ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст: 6,6 – 8 лет – уровень 1; 8 – 9 лет – уровень 2; 9 – 10 лет– уровень 3; 10 – 11 лет– уровень 4; Срок реализации программы на каждом уровне: 1 год (28 часов) Составители: Махнева Ю.Г.; Пихиенко Л.А., учителя начальных классов Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями 2 здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Направленность программы: социально-гуманитарная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в окружающем мире: активное развитие внимания, мышления, памяти, речи, восприятия, воображения, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции. Практика показала, что большинство детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно. Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельно работать. Содержание дополнительной образовательной программы «Умники и умницы» учитывает запросы (на основе анкетирования) участников образовательной деятельности, родителей (законных представителей) и обучающихся. Новизна программы заключается в том, что на занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится 3 коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. На занятиях используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Педагогическая целесообразность программы: учет возрастных особенностей детей 6,6 – 11 лет; обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. Использование информационно-коммуникативных, личностноориентированных, проектных, игровых технологий; развивающего обучения, диалога культур, мониторинга интеллектуального развития ребенка; проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности, результатам его деятельности; забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения. По уровню содержания: программа стартового уровня. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программа рассчитана на 4 уровня. В системе заданий курса «Умники и умницы» реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Данная программа является модульной и каждый уровень включает в себя 6 4 модулей (развитие внимания, мышления, памяти, речи, восприятия, воображения). Адресат: По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 6,5-11 лет. Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия приходят дети с выраженным интересом к решению нестандартных логических, математических, текстовых, речевых задач. Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию на продуктивную познавательную деятельность. По уровням: 1 уровень – учащиеся 6,6 – 8 лет; 2 уровень – учащиеся 8 – 9 лет; 3 уровень – учащиеся 9 – 10 лет; 4 уровень – учащиеся 10 – 11 лет. Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май включительно. Срок освоения: Объем программы – 112 часов Программа рассчитана на 4 уровня обучения: 1 уровень обучения: 28 часов в год; 2 уровень обучения: 28 часов в год; 3 уровень обучения: 28 часов в год; 4 уровень обучения: 28 часов в год. Форма организации деятельности – очная групповая. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Педагогическое наблюдение за деятельностью детей. Педагогический анализ результатов защиты мини проектов. Цель программы – развитие познавательных способностей, обучающихся на основе системы развивающих занятий, путем погружения детей 6,6-11 лет в игровую творческую среду с увлекательными героями для комплексного развития познавательной, эмоциональной сферы деятельности школьников (включая мышление, память, воображение, радость познания), а также укрепление физического и психологического здоровья ребенка, его творческого потенциала. Основные задачи курса: Образовательные: обучение описанию признаков предметов и узнавания предметов по их признакам; приобретение умений выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; 5 познакомить с классификацией явлений, предметов; обучение определению последовательности событий; приобретение учений судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. Развивающие: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; Воспитательные: формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 – 4 уровни) № Тема модуля Количество часов Формы контроля Теория Практика Всего 1 Развитие внимания 1 3 4 Наблюдение, игра, КВН, 2 Развитие мышления 1 3 4 викторина, 3 Развитие памяти 1 4 5 кроссворд, 4 Развитие речи 1 3 4 блицтурнир, 5 Развитие восприятия 1 5 6 олимпиада, 6 Развитие воображения 1 4 5 конкурс ИТОГО 6 22 28 эрудитов, мини проекты. 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Каждый модуль представляет комплекс практико-ориентированных заданий по принципу «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Модуль 1. Развитие внимания. Теория: изучение правил игр: «Внимание», «Зашифрованные слова», «Не верь своим глазам». Практика: диагностика произвольного внимания, тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания; различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Формируем жизненно важные умения, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи. Модуль 2. Развитие мышления Теория: знакомство с понятием «Мозговая гимнастика» (упражнения, стимулирующие мыслительные процессы) и их влиянием на работоспособность и мыслительные процессы: качания головой, «ленивые восьмерки», «шапка для размышлений». Практика: зашифрованные слова, игры на сходства и различия. Формируем умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формируем умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формируем основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умения