Умелые ручки 2022

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Умелые ручки»

Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Устюгова Л.П.
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Умелые ручки» (далее - программа) разработана в соответствии
со следующими документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими

рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от
04.03.2022 г. № 219-д.
16. Устав МАОУ гимназии № 144.
17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных
услуг.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы базируется на индивидуальной работе с
детьми, с учетом их желаний, возможностей и занятости во внеурочное время
по 5 видам рукоделия и прикладного творчества. Она направлена на
вовлечение учащихся в творческую деятельность, которая наиболее полно
раскрывается через обучение декоративно-прикладному искусству, так как
оно занимает важное место в системе художественного воспитания и
способствует развитию творческого потенциала личности.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том,
что к обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет
работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям,
которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Использование на занятиях самостоятельной, индивидуальной работы по
технологическим, инструкционным и графическим картам позволяет
осуществить развивающее образование, т. е. такое образование, которое,
будучи индивидуально ориентировано на каждого учащегося, ставит своей
основной целью его развитие и реальное продвижение.
Главным принципом данного курса является чередование разных видов
рукоделия. Теоретические сведения содержат основные данные, связанные с
технологией изготовления изделий в различных техниках (оригами, изонить,
вязание крючком и на спицах, сухое валяние и т. д.).

Программа имеет блочно-модульную структуру и представляет собой
комплекс тематически объединенных, но относительно самостоятельных
составляющих – блоков и модулей, которые в зависимости от условий и
индивидуальных пожеланий, учащихся можно изменить. Документально
каждый блок представляет собой учебно-методический комплект.
Каждый блок программы предусматривает практикум, который
составляет не менее 75% времени от общего количества часов на тему.
Учащиеся могут выбрать для себя любой вид рукоделия и в любой
момент переключиться с одного вида рукоделия на другой.
Педагогическая целесообразность программы: состоит в развитии у
обучающихся сенсомоторных навыков (тактильной, зрительной памяти,
координации мелкой моторики рук), что является средством коррекции
психического развития младшего школьника; создание соответствующей
учебной социально-профессиональной среды для обучающихся. Программа
вводит ребенка в удивительный мир творчества, с помощью таких видов
художественного творчества, как оригами, изонить, вязание крючком и
спицами, сухое валяния изделий из шерсти и дает возможность поверить в
себя, в свои способности.
Адресат:
Программа предназначена для учащихся 7 – 12 лет;
В этом возрасте начинает формироваться абстрактное мышление,
поэтому младший школьный возраст является наиболее ответственным
этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода
определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития
ребенка.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 4 часа (с сентября по май
включительно)
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу
Объем программы – 136 часов
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 34 часа в год
2 год обучения: 34 часа в год
Форма реализации программы – традиционная, линейная
Форма организации деятельности – очная, групповая, 10 – 12 человек.
Формы проведения занятий:

словесные (сообщение, беседа),

наглядные (работа с демонстрационными образцами, обсуждение
образцов),

практические (система групповых практических работ).

Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися
программы документ об обучении не выдается.
По уровню содержания: базовая программа. Курс изучения основ
прикладных видов искусства и рукоделия: оригами, изо нити, вязания крючком и
спицами, сухого валяния изделий из шерсти.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Контроль за усвоением качества знаний проводиться на трех уровнях:
 1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – воспроизведение
знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную
информацию, выполняет задания по образцу.
 2-й уровень – конструктивный – преобразование имеющихся знаний.
Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он
видит элементы, аналогичные усвоенным;
 3-й уровень – творческий – овладение приемами и способами действия.
Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает
новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.
При этом используются различные критерии оценивания знаний и
умений учащихся:
 личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же прошлыми
знаниями и установление динамики продвижения ученика в обучении и
развитии;
 сопоставительный – сравнения уровня знаний различных учащихся, групп.
Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения
учащимися проектных заданий.
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в
творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых
черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое
развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники
работы с бумагой, тканью, шерстью и другими материалами.
Задачи:
Обучающие:
 создать условия для приобретения навыков изготовления изделий;
 готовить к самостоятельному приобретению знаний и творческому
применению их на практике Развивающие:
 раскрыть истоки народного творчества и роль декоративноприкладного
искусства, привить любовь к народному искусству;
 рассмотреть специфику художественной стороны народного творчества и
раскрыть связь традиционных видов с современными видами;
 раскрыть интеллектуально-эстетический потенциал личности,
включающий развитие познавательных способностей, эстетическое
отношение к действительности (чувство красоты, умение оценивать
результаты своей деятельности по законам красоты);

 раскрыть творческие способности ребенка, развить природой данные ему
возможности, пробудить потребность к самореализации;
 создать условия для реализации творческих способностей учащихся через
подключение к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
 воспитывать элементарные навыки самообслуживания, аккуратного и
бережного обращения с инструментами, приспособлениями, материалами и
пособиями;
 вырабатывать умение коллективного творчества.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
№

Тема модуля
1
2
3
4

Тема «Оригами»
Тема «Изонить»
Тема «Вязание крючком и на
спицах»
Тема «Сухое валяние»
ИТОГО:

