знакомство с королевой Кисточкой. «Что могут краски?»
(гуашь)
Теория: Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в
образовательную программу.) Изобразительные свойства гуаши. Основные
цвета. Смешение красок. Радуга.
Практика: Рисунок «Осьминожек».
Тема 2. «Что могут краски?» (гуашь)
Теория: Урок-игра. Возможности краски. Приём – растяжка.
Практика: Рисунок «Закат».
Тема 3. Знакомство со свойствами глины.
Теория: Традиционные способы лепки из глины.
Практика: Практическое знакомство с материалом. Рабочее
состояние глины. Выявление особенностей материала. Приемы лепки:

скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание,
прощипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.
Тема 4. Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах).
Теория: Сообщение детям о народных умельцах с демонстрацией
изделий.
Практика: Декоративное панно «Машинка»
Тема 5. Рисование животных (гуашь).
Теория: Способы рисования животных. Этапы работы. Разбор
сочетаний цветов.
Практика: Творческая работа «Панда».
Тема 6. Рисование животных (гуашь).
Теория: Способы рисования животных. Этапы работы. Разбор
сочетаний цветов.
Практика: Творческая работа «Жирафы».
Тема 7. Способы лепки –плоская игрушка (глина).
Теория: Способы лепки: пластический (из целого куска),
конструктивный (лепка по частям) и комбинированный.
Практика: Выполнение упражнений по лепке различными способами.
Лепка и декор плоскостной игрушки «Рыбка».
Тема 8. Способы лепки –плоская игрушка (глина).
Практика: Выполнение упражнений по лепке различными способами.
Лепка и декор плоскостной игрушки «Сердечко для мамы».
Модуль 2. «Рисуем и лепим фантазируя»
Тема 9. Рисование зимнего пейзажа (гуашь).
Теория: Сообщение учащимся про «зимнюю» палитру. Основы
рисования снега, снежинок, тень на снегу.
Практика: Творческая работа «Снеговик».
Тема 10. Рисование зимнего пейзажа (гуашь).
Теория: Сообщение учащимся про основы перспективы,
ограниченную палитру, характер деревьев.
Практика: Творческая работа «Зимний лес»
Тема 11. «Колокольчик» (глина).
Теория: Сообщение детям о способах лепки колокольчиков.
Демонстрация готовых изделий.
Практика: Лепка и декор колокольчика.
Тема 12. Роспись по глине.
Теория: Сообщение о росписи глиняных изделий. Приёмы нанесения.
Практика: Роспись рыбок, сердечек, машинок – всех плоскостных
изделий.
Тема 13. «Зима» (гуашь).
Теория: Познавательная информация о северном сиянии, способы его
передачи на плоскости гуашью методом растяжки, используя грамотно
палитру.

Практика: Творческая работа «Северное сияние»
Тема 14. «Зима» (гуашь).
Теория: Познавательная информация о пингвинах. Приёмы
изображения.
Практика: Творческая работа «Пингвины».
Тема 15. Лепка «Ёлочная игрушка» (глина).
Теория: Способы изготовления плоскостной игрушки, декорирование.
Практика: Изготовление ёлочек, варежек, сердечек.
Тема 16. Лепка. Керамическая миниатюра «Тапочек»» (глина).
Теория: Способы изготовления плоскостной игрушки, декорирование.
Практика: Изготовление керамической миниатюры «Тапочек».
Модуль 3. «Основы рисунка»
Тема 17. Птицы (гуашь).
Теория: Способы изображений птиц, цветовая палитра, форма.
Познавательная информация о птицах.
Практика: Творческая работа «Снегири».
Тема 18. Птицы (гуашь).
Теория: Способы изображений птиц, цветовая палитра, форма.
Познавательная информация о птицах.
Практика: Творческая работа. Изображение птиц «Воробьи».
Тема 19. Лепка «Павлин» (глина).
Теория: Способы лепки павлина методом вытягивания.
Практика: Лепка павлина.
Тема 20. Новогодний натюрморт (восковые мелки).
Теория: Особенности натюрморта.
Практика: Натюрморт
Тема 21. Изображение животных «Хамелеон» (восковые мелки).
Теория: Способы изображений животных. Поэтапная раскладка.
Подбор цвета.
Практика: Творческая работа «Хамелеон», «Жирафы»
Тема 22. Копилочка (глина).
Теория: Способы лепки. Декор.
Практика: Лепка копилочки.
Тема 23. Роспись готовых изделий (глина).
Теория: Способы росписи.
Практика: Роспись готовых изделий «Ёлочная игрушка», «Тапочек»
(глина)
Тема 24. Букет цветов. Натюрморт настроения (гуашь).
Теория: Законы натюрморта. Способы изображений цветов, мазки,
приёмы.
Практика: Творческие работы «Букет для мамы»
Тема 25. Весенний пейзаж (гуашь).
Теория: Законы перспективы. «Весенняя» палитра.
Практика: Творческие работы «Весенний пейзаж».

