ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» Возраст обучающихся: 7-12 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Устюгова Л.П. Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Направленность программы: художественная. Актуальность программы базируется на индивидуальной работе с детьми, с учетом их желаний, возможностей и занятости во внеурочное время по 5 видам рукоделия и прикладного творчества. Она направлена на вовлечение учащихся в творческую деятельность, которая наиболее полно раскрывается через обучение декоративно-прикладному искусству, так как оно занимает важное место в системе художественного воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности. Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что к обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь. Использование на занятиях самостоятельной, индивидуальной работы по технологическим, инструкционным и графическим картам позволяет осуществить развивающее образование, т. е. такое образование, которое, будучи индивидуально ориентировано на каждого учащегося, ставит своей основной целью его развитие и реальное продвижение. Главным принципом данного курса является чередование разных видов рукоделия. Теоретические сведения содержат основные данные, связанные с технологией изготовления изделий в различных техниках (оригами, изонить, вязание крючком и на спицах, сухое валяние и т. д.). Программа имеет блочно-модульную структуру и представляет собой комплекс тематически объединенных, но относительно самостоятельных составляющих – блоков и модулей, которые в зависимости от условий и индивидуальных пожеланий, учащихся можно изменить. Документально каждый блок представляет собой учебно-методический комплект. Каждый блок программы предусматривает практикум, который составляет не менее 75% времени от общего количества часов на тему. Учащиеся могут выбрать для себя любой вид рукоделия и в любой момент переключиться с одного вида рукоделия на другой. Педагогическая целесообразность программы: состоит в развитии у обучающихся сенсомоторных навыков (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук), что является средством коррекции психического развития младшего школьника; создание соответствующей учебной социально-профессиональной среды для обучающихся. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, с помощью таких видов художественного творчества, как оригами, изонить, вязание крючком и спицами, сухое валяния изделий из шерсти и дает возможность поверить в себя, в свои способности. Адресат: Программа предназначена для учащихся 7 – 12 лет; В этом возрасте начинает формироваться абстрактное мышление, поэтому младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу Объем программы – 136 часов Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 34 часа в год 2 год обучения: 34 часа в год Форма реализации программы – традиционная, линейная Форма организации деятельности – очная, групповая, 10 – 12 человек. Формы проведения занятий: словесные (сообщение, беседа), наглядные (работа с демонстрационными образцами, обсуждение образцов), практические (система групповых практических работ). Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. По уровню содержания: базовая программа. Курс изучения основ прикладных видов искусства и рукоделия: оригами, изо нити, вязания крючком и спицами, сухого валяния изделий из шерсти. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Контроль за усвоением качества знаний проводиться на трех уровнях: 1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу. 2-й уровень – конструктивный – преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным; 3-й уровень – творческий – овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности. При этом используются различные критерии оценивания знаний и умений учащихся: личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же прошлыми знаниями и установление динамики продвижения ученика в обучении и развитии; сопоставительный – сравнения уровня знаний различных учащихся, групп. Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися проектных заданий. Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой, тканью, шерстью и другими материалами. Задачи: Обучающие: создать условия для приобретения навыков изготовления изделий; готовить к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их на практике Развивающие: раскрыть истоки народного творчества и роль декоративноприкладного искусства, привить любовь к народному искусству; рассмотреть специфику художественной стороны народного творчества и раскрыть связь традиционных видов с современными видами; раскрыть интеллектуально-эстетический потенциал личности, включающий развитие познавательных способностей, эстетическое отношение к действительности (чувство красоты, умение оценивать результаты своей деятельности по законам красоты); раскрыть творческие способности ребенка, развить природой данные ему возможности, пробудить потребность к самореализации; создать условия для реализации творческих способностей учащихся через подключение к исследовательской деятельности. Воспитательные: воспитывать элементарные навыки самообслуживания, аккуратного и бережного обращения с инструментами, приспособлениями, материалами и пособиями; вырабатывать умение коллективного творчества. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество часов № Тема модуля 1 2 3 4 Тема «Оригами» Тема «Изонить» Тема «Вязание крючком и на спицах» Тема «Сухое валяние» ИТОГО: Теория Практика Всего 4 4 24 24 28 28 4 40 44 4 32 36 136 Формы контроля наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. Тема «Оригами». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). 