Математический аукцион 7-8 2022

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Математический аукцион 7 - 8»

Возраст обучающихся: 13 – 15 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель: Киврина Л.В.,
учитель математики

Екатеринбург
2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная обще развивающая
программа «Математический аукцион 7- 8» (далее - программа) разработана
в соответствии со следующими документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально2

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
15. Изменения
в
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от
04.03.2022 г. № 219-д.
16. Устав МАОУ гимназии № 144.
17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных
услуг.
Направленность программы: естественнонаучная.
Данная программа направлена на воспитание качеств личности,
необходимых для успешной интеграции ребенка в коллективе, а так же в
современном обществе. Программа направлена на активное участие ребенка в
обучении,
процессе
накопления
эмоционально-ценностного
и
коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов
деятельности, потенциала способностей и потребностей. При этом, нахождение
общих путей решения выступает как средство взаимопонимания, дружелюбия
и успешного диалога в различных ситуациях общения.
Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей
(законных представителей) обучающихся, современных требований
модернизации образования определенных Концепцией математического
образования и потенциале гимназии. Организация внеклассной работы
способствует углублению знаний обучающихся, развитию их способностей,
логического мышления, расширению кругозора. Актуальность определяется и
особенностями подростковой психики 13-15 лет. Учет особенностей возраста отправная точка для конструирования курса «Математический аукцион 7-8».
При реализации содержания программы учитываются возрастные и
индивидуальные особенности и возможности, создаются условия для
успешности каждого ребенка.
Существует довольно обширная и разработанная область математики,
которой практически не охватывается школьным курсом. Это всевозможные
задачи, особенностью которых является то, что фабула часто может быть
выражена в форме головоломки, фокуса, игры, парадокса и т.п. Однако,
содержащиеся в них идеи весьма серьезны. Известны занимательные задачи,
явившиеся отправной точкой для зарождения новых математических теорий.
Использование таких задач, в практике обучения служит развитию интереса к
3

математике у обучающихся. Обучающиеся с такой математикой слабо знакомы,
к встрече с подобными задачами не готовы психологически, поэтому их
решение вызывает часто значительные затруднения. Ликвидировать указанный
пробел позволит данный курс.
Комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного
мышления, смекалки, наблюдательности и других способностей личности
создает базу для формирования прочных знаний и умений, повышает интерес к
процессу познания, готовит учащихся к профильному изучению математики.
Новизна данного курса заключается в том, что дает возможность изучить
основные темы школьной программы на углубленном уровне, что позволяет
лучше подготовиться к итоговой аттестации. Большим потенциалом в
продуцировании нового в образовательной программе обладают процессы
интеграции смежных направлений либо даже разных направленностей.
Педагогическая целесообразность программы:
 учет возрастных особенностей детей 13-15 лет;
 обеспечение
заинтересованности
ребенка
в
образовательной
деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы.
 коммуникативная
направленность
–
отбор
лексического
и
грамматического материала, представляющего личную значимость для
ребенка, создание ситуаций и условий, приближающих к общению в
естественных и бытовых условиях;
 программа практико-ориентирована на реальные ситуации общения;
каждая ситуация разыгрывается с учащимися и персонажами курса;
 формирование интереса к математике на основе первоначальных
простейших интересов, наглядности, включая CDROM, игровым моментам,
драматизации;
 проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности,
результатам его деятельности;
 забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм
работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую
деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и
развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить
рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание
использованию компьютеров и информационных технологий для усиления
визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Адресат:
По программе занимаются юноши и девушки в возрасте 13-15 лет. Набор
свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия
приходят дети с выраженным интересом расширению своих знаний по
математике и решению нестандартных математических и логических задач.
Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию на
неформальное общение, продуктивную творческую деятельность.
4

Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май
включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Объем программы – 64 часов
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 32 часа в год
2 год обучения: 32 часа в год
Форма реализации программы – традиционная, линейная
По уровню содержания: базовая программа.
Формы организации обучения - очная, групповая.
Технологии, используемые во внеурочной деятельности:
 технология совместной деятельности;
 здоровьесберегающие;
 дифференцированные (разноуровневые);
 игровые;
 групповые технологии - обучение в сотрудничестве;
 информационные;
 проблемного обучения,
 системно-деятельностный подход.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной
последовательности их предъявления. От репродуктивных, направленных на
актуализацию знаний - к частично-поисковым, ориентированным на овладение
обобщенными приемами познавательной деятельности.
Методы и приемы обучения:
 укрупнение дидактических единиц в обучении математике;
 знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам;
 иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий;
 индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с
последующим коллективным обсуждением;
 решение классических и нетрадиционных задач.
 дидактические игры.
Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися
программы документ об обучении не выдается.
Показатели оценки эффективности занятий:
 степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
 познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность,
обеспечивающие положительные результаты;
5

 результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно (словесная оценка);
 умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности,
символические и графические) средства;
 способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме;
 оригинальность ответа.
Методы отслеживания результативности:
 педагогическое наблюдение;
 педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования,
зачётов,
взаимозачётов,
опросов,
выполнения
обучающимися
диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты мини проектов,
решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях
и т.п.
Косвенным показателем эффективности занятий является повышение
качества успеваемости по математике.
 Цель интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств
мышления через овладение конкретными математическими знаниями,
необходимыми для применения в практической деятельности,
Задачи
1.
Учебные
 пробудить интерес к использованию математики в играх, как
ролевых, занятиях рисованием на координатной плоскости,
конструированием в рамках сценария.
 формировать представления о математических идеях и методах
2.
Развивающие
 способствовать всестороннему развитию ребёнка:
 успешной социализации (развитие коммуникативных навыков,
умения выражать свои мысли, взаимодействие с ровесниками и
взрослыми);
 развитию эмоциональной сферы (положительное отношение к себе и
другим, эмпатия) и формированию эмоционально-ценностного опыта
общения;
 развитию коммуникативного опыта при работе в группе;
 развитию психических функций (внимание, память, мышление).
 формировть представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, понимания значимости математики для общественного
прогресса.
3.
Образовательные
 познакомить детей с элементами истории математики, различными
методами решения задач;
4.
Воспитательные
6



способствовать воспитанию положительных нравственных качеств
личности (пониманию и терпимости по отношению к другим,
толерантности и уважения к представителям иных культур,
ответственного отношения к учебе и порученному делу).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер
темы
1
1.1.

1.2.
1.3.

1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4.

4.1
5.

Название темы
Решение нестандартных
задач.
Текстовые задачи на
количественные
соотношения.
Текстовые задачи на
движение.
Текстовые задачи на
использование сложных
процентов.
Банковские задачи.
Задачи на пропорциональное
деление.
Экономические расчеты.
Функциональная
зависимость.
Графическая иллюстрация
решения уравнений.
Кусочно- заданные функции.
Построение графиков с
модулем.
Построение графиков с
использованием симметрии.
Преобразование
выражений.
Пятое математическое
действие.
Треугольник Паскаля.
Линейные уравнения с
модулем.
Линейные уравнения с
параметром.
Математические модели
реальных ситуаций.
Возведение двучлена в
степень.
Разность п- х степеней.
Практические задачи с
геометрическим
содержанием.
Задачи на геометрическое
место точек.
Системы линейных
уравнений.

Количество часов
всего
теория
практика
Первый год обучения
11
5
6
2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
1

1
0

1
1

2
6

1
1

1
5

1

-

1

2
2

1
-

1
2

1

0

1

8

3

5

1

0

1

2
1

1
0

1
1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1
2

1
0

1
2

2

1

1

5

2

3

Формы
контроля
Наблюдение в
ходе
выполнения
заданий

Наблюдение в
ходе
выполнения
заданий

Наблюдение в
ходе
выполнения
заданий

Наблюдение в
ходе
выполнения
заданий
Наблюдение в
ходе
7

5.1
5.2

6.
6.1
6.2
6.3
6.4
7.

8.

8.1.
8.2.
8.3.
8.4.

Метод Крамера.
Метод Гаусса.

2
1
3
1
ИТОГО:
32
11
Второй год обучения
Делимость чисел.
12
4
Теоремы о делимости.
2
1
Периодичность остатков при
2
1
возведении в степень.
Переменные в целых числах.
4
1
Логические головоломки.
4
1
Решение олимпиадных
8
3
задач разных лет.