Тема 26. Лепка декоративных изделий (глина).
Теория: Формировать умения передавать выразительные особенности
декоративных изделий. Просмотр (узоров, формы). Показ с объяснением
лепки.
Практика: Лепка крупных деталей и простых элементов, скрепление
деталей между собой. Лепка по образцу и по своим эскизам.
Модуль 4. «Мы – творцы»
Тема 27. Рисование животных (акварель).
Теория: Способы изображений животных. Поэтапная раскладка.
Подбор цвета.
Практика: Творческая работа «Лев».
Тема 28. Рисование животных (акварель).
Теория: Способы изображений животных. Поэтапная раскладка.
Подбор цвета.
Практика: Творческая работа «Несуществующее животное».
Тема 29. Керамическая миниатюра «Черепашка» (глина).
Теория: Изготовление сувениров использую знакомые приёмы лепки.
Практика: Лепка черепашки
Тема 30. Керамическая миниатюра «Кошечка» (глина).
Теория: Изготовление сувениров используя знакомые приёмы.
Практика: Лепка кошечки.
Тема 31. Композиция из кактусов (гуашь).
Теория: Правила композиции.
Практика: Рисование кактусов.
Тема 32. Воздушный шар (гуашь).
Теория: Законы перспективы. Выбор палитры.
Практика: Творческая работа «Воздушный шар».
Тема 33. Лепка керамических миниатюр по выбору (глина).
Практика: «Крокодил», «Такса», «Улитка»
Тема 34. Лепка керамических миниатюр по выбору (глина).
Практика: Оформление выставки.
УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№

Тема модуля

1 «Цветоведение»
2 « Рисуем и лепим фантазируя»
3 « Основы рисунка»
4
« Мы – творцы»
ИТОГО

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

2
1
1
2

6
7
9
6

8
8
10
8

6

28

34

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
участие в минивыставке

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2 год обучения
Модуль 1. «Цветоведение»
Тема 1. Краски радуги «Зонтик» (акварель).
Теория: Три основные краски, строящие многоцветие мира.
Практика: Рисунок- «Зонтик»
Тема 2. В цирке весело всегда (акварель).
Теория: Сочетание цветов. Аппликация из ваты на фоне.
Практика: Рисунок- «Цирковая собачка»
Тема 3. Лепка на основе жгута «Фоторамка» (глина).
Теория: Традиционные способы лепки из глины. Способы лепки .
Практика: Практическое знакомство с материалом. Рабочее
состояние глины. Выявление особенностей материала. Приемы лепки:
скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание,
прощипывание, сгибание, заглаживание. Изготовление фоторамки.
Тема 4. Декоративное панно «Слоник».
Практика: Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание,
оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание.
Изготовление слоника с налепными декорациями.
Тема 5. Рисуем осень. «Совушка».
Теория: Разбор «осенней» палитры.
Практика: Творческая работа «Совушка»
Тема 6. Мои любимые животные. Африка.
Теория: Сообщение учащимся о способах рисования силуэтов на фоне
заката. Разбор по этапам работы. Разбор сочетаний цветов «осенней»
палитры.
Практика: Творческая работа «Африка»
Тема 7. Декоративное панно «Подводный мир» (глина).
Теория: Традиционные способы лепки из глины. Способы лепки
рыбок и водорослей.
Практика: Практическое знакомство с материалом. Рабочее
состояние глины. Выявление особенностей материала. Приемы лепки:
скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание,
прощипывание,
сгибание,
заглаживание.
Изготовление
сувенира
«Подводный мир»
Тема 8. Керамическая миниатюра «Замок».
Теория: Способы пластовой лепки. Работа с инструментом.
Практика: Лепка миниатюры по выданному шаблону.
Модуль 2. «Рисуем и лепим фантазируя»
Тема 9. Рисуем осень «Урожай».
Практика: Творческая работа «Урожай»»
Тема 10. Рисуем осень «Тыква».
Практика: Творческая работа «Тыква».
Тема 11. Дымковская игрушка «Козлик» (глина).