Теория

Практика

Всего

4
4

24
24

28
28

4

40

44

4

32

36
136

Формы
контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Тема «Оригами». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и
основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты,
демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе
простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями
(объемная аппликация).
2. Тема «Изонить». Обучение вышивке в технике «Изонить». Обучение работы
по шаблонам и схемам; сочетание цвета фона и нитей. Особенности
выполнения композиции. Последовательность выполнения: составление
сюжета (эскиза), подбор фона и ниток, перенос эскиза на основной фон,
выполнение композиции. Техника безопасности при работе с ножницами и
иголкой. Изготовление композиций.
3. Тема «Вязание крючком и на спицах». Соблюдение правил поведения на
занятиях, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами,
швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.
Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б;
правильно пользоваться вязальными крючками, спицами, швейными иглами,
булавками, подбирать соответствующие № крючков и ниток. Четко выполнять
основные приёмы вязания; вывязывать петли несколькими способами: за обе
нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой
или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение
перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки;

4. Тема «Сухое валяние». Раскрытие художественных способностей и
склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовка личности к
постижению великого мира искусства, формированию стремления к
воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты реализации программы соответствуют ее цели, задачам и
содержанию. Данная образовательная программа не нацелена на достижение
предметных результатов основной образовательной программы начального,
основного, среднего общего образования, предусмотренных федеральным
государственным образовательным стандартом. К концу обучения по
программе кружка «Умелые ручки» учащиеся приобретут необходимый
уровень компетенций. Основным результатом реализации программы
являются следующие компетенции:
Личностные:
 способность умело применять полученные знания в собственной
творческой деятельности;
 умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
 развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
и понимания к чувствам других людей;
 использовать на практике навыки изобразительной деятельности;• работать
с необходимыми инструментами и материалами;
 найти оригинальные композиционные решения в практической работе;
 свободно
пользоваться
всем
диапазоном
специальной терминологии;
 самостоятельно проанализировать выполненную работу, устранить
ошибки;
Метапредметные:
 умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения
поставленных задач, избегать шаблонности мышления;
 формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
 умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства
для реализации творческого замысла;
 выстроить цепочку причинно-следственных связей, приведших к тому или
иному результату.
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения, анализировать
результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.
Предметные:
 кратко знать историю видов рукоделия,
 способы компоновки рисунка в пространстве листа, азы конструктивного
рисунка, основ цветоведения и колористики;
 современные тенденции в данном виде рукоделия;
 пользоваться современными источниками информации. (Интернет);
 уметь пользоваться инструментами, материалами и приспособлениями;
 владеть базовой терминологией данного вида рукоделия;
 владеть навыками согласованных действий в группе;
 иметь развитую фантазию и воображение
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
12
сентября

Дата
окончания
обучения
31 мая

Количество
учебных
недель
32

Количество
учебных
дней
32

Количество
учебных
часов
32

Режим
занятий
1
занятие
по 1
часу в
неделю

Каникулы
31 октября -6 ноября
31 декабря – 8 января
27 марта – 2 апреля

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Просторный оборудованный кабинет;
2.
Техническое оснащение для каждого вида техники (ножницы с
тупыми концами, иглы, нитки разных цветов, спицы вязальные, пряжа и т.д.)
3.
Цветные карандаши, ручки, фломастеры
4.
Презентационные материалы по тематике разделов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Учебные пособия:
 Антуганова Н. П. Необыкновенные композиции //Школа и
производствоМ.,1998. - № 4.
 Леонова О. В. Рисуем нитью. - М., 2004.
 Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. - 1998,
№ 4. - Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное
творчество. - 1998, № 5.
 Симакова Е. В., Уварова О. В. Изонить //Школа и производство. –
М.
Методическая литература:

 Азбука вязания. Новые техники. Самые красивые модели. – М.:
Внешсигма АСТ, 2000
 Андреева И. Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
 Большая советская энциклопедия. – М.: ВТО, 1992 – 1997
 Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ-Пресс Книга, 2010
 Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М.: Знание. – 1993, 1997.
 Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат,
1993. - Карпова Е. Мещерякова С. Серия азбука вязания. Изысканные
детские модели. - М.: Внешсигма, 2000 - 32 с.
 Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
 Мартыненко И. П. Вязание и мода. – М.: Изд. «Легкая индустрия», 1980
- Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль.
Академия развития, 1998
 Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.:
Просвещение, 1992 - 96 с.
 Циркулик Н. Твори, выдумывай, пробуй! Труд. Учебник для 3-го класса.
– Самара, 2004.
 Школа вязания на спицах. Секреты мастерства. Журнал модный. № 27.
-Энциклопедический словарь юного художника, изд-во «Большая
Российская энциклопедия». – М.: 1997.
 -Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. – СПб.,
«Литера», 1997
 -Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация.
– СПб., «Кристалл», 2001
 -Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация
работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград:
Учитель, 2008. - 250 с.
 -Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
 -Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
 -Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и
спицами. АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.
 -Власова А.А., Карельсткая И. Ю. Все о войлоке и фильцевании.
Приложение к журналу «Чудесные мгновении». 2013 г.
 -Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц,– М.: Эскимо, 2012 г.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
Пособие по изонити
http://www.vishivka-krestikom.ru/kategorii-vyshivki/izonit Новые записи в
технике изонити http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452 схемы изонить
http://vishivashka.ru/tehnika/izonit.php Нитяная графика
http://www.liveinternet.ru/ История изонити
https://ru.wikipedia.org
Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».