1
2
21

выполнения
заданий

8
1
1

Наблюдение в
ходе
выполнения
заданий

Применение решения
уравнений в инженерных
задачах. Графики.
Уравнения с модулем.
Диофантовы уравнения.
Возвратные уравнения.
Преобразование графиков
функций различными
способами.
ИТОГО:
ВСЕГО:

3
3
5

12

4

8

3
3
3
3

1
1
1
1

2
2
2
2

32
64

11
22

21
42

Решение
олимпиадных
заданий
Наблюдение в
ходе
выполнения
заданий

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Занятия являются основной формой работы по представленной
программе.
Теоретическая часть: обучающиеся получают знания об истории
развитии математики, о значении математики в жизни, о многогранности этой
науки, сферах ее применения, расширяют свой кругозор. Значительная часть
отводится на изучение тем, необходимых для восприятия целостной картины
науки, но не вошедших в состав основного курса математики, и решению
олимпиадных задач, задач ЗМШ, что помогает подготовиться к дальнейшему
обучению и способствует профориентации учеников.
Практическая часть: учатся осуществлять как самостоятельную
поисково-исследовательскую деятельность, так и работать в коллективе;
логически мыслить, делать выводы, обобщать и систематизировать знания,
опираясь на свой субъектный опыт; применять полученные теоретические
знания и умения при изучении других предметов и в повседневной жизни.
При выборе форм и методов работы учитываются психологические
особенности детей. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к
своим способностям, к выбору своей будущей профессии. Дети отличаются
познавательной и творческой активностью, пытаются самоутвердиться в
жизни. Руководитель должен создать условия для культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству. Поэтому
выбор форм должен быть разнообразным. Можно использовать такие:
словесные: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, выступления с
8

докладами-отчетами (на отчетные занятия можно приглашать учащихся, не
входящих в данное объединение), наглядные: таблицы, схемы, рисунки,
плакаты, графики, практические: поисково-исследовательская деятельность,
изготовление газет, плакатов, издание листовок, написание рефератов,
докладов, работа с учебными CD дисками и сетью Интернет.
Методика отслеживания результатов: участие в школьных и городских
олимпиадах, научно-практических конференциях, различных конкурсах,
оформление газет, написание докладов и рефератов, участие во внеклассных
математических мероприятиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1.
Учащиеся получат представление о целостном, социально
ориентированном взгляде на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы.
2.
Будет формироваться уважительное отношение к предмету,
истории возникновения, культуре других народов и стран.
3. Будут сформированы начальные навыки адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
4.
Будут развиваться мотивы учебной деятельности, и формироваться
личностный смысл учения.
5.
Будут развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
6.
Будут сформированы установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
7.
Будет сформирован опыт творческой деятельности.
Программа
«Математический
аукцион
7-8»
интегрирует
математическую речевую деятельность в другие виды деятельности,
свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную,
эстетическую.
 Продуктивные (изобразительные виды деятельности) – построение и
комбинирование фигур, построение графиков позволяют не только
произвести ребенку, какой - то продукт, отображая в нем свои впечатления,
но также развивают воображение, внимание, память, творческую мысль и
другие познавательные процессы.
 Каждый вид творческой деятельности эффективен для усвоения и
закрепления в непринужденной форме изученного в ходе занятия нового
логического материала, а также для развития творческого потенциала
каждого ребенка.
Метапредметные результаты
1.
Учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.
Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
9

3. Освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
4.
Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для
решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
6. Смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут
договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
7. Будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества;
Обучающийся, получит возможность научиться:
 овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства:
методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и
методом геометрических мест точек;
 научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных
задач.
 использовать догадку, озарение, интуицию;
 использовать такие математические методы и приёмы, как перебор
логических возможностей, математическое моделирование;
 приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с
помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов
 целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства.
Ученик получит возможность для формирования следующих УУД:
личностные – формирование познавательных интересов, повышение
мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение;
регулятивные – целеустремленности и настойчивости в достижении
целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
преодоление импульсивности, непроизвольности;
познавательные - постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения
признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера;
коммуникативные – распределение начальных действий и операций,
заданное предметным условием совместной работы; обмен способами
действия, заданный необходимостью включения различных для участников
моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной
работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения
различных моделей действия в общий способ деятельности; обеспечивающая
реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
планирование общих способов работы, основанное на предвидении и
определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности
10