Теория: Продолжение знакомства с традиционными игрушками.
Способы лепки.
Практика: Создание традиционной дымковской игрушки «Козлик».
Тема 12. Роспись готовых изделий (глина).
Теория. Способы росписи.
Практика: Роспись готовых изделий.
Тема 13. «Балеринка».
Практика: Изображение морозных узоров. Рисунок с использованием
аппликации.
Тема 14. «Дед Мороз».
Теория: Повторение знаний о холодных цветах.
Практика: Изображение дома Деда Мороза. Повторение знаний о
холодных цветах.
Тема 15. Карандашница (глина).
Теория: Формообразование из жгутов и пластов. Декорирование
сосуда.
Практика: Создание сосуда из жгутов.
Тема 16. Декоративное панно «Дорога».
Практика: Создание панно используя знакомые приёмы.
Коллективная работа.
Модуль 3. «Основы рисунка»
Тема 17. Северные олени.
Практика: Творческая работа: изображение оленей на фоне северного
пейзажа.
Тема 18. Лиса в зимнем лесу.
Теория: Перспектива, палитра.
Практика: Творческая работа «Лиса в зимнем лесу»
Тема 19. Маска (глина).
Теория: История маски. Способы передачи эмоций в маске.
Практика: Создание декоративной маски.
Тема 20. Фантазия «День- ночь» (гуашь).
Теория: Повторение тёплых и холодных тонов.
Практика: Творческая работа «Солнце- луна» начало работы.
Тема 21. Фантазия «День- ночь» (гуашь).
Теория: Повторение тёплых и холодных тонов.
Практика: Творческая работа «Солнце- луна» завершение работы.
Тема 22. Декоративное панно «Зимний лес» (глина).
Теория: Создание панно способом налепки.
Практика: Декоративное панно «Зимний лес»
Тема 23. Роспись готовых изделий (глина).
Теория. Способы росписи.
Практика: Роспись готовых изделий.
Тема 24. Весенние цветы (восковые мелки).

Теория: Сообщение о мелках, способы нанесения на бумагу с
демонстрацией.
Практика: Творческие работа «Тюльпаны»
Тема 25. Воздушные шары (восковые мелки).
Практика: Творческие работа «Воздушные шары» используя мелки и
акварельный фон.
Тема 26. Домик- подсвечник (глина).
Теория: Формообразование домика из пластов. Декорирование с
помощью штампов и кружев.
Практика: Создание домика.
Модуль 4. «Мы – творцы»
Тема 27. Рисование животных (акварель).
Теория: Способы изображений животных. Поэтапная раскладка.
Подбор цвета.
Практика: Творческая работа «Панда» фон, силуэт, окрас панды.
Тема 28. Рисование животных (акварель).
Теория: Способы изображений животных. Поэтапная раскладка.
Подбор цвета.
Практика: Творческая работа «Панда» завершение работы,
декорирование бабочками.
Тема 29. Сувенир- колокольчик «Рыбка» (глина).
Теория: способ лепки лаптей. Декорирование.
Практика: лепка сувенира «лапти»
Тема 30. Сувенир- колокольчик «Поющие ангелы» (глина).
Теория: способ лепки лаптей. Декорирование.
Практика: лепка сувенира «лапти»
Тема 31. Рисование морского пейзажа.
Теория: Законы перспективы, способы передачи заката, волн.
Практика: Творческая работа «Море в закате». Фон- море, горы.
Тема 32. Рисование морского пейзажа.
Теория: Законы перспективы, способы передачи заката, волн.
Практика: Творческая работа «Море в закате». Изображение
кораблей на готовом фоне.
Тема 33. Лепка на свободную тематику (глина).
Теория: Подведение итогов.
Практика: Лепка сувенира по выбору детей, используя различные
способы.
Тема 34. Роспись готовых изделий(глина).
Теория: Подведение итогов.
Практика: Роспись готовых изделий. Оформление выставки.

