ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Философия: встреча с неизвестным» Возраст обучающихся: 17-18 лет Срок реализации: 1 год (28 часов) Составитель: Хайретдинова Т.А., учитель истории и обществознания Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Философия: встреча с неизвестным» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Направленность программы: социально-гуманитарная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции молодого человека в социальную среду. Программа направлена на активное накопление знаний и навыков по социальной адаптации, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. Данная программа рассчитана на группу из 5-10 учащихся. Занятия могут быть построены в форме лекций и бесед, рассказов и объяснений, практических занятий и диспутов, конференций и ролевых игр. Учащиеся могут получать индивидуальные творческие задания. Программа составлена в соответствии с образовательной программой гимназии, согласно которой ориентиром образованности являются образовательные компетенции учащихся (предметные и метапредметные). Содержание образования направлено на развитие личности учащихся, их кругозора, их самопознания, самоидентификации и самореализации старшеклассников. Изучение дополнительного курса по обществознанию «Философия: встреча с неизвестным» может способствовать развитию личности в ответственный период социального взросления человека (17-18 лет) поможет сформировать познавательные интересы, критическое мышление, обеспечивающее объективное восприятие социальной и научной информации и определение собственной позиции. Программа курса будет способствовать воспитанию общероссийской идентичности и этнонационального сознания, гражданской ответственности, гражданского самосознания и уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ. Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования. Актуальность определяется и особенностями становления личности в период взросления. Учет особенностей возраста - отправная точка для конструирования курса «Философия: встреча с неизвестным». Программа курса поможет овладеть умениями познавательной, коммуникативной практической деятельности в освоении особенностей самосознания группы в основных направлениях деятельности человека. Изучение особенностей политической деятельности будет способствовать пониманию проблем соотношения политики и морали, толерантности и готовности вести диалог с другими людьми. Новизна программы заключена в развитии у детей компетентности в различных сферах жизни: экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях. Программа является дополнением к разделу обществознания «Человек и общество». Педагогическая целесообразность программы: учет возрастных особенностей детей 17-18 лет; обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. Использование таких технологий, как групповая и дифференцированная деятельность; сотрудничество педагога и обучающихся; саморазвитие ребёнка. коммуникативная направленность – программа предполагает проведение занятий в форме дискуссий, ролевых игр, практикумов. программа практико – ориентирована на освоение важнейших правовых норм, необходимых для успешной социализации детей. формирование интереса к главнейшим мировоззренческим вопросам; проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности, результатам его деятельности; забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения. Адресат: Программа предназначена для учащихся 17 – 18 лет; Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с октября по май включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 28 часов Программа рассчитана на 1 год обучения Форма реализации программы – традиционная, линейная Формы организации обучения - очная, групповая. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. По уровню содержания: базовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Педагогическое наблюдение за деятельностью детей. Педагогический анализ результатов практикумов. Проведение дискуссий с использованием материала различных источников. Цель: формирование у учащихся осмысленного выбора жизненной позиции на основе выявленных склонностей и интересов во время знакомства с оригинальными философскими трудами и обсуждения вечных вопросов жизни. Задачи Обучающие: 1. Заинтересовать учащихся поиском истинных ценностей в сложном быстроменяющемся мире. 2. Способствовать формированию мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур. 3. Научить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Развивающие: 1. Способствовать освоению учащимися навыков общения в поликультурном мире. 2. Сформировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Воспитательные: 1. Развивать толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми. 2. Учить слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 3. Формировать умения определять общие цели и пути их достижения. 4. Воспитывать навыки адекватного оценивания собственного поведения и поведения окружающих. 