выделять главное и существенное через развивающие задания и упражнения, логические задачи, дидактические игры. Модуль 3. Развитие памяти Теория: изучение правил игр «Найди фигуру», «Первая – одинаковая». Практика: упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти, игры, где школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. Увеличиваем объем зрительного и слухового запоминания, развиваем смысловую память, восприятие и наблюдательность, закладываем основу для рационального использования сил и времени. Модуль 4. Развитие речи Теория: изучение правил игры «Поясни», задание «Объясни фразеологизм». Практика: загадки, сказки, рассказы-описания собственного сочинения. Развиваем устойчивую речь, умение описывать то, что было обнаружено с 7 помощью органов чувств. Обогащаем и активизируем словарь учащихся. Развиваем умение составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формируем умения давать несложные определения понятиям. Модуль 5. Развитие восприятия Теория: изучение понятий «выше-ниже», «дальше-ближе», «первыйпоследний» и пр., задания «Нарисуй звезду выше домика», «Кто пришел к финишу первым?» Практика: логически-поисковые задания, тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развиваем слуховые, осязательные ощущения. Формируем и развиваем пространственные представления. Развиваем умение ориентироваться в пространстве листа. Развиваем фонематический слух. Развиваем восприятие времени, речи, формы, цвета, движения. Формируем навыки правильного и точного восприятия предметов и явлений. Модуль 6. Развитие воображения Теория: знакомство с понятиями числограммы, изографы, изучение правил игры «Изобрази без предмета». Практика: задания геометрического характера. Дорисовать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбрать фигуры нужной формы для восстановления целого. Начертить уникурсальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды). Выбрать пары идентичных фигур сложной конфигурации. Разделить фигуры на несколько заданных фигур и построить заданную фигуру из нескольких частей, выбираемых из множества данных. Сложить и переложить спички с целью составления заданных фигур. Прочитать изографы (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1уровень Личностные результаты Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 8 Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; читать и пересказывать текст; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Предметные результаты Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления. 2 уровень Личностные результаты Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) под руководством педагога и самостоятельно. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; проговаривать последовательность действий; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты Обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий. 3 уровень Личностные результаты В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану и самостоятельно; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; 9 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, самостоятельно предлагать свои правила поведения, опираясь на жизненный опыт; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Предметные результаты Судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. 4 уровень Личностные результаты Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); 10 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; читать и пересказывать текст; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ Наблюдение за деятельностью обучающихся. Портфолио ученика. Участие обучающихся в различных турах олимпиад. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Для реализации программы используется дополнительный ресурс: УМК «Юным умникам и умницам», автор Холодова О.А, издательство Москва: РОСТ книга, 2017 г. Материально - техническое оснащение занятий: 11 Интерактивная доска. Ноутбук. Наглядность (флеш – карты; модели, схемы). Основная форма проведения занятия – игра, интегрирующая комплекс интерактивных упражнений. Комплексные упражнения четко структурированы для создания понятной, комфортной атмосферы. 1. «Разминка». 2. Специальные задания, стимулирующие психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии. 3. Упражнения для снятия глазного напряжения. 4. Логические и творческо-поисковые задания 5. Упражнения «Веселая переменка». 6. Нестандартные задачи с последующей проверкой и обсуждением различных способов решения. 7. Подведение итогов занятия. Преимущество комплексного занятия состоит в том, что отрабатываются необходимые навыки, развиваются психические функции, мелкая и общая моторика рук, улучшается координация движений, происходит подача нового и закрепление изученного материала на протяжении всего занятия, поскольку все части занятия тематически неразрывно связаны между собой. При этом создается благоприятная воспитательная среда для детей. Кадровое обеспечение: образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научнометодической деятельностью. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ 1. О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие. 1-4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2017. 2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2005. – 34 с. –(Серия «Умники и умницы»). 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Список литературы для учащихся: 12 1. О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради. 1-4 класс.– М.: Издательство РОСТ, 2017. 13