№

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
Тема модуля
Количество часов

Формы

1
2
3
4

Теория Практика Всего
1
7
8
«Цветоведение»
1
7
8
« Рисуем и лепим фантазируя»
1
9
10
« Основы рисунка»
1
7
8
« Мы – творцы»
ИТОГО

4

30

контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
участие в
мини-выставке

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
3 год обучения
Модуль 1. «Цветоведение»
Тема 1. Золотой ключик (гуашь).
Теория: Закрепление знаний, полученных в 1 и 2 году обучения.
«Фон». Использование в работе фона и цвета.
Практика: Рисунок- «Буратино»
Тема 2. Огородный (гуашь).
Теория: Способы композиции. Использование в работе фона, и
композиций из сухих листьев.
Практика: Рисунок- «Пугало»
Тема 3. Магнитик- подсолнух (глина).
Теория: Традиционные способы лепки из глины.
Практика: «Магнитик- подсолнух» с использованием налепных
элементов.
Тема 4. Народная игрушка- свистулька (глина).
Теория: Способы лепки свистульки.
Практика: Лепка свистульки простой формы.
Тема 5. Витражи для замка волшебницы – Осени» (гуашь).
Теория: Понятие витраж. Познакомить детей с техникой печатания
листьев, развивать цветовосприятие, научить смешивать краски прямо на
листьях.
Практика: Творческая работа «Замок Осени» (фон, замок)
Тема 6. Волшебница О сень» (гуашь).
Практика: Творческая работа «Портрет Осени» с использованием
аппликации из сухих листьев.
Тема 7. «Экипаж- лошадка» (глина).
Теория: Традиционные способы лепки из глины.
Практика: Лепка лошадки.
Тема 8. «Экипаж- карета» (глина).
Теория: Традиционные способы лепки из глины.
Практика: Лепка кареты, декорирование налепными элементами.
Модуль 2. «Рисуем и лепим фантазируя»
Тема 9. Пейзаж. «Воздушный шар». (восковые мелки, акварель).

Теория: «Каким бывает небо в природе и на картинах художников.»
Знакомство с картинами художника Н. Рериха. Закрепление работы в
технике по-сырому.
Практика: Творческая работа «Воздушный шар»
Тема10.
Пейзаж. «Белогривые лошадки». (восковые мелки,
акварель).
Практика: Творческая работа «Белогривые лошадки»
Тема 11. Изразцы (глина).
Теория: История изразцов. Технология изготовления.
Практика: Создание эскиза. Создание изразца по эскизу «Цветы».
Тема 12. Изразцы (глина).
Практика: Создание эскиза. Создание изразца по эскизу «Лев»
Тема 13. «Необычные деревья».
Теория: Изображение разнообразных форм деревьев, работа с тушью,
совершенствование умения без напряжения проводить линии в нужном
направлении, не вращая лист бумаги. Изображение абстрактных элементов
в изображении деревьев.
Практика: Творческая работа «Пейзаж» (разработка концепции,
начало работы)
Тема 14. «Необычные деревья».
Практика: Творческая работа «Пейзаж» (прорисовывание мелких
деталей, завершение работы)
Тема 15. Роспись готовых изделий.
Практика: Роспись магнитика, свистульки, экипажа.
Тема 16. Роспись готовых изделий.
Практика: Роспись изразцов.
Модуль 3. «Основы рисунка»
Тема 17. «Витражи для замка Зимушки – Зимы» (гуашь).
Теория: История витража. Выполнение витража в монотонной
холодной гамме.
Практика: Творческая работа «Замок Зимушки».
Тема 18. «Снегурочка» (гуашь).
Теория: Основы портрета.
Практика: Творческая работа «Снегурочка».
Тема 19. Русская печь- подсвечник (глина).
Теория: Соединение пластов, техника выполнений прорезей.
Практика: Создание подсвечника из пластов.
Тема 20. «Зимняя сказка» (гуашь).
Теория: Основы перспективы. Холодная палитра.
Практика: Творческая работа «Зимний пейзаж» фон, задний план.
Тема 21. «Зимняя сказка» (гуашь).
Практика: Творческая работа «Зимний пейзаж» передний план,
завершение работы.
Тема 22. Керамический кулон (глина).