5. Ориентировать конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. № 1 УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема модуля Количество часов Формы контроля Введение. Теория Практика Всего 2 2 Наблюдение за деятельностью детей Тема 2. Философский текст. Тема 3. Место философии в мире культуры. 1 1 2 2 3 5 Тема 4. Роль философии в становлении личности. Тема 5. Самосознание как философская проблема. 1 3 4 2 3 5 6 Тема 6 Философия в общественной жизни. 1 2 3 7 Тема 7. Философия и политика. 1 2 3 8 Тема 8. Философия и этика. Итоговое занятие. (1 час) 1 2 3 1 1 ИТОГО 13 15 28 2 3 4 5 9 Проведение дискуссии Наблюдение за работой в ходе проведения практикума Контроль за ходом дискуссии Наблюдение за работой в ходе проведения практикума Наблюдение за работой в ходе проведения дискуссии Наблюдение за работой в ходе проведения практикума Контроль за ходом дискуссии Обсуждение индивидуальных выступлений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Тема1. Введение. Теория: Путь в философию. Ключевые понятия философии. Ключевые философские имена, термины, идеи и проблемы. Практика: Дискуссия о востребованности философского знания. Тема 2. Философский текст. Теория: Понятия – исходные клеточки философского знания. Язык как основа философской коммуникации. Практика: беседа о роли языка в формировании мировоззрения. Тема 3. Место философии в мире культуры. Теория: Философия как феномен культуры. Культура как предмет философских раздумий нашего современника. «Осевое время» и современность. Этнос и культура. Традиции, модернизация, глобализация: ценностные приоритеты. Практика: творческие проекты обучающихся: Диоген Лаэртский о плюрализме мнений в античной философии. Сократ – непререкаемый авторитет мировой философской мысли. Тема 4. Роль философии в становлении личности Теория: Мировоззрение человека. Что это? Должен ли человек философствовать? «Философия школы» и «Философия жизни В.С. Соловьёва. Практика: дискуссия о сущности мировоззрения человека. Однообразие во множестве или…? Беседа: почему одни и те же философы в России в разное время были востребованы по-разному? Тема 5. Самосознание как философская проблема. Теория: истоки самосознания. Самопознание и самосознание личности. Самосознание как культурно-психологический процесс. Самосознание группы. Особенности этнонационального сознания. Классовое и гражданское самосознание. Самосознание – самопознание – духовность. Практика: беседа о важности самосознания в становлении личности. Тема 6. Философия в общественной жизни. Теория: Оппозиция «рационализм – иррационализм» Идеи гражданского общества и правового государства: философские истоки. Практика: дискуссия «знание сила» - утратил ли девиз актуальность? Дискуссия «спасёт ли красота мир? Тема 7. Философия и политика. Теория: особенности политики как деятельности. Мораль и политика. Практика: Сообщение обучающихся о Макиавелли. Беседа: макиавеллизм оправдан? Тема 8. Философия и этика. Теория: Моральная философия. Толерантность как моральная проблема. Этика – мораль – нравственность. Практика: беседа о принципах толерантного поведения в современном мире. Тема 9. Итоговое занятие. Теория: Обобщение «Философия с древности до наших дней». Практика: подведение итогов работы, творческие выступления детей. Планируемые результаты Личностные результаты 1. Учащиеся получат представление о целостном, социально ориентированном взгляде на общество. 2. Будет формироваться уважительное отношение к полиэтничной культуре. 3. Будут сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4. Будут развиваться мотивы учебной деятельности, и формироваться личностный смысл учения. 5. Будут развиты навыки сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 6. Будут сформированы навыки: организации совместной деятельности; участия в дискуссиях, оппонирования в спорах, нахождения компромиссов, развития способности к творческой деятельности в ситуациях с незаданным результатом. Метапредметные результаты 1. Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 3.Освоят формы познавательной и личностной рефлексии. 4. Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. 5.Будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 6.Смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 7.Будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; Предметные результаты Учащиеся должны знать: ключевые понятия философии; иметь представления о философских учениях древности, средневековья и нового времени; понимать характер взаимосвязи философии и политики. Философии и этики. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучения начала обучения 1 год 1 октября Дата окончания обучения 31 мая Количество учебных недель 28 Количество учебных дней 28 Количество Режим учебных занятий часов 28 1 занятие по 1 часу в неделю Каникулы 31 октября -6 ноября 31 декабря – 8 января 27 марта – 2 апреля ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Планируемые результаты Критерии оценивания Личностные результаты Учащиеся получат уровень представление о теоретических целостном, социально знаний (широта ориентированном кругозора; свобода взгляде на общество восприятия Будет формироваться теоретической уважительное информации); отношение к уровень полиэтничной практической культуре. Виды Диагностический контроля инструментарий (формы, методы диагностики) Текущий Наблюдение, контроль дискуссия Текущий контроль наблюдение; Метапредметные результаты Будут сформированы подготовки начальные навыки учащихся (качество адаптации в динамично выполнения изменяющемся и практического развивающемся мире. задания); Будут развиваться уровень развития и мотивы учебной воспитанности деятельности, и учащихся (культура формироваться организации личностный смысл практического учения. задания; Будут развиты навыки аккуратность и сотрудничества в ответственность разных социальных при работе; ситуациях, умения не развитость создавать конфликтов и специальных и находить выходы из коммуникативных спорных ситуаций. способностей). Будут сформированы навыки организации совместной деятельности; участия в дискуссиях, оппонирования в спорах, нахождения компромиссов, развития способности к творческой деятельности в ситуациях с незаданным результатом. Овладеют уровень способностью теоретических принимать и сохранять знаний (широта цели и задачи учебной кругозора; свобода деятельности, поиска восприятия средств её теоретической осуществления. информации; Сформируют умения развитость понимать причины практических успеха/неуспеха навыков работы со учебной деятельности специальной и способности литературой; конструктивно осмысленность и действовать даже в свободу ситуациях неуспеха. Текущий контроль наблюдение; Текущий контроль наблюдение; Текущий контроль Наблюдение, дискуссия, практикум Текущий контроль Наблюдение, дискуссия, практикум Текущий контроль Наблюдение, Текущий контроль Наблюдение, Предметные результаты Освоят формы использования познавательной и специальной личностной рефлексии. терминологии и др.); Будут активно использовать речевые уровень средства и средства практической ИКТ для решения подготовки коммуникативных и учащихся (качество познавательных задач. выполнения Будут готовы слушать практического собеседника и вести задания); диалог; признавать уровень развития и возможность воспитанности существования учащихся (культура различных точек организации зрения и права каждого практического иметь свою; излагать задания; своё мнение и аккуратность и аргументировать свою ответственность точку зрения и оценку при работе; событий. развитость Смогут определять специальных и общие цели и пути их коммуникативных достижения; смогут способностей). договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества Учащиеся должны уровень знать ключевые теоретических понятия философии знаний (широта Учащиеся должны кругозора; свобода иметь представления о восприятия философских учениях Текущий контроль Наблюдение, беседа Текущий контроль Наблюдение, практикум Текущий контроль Наблюдение, беседа Текущий контроль Наблюдение, дискуссия Текущий контроль Наблюдение, дискуссия, практикум Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Наблюдение древности, теоретической средневековья и нового информации); времени; уровень Учащиеся должны Текущий практической понимать характер контроль подготовки взаимосвязи учащихся (качество философии и политики. выполнения Философии и этики. практического задания); уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и коммуникативных способностей). Наблюдение МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Для реализации программы используется дополнительный ресурс: дополнительная литература по философии в кабинете истории. Материально-техническое оснащение занятий: Проектор, экран Ноутбук. Тексты философских произведений. Кадровое обеспечение: учитель истории и обществознания Основная форма проведения занятия – занятие в группе из 5-10 обучающихся, дающее возможность свободного обсуждения различных вопросов, использования интерактивных и дифференцированных технологий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1.История политических и правовых учений. М., 1996. 2.Философия: учебное пособие для средних учебных заведений. Ростов-наДону, 1999. Главы 6 и 7. С. 77-124. 3.Хрестоматия по философии. 10-11 класс. Сост. Гуревич П.С. М.: 1997. 4.Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М.: 2001. 5.Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: 1997. 6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: 1990. 7. Ясперс К. Духовная ситуация времени. Глава 5 «Как сегодня понимается человеческое бытие». М.: 1991 с. 337-390. Для обучающихся и родителей 1.Философия: учебное пособие для средних учебных заведений. Ростов-наДону, 1999. Главы 6 и 7. С. 77-124. 2.Хрестоматия по философии. 10-11 класс. Сост. Гуревич П.С. М.: 1997. 3.Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М.: 2001. 4.Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: 1997. 5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: 1990. 6. Ясперс К. Духовная ситуация времени. Глава 5 «Как сегодня понимается человеческое бытие». М.: 1991 с. 337-390.