2. Тема «Изонить». Обучение вышивке в технике «Изонить». Обучение работы по шаблонам и схемам; сочетание цвета фона и нитей. Особенности выполнения композиции. Последовательность выполнения: составление сюжета (эскиза), подбор фона и ниток, перенос эскиза на основной фон, выполнение композиции. Техника безопасности при работе с ножницами и иголкой. Изготовление композиций. 3. Тема «Вязание крючком и на спицах». Соблюдение правил поведения на занятиях, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом. Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б; правильно пользоваться вязальными крючками, спицами, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие № крючков и ниток. Четко выполнять основные приёмы вязания; вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки; 4. Тема «Сухое валяние». Раскрытие художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовка личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты реализации программы соответствуют ее цели, задачам и содержанию. Данная образовательная программа не нацелена на достижение предметных результатов основной образовательной программы начального, основного, среднего общего образования, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. К концу обучения по программе кружка «Умелые ручки» учащиеся приобретут необходимый уровень компетенций. Основным результатом реализации программы являются следующие компетенции: Личностные: способность умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности; умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости и понимания к чувствам других людей; использовать на практике навыки изобразительной деятельности;• работать с необходимыми инструментами и материалами; найти оригинальные композиционные решения в практической работе; свободно пользоваться всем диапазоном специальной терминологии; самостоятельно проанализировать выполненную работу, устранить ошибки; Метапредметные: умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, избегать шаблонности мышления; формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла; выстроить цепочку причинно-следственных связей, приведших к тому или иному результату. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников. Предметные: кратко знать историю видов рукоделия, способы компоновки рисунка в пространстве листа, азы конструктивного рисунка, основ цветоведения и колористики; современные тенденции в данном виде рукоделия; пользоваться современными источниками информации. (Интернет); уметь пользоваться инструментами, материалами и приспособлениями; владеть базовой терминологией данного вида рукоделия; владеть навыками согласованных действий в группе; иметь развитую фантазию и воображение КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения 1 год Дата начала обучения 12 сентября Дата окончания обучения 31 мая Количество учебных недель 32 Количество учебных дней 32 Количество учебных часов 32 Режим занятий 1 занятие по 1 часу в неделю Каникулы 31 октября -6 ноября 31 декабря – 8 января 27 марта – 2 апреля МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Просторный оборудованный кабинет; 2. Техническое оснащение для каждого вида техники (ножницы с тупыми концами, иглы, нитки разных цветов, спицы вязальные, пряжа и т.д.) 3. Цветные карандаши, ручки, фломастеры 4. Презентационные материалы по тематике разделов СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ Учебные пособия: Антуганова Н. П. Необыкновенные композиции //Школа и производствоМ.,1998. - № 4. Леонова О. В. Рисуем нитью. - М., 2004. Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. - 1998, № 4. - Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество. - 1998, № 5. Симакова Е. В., Уварова О. В. Изонить //Школа и производство. – М. Методическая литература: Азбука вязания. Новые техники. Самые красивые модели. – М.: Внешсигма АСТ, 2000 Андреева И. Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Большая советская энциклопедия. – М.: ВТО, 1992 – 1997 Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ-Пресс Книга, 2010 Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М.: Знание. – 1993, 1997. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993. - Карпова Е. Мещерякова С. Серия азбука вязания. Изысканные детские модели. - М.: Внешсигма, 2000 - 32 с. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005. Мартыненко И. П. Вязание и мода. – М.: Изд. «Легкая индустрия», 1980 - Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль. Академия развития, 1998 Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: Просвещение, 1992 - 96 с. Циркулик Н. Твори, выдумывай, пробуй! Труд. Учебник для 3-го класса. – Самара, 2004. Школа вязания на спицах. Секреты мастерства. Журнал модный. № 27. -Энциклопедический словарь юного художника, изд-во «Большая Российская энциклопедия». – М.: 1997. -Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. – СПб., «Литера», 1997 -Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация. – СПб., «Кристалл», 2001 -Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с. -Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с. -Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с. -Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с. -Власова А.А., Карельсткая И. Ю. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновении». 2013 г. -Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц,– М.: Эскимо, 2012 г. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ Пособие по изонити http://www.vishivka-krestikom.ru/kategorii-vyshivki/izonit Новые записи в технике изонити http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452 схемы изонить http://vishivashka.ru/tehnika/izonit.php Нитяная графика http://www.liveinternet.ru/ История изонити https://ru.wikipedia.org Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)