Теория: Способы изготовлений простых кулонов. Декорирование и
предание формы с помощью трафаретов.
Практика: Изготовление кулонов по выбору
Тема 23. Керамический кулон (глина).
Теория: Способы изготовлений простых кулонов. Декорирование и
предание формы с помощью трафаретов.
Практика: Изготовление кулонов по выбору.
Тема 24. Портрет мамы.
Теория: Конструкция головы человека, и её основные пропорции.
Практика: «Портрет» (простой карандаш)
Тема 25. Портрет мамы.
Практика: «Портрет» (акварель, гуашь) раскрашивание портрета,
оформление рамки.
Тема 26. Роспись готовых изделий.
Практика: Роспись русской печи (подсвечник)
Модуль 4. «Мы – творцы»
Тема 27. Весенний пейзаж (гуашь).
Теория: Перспектива, весенняя палитра.
Практика: Творческая работа «Весенний пейзаж».
Тема 28. Весенний пейзаж (гуашь).
Практика: Творческая работа «Весенний пейзаж» (дом на переднем
плане, верба, завершение работы)
Тема 29. Волшебный замок.
Теория: Формообразование используя пласты, жгуты, налепы.
Практика: Изготовление замка.
Тема 30. Сундук волшебника- копилка.
Теория: Формообразование с помощью пластов, декорирование
подручными средствами.
Практика: Создание сундучка.
Тема 31. Натюрморт «Подсолнухи».
Теория: Изображение объёма на плоскости. Свет и тень.
Практика: Творческая работа «Подсолнухи».
Тема 32 Юные дизайнеры.
Теория: Приёмы композиции.
Практика: Оформление выставки
Тема 33. Роспись готовых изделий.
Практика: Роспись кулонов, замка.
Тема 34. Роспись готовых изделий.
Практика: Роспись сундука. Оформление мини-выставки.
УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения
№

Тема модуля

Количество часов
Теория Практика
Всего

Формы
контроля

1 «Цветоведение»
2 « Рисуем и лепим фантазируя»
3 « Основы рисунка»
4
« Мы – творцы»
ИТОГО

2
1
2
2

6
7
8
6

8
8
10
8

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
участие в
мини-выставке

7
27
34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
4 год обучения
Модуль 1. «Цветоведение»
Тема 1. Вводное занятие. Цветовая шкала.
Теория: «Цветовая шкала. Теплые и холодные цвета. Теория цвета.
Цветы в три краски». Повторение изученного за 1, 2 и 3 год обучения.
Основные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и
холодные цвета.
Практика: Рисунок- «Бабочка»
Тема 2. Цветовая шкала- «Летняя фантазия».
Теория: Основные цвета. Хроматические и ахроматические цвета.
Теплые и холодные цвета.
Практика: Рисунок- «Летняя фантазия»
Тема 3. Декоративное панно «Осень».
Теория: Виды панно. Способы лепки.
Практика: Создание панно в виде тарелочки. Оформить способом
налепки.
Тема 4. Декоративное панно «Рыбка».
Теория: Виды панно. Способы лепки.
Практика: Создание панно. Оформить способом налепки.
Тема 5. Подсолнухи.Натюрморт (гуашь).
Теория: Изображение объёма на плоскости, Свет и тень.
Практика: Творческая работа «Подсолнухи»
Тема 6. Подсолнухи. Натюрморт (гуашь).
Теория: Изображение объёма на плоскости, Свет и тень.
Практика: Творческая работа «Подсолнухи» завершение работы.
Тема 7. Роспись готовых изделий.
Теория: Приёмы росписи.
Практика: Роспись декоративного панно «Осень».
Тема 8. Роспись готовых изделий.
Теория: Приёмы росписи
Практика: Роспись декоративного панно «Рыбка»
Модуль 2. «Рисуем и лепим фантазируя»
Тема 9. «Тыква» - рисование с натуры. осенний натюрморт.
Теория: Набросок, палитра, освещение.
Практика: Творческая работа «Тыква»
Тема 10. «Тыква» - рисование с натуры. «Осенний натюрморт».
Практика: Творческая работа «Тыква»