и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия,
обеспечивающая
преодоление
ограничений
собственного
действия
относительно общей схемы деятельности.
Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование
(компьютерный класс, проектор, компьютер), видеоматериалы, компьютерные
программы. Занятия проводятся в кабинете математики.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год

2 год

Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим
начала окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения обучения
недель
дней
часов
12
31 мая
32
32
32
1
сентября
занятие
по 1
часу в
неделю
12
31 мая
32
32
32
1
сентября
занятие
по 1
часу в
неделю
Каникулы
31 октября -6 ноября
31 декабря – 8 января
27 марта – 2 апреля

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Обучающиеся получают знания об истории развития математики, о
значении математики в жизни, о многогранности этой науки, сферах ее
применения, расширяют свой кругозор. Значительная часть времени отводится
на изучение тем, необходимых для восприятия целостной картины науки, но не
вошедших в содержание основного курса математики, и решению
олимпиадных задач, что помогает подготовиться к дальнейшему обучению и
способствует профориентации учеников.
Материально - техническое оснащение занятий:
 Интерактивная доска.
 Ноутбук.
Основная форма проведения занятия. При выборе форм и методов
работы учитываются возрастные психологические особенности обучающихся.
В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к своим способностям, к
выбору своей будущей профессии. Отличаются познавательной и творческой
активностью, пытаются самоутвердиться в жизни, создать условия для
культурного
и
профессионального
самоопределения,
творческой
самореализации личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и
творчеству. Поэтому выбор форм должен быть разнообразным.
 словесные: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, выступления с
докладами отчетами (на отчетные занятия можно приглашать учащихся, не
входящих в данное объединение);
11

 наглядные: работа с интерактивной доской, презентации, таблицы,
схемы, рисунки, плакаты, графики;
 практические: поисково-исследовательская деятельность, изготовление
газет, плакатов, издание листовок, написание проектов, докладов, работа с
учебными CD дисками и сетью Интернет.
 игровые;
 творческая деятельность, связанная с применением новых знаний и
способов деятельности.
Преимущество комплексного занятия состоит в том, что отрабатываются
необходимые навыки, развиваются психические функции, происходит подача
нового и закрепление изученного материала на протяжении всего занятия,
поскольку все части занятия тематически неразрывно связаны между собой.
При этом создается благоприятная воспитательная среда для детей.
Методика отслеживания результатов: наблюдение, участие в школьных и
городских олимпиадах, научно-практических конференциях, различных
конкурсах, оформление газет, написание докладов и рефератов,
исследовательских проектах, участие во внеклассных математических
мероприятиях.
Кадровое обеспечение: образовательный процесс обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее
профилю программы и опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере и систематически занимающимися научнометодической деятельностью.

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
1.
Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Темы
школьного курса. – М.: Дрофа, 2002.
2.
Воронова Т.Я., Каширина Л.А. Уравнения и неравенства.
/Методическое пособие для заочной физико-математической школы МИФИ/ –
М.: 1999.
3.
Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение,
1992.
4.
Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории
вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 2005.
5.
Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория
вероятностей. – М.: Просвещение, 1990.
6.
Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка 5 класс. – М.:
Мнемозина, 2012.
7.
Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности.
Статистическая обработка данных. – М.: Мнемозина, 2004.
8.
Петраков И.С. Математические кружки 8 – 10 класс. – М.:
Просвещение, 1997.
9.
Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса
математики. – М.: Просвещение, 2000.
10. Рязановский А.Р., Зайцев Е.А. Дополнительные материалы к уроку
математики. Избранные темы школьного курса. Исторические очерки. – М.:
Дрофа, 2002.

Литература для учащихся
11. Брэгдон А., Феллоуз Л. Игры для ума. Упражнения для развития
математических, визуальных и логических способностей. – М.: ЭКСМО, 2005.
12. Быльцов С.Ф. Занимательная математика для всех. – С.-Пб.:
Питер, 2005.
13. Васильев Н.Б., Гутенмахер В.Л. и др. Заочные математические
олимпиады. – М.: Наука, 2001.
14. Мостселлер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с
решениями. – М.: Наука, 2006.
15. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные
занимательные задачи. – М.: Дрофа, 2005.
16. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия.
– М.: Астрель, 2003.
17. Скворцов В.В. Нескучные вычисления. – М.: Просвещение, 1999.
18. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М.:
Просвещение, 1999.
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».