Тема 11. Вазочка (глина).
Практика: Лепка и декор вазочки с изгибом
Тема 12. Керамическая миниатюра «Рыба- кит» (глина).
Практика: Лепка и декор керамической миниатюры «Рыба- кит»
Тема 13. Зимний пейзаж.
Теория: Размывка. Слияние тонов. Пейзаж
Практика: Творческая работа: Изображение пейзажа с помощью
приема размывки, смешивания тонов.
Тема 14. Зимний пейзаж.
Теория: Размывка. Слияние тонов. Пейзаж
Практика: Творческая работа: Изображение пейзажа с помощью
приема размывки, смешивания тонов.
Тема 15. Таволжская свистулька.
Теория: Знакомство с традиционными уральскими свистульками.
Способы создания свистульки. Особенности лепки.
Практика: Изготовление свистульки в виде курицы или петуха.
Тема 16. Роспись готовых изделий.
Теория: Приёмы росписи
Практика: Роспись вазочки и жирафа.
Модуль 3. «Основы рисунка»
Тема 17. Животные в движении (мелки).
Теория: Изображение животных. Фактура шкуры животных
Практика: Творческая работа «Тигр»
Тема 18. Животные в движении (мелки).
Теория: Изображение животных. Фактура шкуры животных
Практика: Творческая работа «Тигр»
Тема 19. Светильник «Улитка».
Теория: Способы лепки и работы с инструментом.
Практика: Создание светильника.
Тема 20. Фантазия «Космос» (гуашь).
Теория: Размывка. Слияние тонов.
Практика: Творческая работа «Космическая история»
Тема 21. Фантазия «Космический корабль» (гуашь).
Теория: Размывка. Слияние тонов.
Практика: Творческая работа «Космическая история»
Тема 22. Дымковская свистулька.
Теория: Способы лепки и работы с инструментом. Технология
пробивания отверстий для звука.
Практика: Свистулька «петушок»
Тема 23. Роспись готовых изделий.
Теория: Приёмы росписи
Практика: Роспись Таволжской свистульки и светильника «Улитка»
Тема 24. Портрет мамы (простой карандаш).
Теория: Конструкция головы и её пропорции

Практика: Портрет мамы.
Тема 25. Автопортрет (простой карандаш).
Теория: Конструкция головы и её пропорции
Практика: Автопортрет.
Тема 26. Сувенир «подкова» (глина).
Теория: Способы лепки, Работа с инструментом и штампами.
Практика: Создание сувенира «подкова»
Модуль 4. «Мы – творцы»
Тема 27. Рисование человека.
Теория: Пропорции в изображении двигающегося человека.
Практика: Творческая работа наброски человека в разном
положении.
Тема 28. Рисование человека.
Теория: Пропорции в изображении взрослого человека и ребёнка.
Практика: Творческая работа «Прогулка».
Тема 29. Декоративная композиция «Жирафы» (глина).
Теория: Основы композиции. Лепка способом вытягивания.
Декорирование.
Практика: Композиция «Жирафы»
Тема 30. Роспись готовых изделий (глина).
Теория: Приёмы росписи
Практика: Роспись подковы, свистульки.
Тема 31. Человек в движении.
Теория: Законы изображения человека в движении.
Практика: Творческая работа «На море».
Тема 32. Человек в движении.
Теория: Законы изображения человека в движении.
Практика: Творческая работа «На море».
Тема 33. Декоративное панно «Солнце- луна» (глина).
Теория: Способы лепки. Работа с инструментом.
Практика: Создание панно «солнце- луна»
Тема 34. Я - мастер (глина).
Теория: Анализ работ.
Практика: Оформление выставки.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
Дата
Количество Количеств Количество Режим занятий
обучения
начала окончания учебных о учебных учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
1 год
1 сентября 31 мая
34
34
34
1 занятие по 1
часу в неделю
2 год
1 сентября 31 мая
34
34
34
1 занятие по 1
часу в неделю

3 год

1 сентября

31 мая

34

34

34

4 год

1 сентября

31 мая

34

34

34

1 занятие по 1
часу в неделю
1 занятие по 1
часу в неделю

Каникулы 31 октября - 6 ноября
31 декабря – 8 января
27 марта – 2 апреля

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку,
обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами
художественного языка;
- формирование эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии; усидчивости, терпеливости.
- формирование эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- первоначальные представления о гончарном деле как сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для
человека;
- устойчивый интерес к новым, нетрадиционным видам прикладного
творчества в работе с глиной, новым способам и неожиданным решениям в
технологии и материаловедении, новым способам самовыражения.
Метапредметные результаты
- Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться
составлять
план
и
последовательность
действий,
определять
последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий
с учётом конечного результата, осуществлять контроль по результату и
способу действия, адекватно оценивать результат выполнения задания;
- Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки
рассуждений, планировать деятельность исследовательского характера,
выбирать эффективные способы изготовления изделий; анализировать
объекты;
- проводить сравнение, классификацию, синтез по разным критериям;
- рассуждать о применении тех или иных художественных средств;
- проводить наблюдения и эксперименты по использованию глины;

- делать выводы.
- Коммуникативные. Учащиеся получат возможность научиться
организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество с
педагогом и сверстниками, работать в группе, распределять функции и
роли, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, аргументировать свою позицию.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения программы является
формирование следующих знаний и умений.
Учащиеся получат возможность научиться:
1-2 год обучения
- выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные
пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая
при этом лист бумаги;
-использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в
соответствии с задачей и сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь
элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение (изображать на листе
бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние
предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой,
использовать художественную выразительность материалов (акварель,
гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность
в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно
обобщенных и переработанных форм растительного мира, из
геометрических форм;
В керамической деятельности:
-лепить из глины несложные объекты (фрукты, животных, человека,
игрушки);
- получить элементарные навыки росписи по керамике.
3 год обучения
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои
впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции
и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения,
наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств
выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов,
сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями
другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д.
В рисовании на темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте,
пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения,
композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью),
добиваться образной передачи действительности
В керамической деятельности:
- самостоятельно выполнять изделия по образцу, рисунку, эскизу
- знать названия, правила пользования инструментами и
приспособлениями для обработки глины;
4 год обучения
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных
предметов;
- цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в
пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными
деталями;
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя
для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов,
репродукций;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного
замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
-проводить экскурсию по выставке работ.
В керамической деятельности:
- самостоятельно изготавливать изделия из глины при помощи
технологических карт различными способами;
- знать названия, правила пользования инструментами и
приспособлениями для обработки глины.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Контроль за усвоением качества знаний проводиться на трех уровнях:
─
1-й год обучения – воспроизводящий (репродуктивный) –
воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит
учебную информацию, выполняет задания по образцу.

─
2-й год обучения – конструктивный – преобразование
имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную
ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;
─
3-й-4-й год обучения – творческий – овладение приемами и
способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую
ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной
деятельности.
При этом используются различные критерии оценивания знаний и
умений учащихся:
─
личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же
прошлыми знаниями и установление динамики продвижения ученика в
обучении и развитии;
─
сопоставительный – сравнения уровня знаний различных
учащихся, групп.
Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения
учащимися проектных заданий.
Таблица оценивания результатов
Оцениваемые
параметры
Уровень
теоретических
знаний

Низкий

Средний

Высокий

Обучающийся
знает
фрагментарно
изученный
материал.
Изложение
материала
сбивчивое,
требующее
корректировки
наводящими
вопросами.

Обучающийся знает Обучающийся
изученный материал, знает
изученный
но
для
полного материал. Может
раскрытия
темы дать
логически
требуется
выдержанный
дополнительные
ответ,
вопросы.
демонстрирующий
полное
владение
материалом.

Уровень
практических
навыков и умений
Работа с
Требуется
Требуется
Четко и безопасно
материалами
постоянный
периодическое
работает
с
контроль
напоминание о том, материалами.
педагога
закак
работать
с
выполнением материалами
правил
по
технике
безопасности.
Способность
Не
можетМожет изготовить Способен

изготовления
изготовить
модель, рисунок по изготовить модель,
модели, рисунка помодель,
образцу
при рисунок
по
образцу
рисунок
по подсказке педагога. образцу.
образцу
без
помощи
педагога
Степень
Требуется
Нуждается
в Самостоятельно
самостоятельности постоянные
пояснении
выполняет
изготовления
пояснения
последовательности операции
при
модели
педагога
при работы, но способен изготовлении
изготовление после объяснения к модели, рисунка.
модели,
самостоятельным
рисунка.
действиям.
Качество
Модель,
Модель,
рисунок Модель, рисунок не
выполнения работы рисунок
в требует
требует
целом
незначительной
исправлений.
получена,
но корректировки.
требует
серьёзной
доработки.

Методическое обеспечение:
Материально - техническое оснащение занятий:
1.
Просторный оборудованный кабинет.
2.
Интерактивная доска.
3.
Ноутбук.
4.
Муфельная печь, глина.
5.
Наглядность (технологические карты, иллюстрации, готовые
работы из глины).
6.
Гуашь, пастель, акварельные краски, кисти, бумага для
черчения разного формата, акриловые краски для керамики, стеки,
кисточки, скалки и так далее.
Основная форма занятия:
Беседа и практическая работа (рисование, лепка)
1.Дружественное приветствие.
2.Вводная беседа.
3.Планирование работы.
4.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
5.Практическая работа (реализация решений).
6. Анализ работы (продукта труда и деятельности).
7.Уборка рабочего места.

Кадровое обеспечение: образовательный процесс обеспечивается
педагогическими
кадрами,
имеющими
базовое
образование,
соответствующее профилю программы и опыт деятельности в
соответствующей
профессиональной
сфере
и
систематически
занимающимися научно-методической деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы для педагога:
1.Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Акунова Л.Ф. «Технология производства и декорирования
художественных керамических изделий», М., «Высшая школа», 1994.
3.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись.
Композиция / Г.В. Беда. М, Просвещение,2003.
4.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб.заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
5.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство:
теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Вибьен П. “Поделки из глины” Росмэн Москва 2008.
7.Волков, Н.Н. Композиция в живописи. Цвет в живописи / Н.Н.
Волков. – М., Просвещение, 2006.
8. Данкевич Е., Жакова О. «Знакомьтесь: глина», С-Пб., «Кристалл»,
1998.
9. Иогансон, Б.В. Школа изобразительного искусства / Б.В Иогансон.
– М.: Изобразительное искусство, 2004.
10. Малолетков «Керамика», Москва, «Юный художник», 2000.
11. Миклашевский А.И. «Технология художественной керамики»,
г.Ленинград, 1971.
12.Каллинг, А. Акварельная живопись / А. Каллинг. – М.: Искусство,
2002
Список литературы для педагога:
1.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство:
теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Вибьен П. “Поделки из глины” Росмэн Москва 2008.
3.Волков, Н.Н. Композиция в живописи. Цвет в живописи / Н.Н.
Волков. – М., Просвещение, 2006.
4. Данкевич Е., Жакова О. «Знакомьтесь: глина», С-Пб., «Кристалл»,
1998.
5. Иогансон, Б.В. Школа изобразительного искусства / Б.В Иогансон.
– М.: Изобразительное искусство, 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».