ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа юного программиста» Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Якутина Н.Г., учитель информатики Екатеринбург 2023 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: техническая Актуальность программы базируется на основе современных требований модернизации образования, анализе запросов обучающихся и потенциале гимназии. При обычном обучении информатики, темы «алгоритмы» и «программирование» изучаются очень мало и поздно, это замедляет формирование алгоритмического мышления, не способствует развитию интереса учащихся в области программирования, учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир логики, математического моделирования, для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков. Новизна программы заключена в дополнительно изучаемом материале (работа со строками и файлами, рекурсии, олимпиадные задачи), значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков. В данном курсе на конкретных примерах рассматривается программирование на языке высокого уровня Python. Показаны основные методы составления программ и примеры использования их при решении некоторых физических, математических, экономических и других задач. Отличительная особенность данной программы от существующих образовательных программ в том, что углублённо изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно. Адресат: По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 15-16 лет. Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия приходят дети с выраженным интересом к программированию на языке Python. Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию на неформальное общение, продуктивную творческую деятельность. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 34 часа Программа рассчитана на 1 год обучения Особенности организации образовательного процесса: Форма реализации программы – традиционная Перечень форм обучения - фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практическое занятие Цель общеразвивающей программы –обеспечение обучающимня, имеющим склонность к программированию, возможности овладеть языком программирования PYTHON 3, научить реализовывать алгоритмы в виде программ и программных систем, целенаправленно выбирая язык программирования, создавать алгоритмы решения поставленных задач, оценивать их сложность и эффективность. Задачи общеразвивающей программы • обучающие приобрести навыки работы в системе программирования Python 3, научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и программы для числовых рядов, прогрессий, значений многочленов, массивов, в области арифметики рациональных чисел. • развивающие ─ воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; ─ успешной социализации (установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией); ─ развитие коммуникативных навыков, умения выражать свои мысли, взаимодействие с ровесниками и взрослыми ─ развитию эмоциональной сферы (положительное отношение к себе и другим, эмпатия) и формированию эмоционально-ценностного опыта общения; ─ развитию психических функций (внимание, память, мышление). • воспитательные пробудить интерес к программированию, понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный план № Название раздела(модуля) п/п Количество часов (теория/прак тика) Синтаксис языка программирования PYTHON 3 2 Основные управляющие конструкции линейного алгоритма 3 Основные управляющие конструкции алгоритма с ветвлением 4 Основные управляющие конструкции циклического алгоритма 5 Фундаментальная структура данных список в PYTHON 3 6 Символьные данные в PYTHON 3 7 Элементы структуризации программы в PYTHON 3 ИТОГО 1 Формы аттестации/контроля 4 (3/1) 8 (4/4) 4 (2/2) 5 (3/2) 5 (3/2) 4 (2/2) 4 (2/2) 34 (19/15) Если один год обучения, то удалить соответствующий столбец № Название раздела, темы 1 Синтаксис языка программирования PYTHON 3 Основные управляющие конструкции линейного алгоритма Основные управляющие конструкции алгоритма с ветвлением Основные управляющие 2 3 4 Учебный тематический план Количество часов Формы аттестации/ контроля Теория Практика Всего 3 1 4 4 4 8 2 2 4 3 2 5 5 6 7 конструкции циклического алгоритма Фундаментальная структура данных - список в PYTHON 3 Символьные данные в PYTHON 3 Элементы структуризации программы в PYTHON 3 1. • • • • 2. • • • • • 3. • • • 3 2 5 2 2 4 2 2 4 19 15 34 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Синтаксис языка программирования PYTHON3. Теория: Понятие о языке высокого уровня PYTHON 3. Технология разработки программного обеспечения. Среда PYTHON 3. Структура программы. Переменные и константы Практика: Решение задач. Основные управляющие конструкции линейного алгоритма.) Теория: Оператор присваивания. Арифметические и логические выражения. Оператор вывода Оператор ввода Программы с линейной структурой Практика: Решение задач. Основные управляющие конструкции алгоритма с ветвлением в PYTHON Теория: Выбор. Инструкция if. Выбор. Инструкция elif. Практика: Решение задач. 4. Основные управляющие конструкции циклического алгоритма в PYTHON Теория: • Цикл for • Цикл while • Решение задач. • Вложенные циклы Практика: • Решение задач. 5. Фундаментальная структура данных - список в PYTHON 3. Теория: • Списки. • Срезы в списках Практика: • Решение задач со списками и срезами. 6. Символьные данные в PYTHON 3. Теория: • Символы и строки • Срезы в строках. Практика: • Решение задач. 7. Элементы структуризации программы в PYTHON 3. Теория: • Функции • Файлы. Практика: • Решение задач. Зачет Планируемые результаты Личностные и метапредметные результаты: 1. Личностные результаты: • Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов. • Освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учебе и повседневной жизни. • Расширение знаний по предмету и умения применять программные средства для решения задач из различных предметных областей способствует развитию логического и комбинаторного мышления. 2. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные универсальные учебные действия: • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Предметные результаты: После окончания курса обучающиеся должны знать: • основные типы алгоритмов; • иметь представление о структуре программы, основы программирования на языках высокого уровня; • базовые алгоритмические конструкции; • содержание этапов разработки программы: алгоритмизациякодированиеотладка-тестирование; • дополнительные возможности языка Python для выражения различных алгоритмических ситуаций; • алгоритмы и программы на языке Python решения нестандартных задач и задач повышенной сложности в математической области; • исходные данные и результаты, как строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху вниз), изображать эти алгоритмы в виде блок-схем; • дополнительные средства языка Python; • основы постановки задач в области информационных систем; Учащиеся должны уметь: • записывать основные алгоритмические структуры на языке программирования Python; • использовать Python для решения задач из области математики; • строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху вниз), изображать эти алгоритмы в виде блок-схем • использовать основные алгоритмические приемы при решении математических задач; • решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности • анализировать текст чужих программ, находить в них неточности, оптимизировать алгоритм, создавать собственные варианты решения. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график Дата Дата Количество Количес Количество Режим начала окончания учебных тво учебных занятий обучения обучения недель учебных часов дней 01 26 мая 34 34 34 1 занятие по сентября 1 часу в неделю Каникулы 30 октября - 5 ноября 1 января – 8 января 25 марта – 31 марта 27 мая – 31 августа Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: • материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в компьютерном классе. - светлое помещение с достаточным количеством столов и стульев; - искусственное освещение; - шкаф для хранения методической литературы, дидактического и раздаточного материала; - компьютер учителя - ноутбуки или компьютеры для обучающихся - мультимедийный проектор - экран - доступ к сети интернет. • Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научно-методической деятельностью. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы 1. ФГОС. Примерные программы по информатике для основной и старшей школы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. 2. Программа УМК К. Ю. Полякова, М.: Бином, 2012. 3. Иформатика. Демонстрационное поурочное планирование. 9-11 классы. Издательство «Учитель». 2007 г. (CD диск) Цифровые образовательные ресурсы: 1. Электронное приложение к учебникам К. Ю. Полякова Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Набор цифровых ресурсов из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru); 2. Интерактивные наглядные пособия (для интерактивных досок) ИКТ. Программно-методический комплекс для образовательных учреждений. ЗАО «Новы диск». 2011г. 3. Информатика. 7-11 классы. TeachPro.205 интерактивных лекций. 2006 г. 4. Презентации к учебным занятиям, «Программирование на Python» 10-11 классы, автор Ю. Поляков http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm); Сетевые образовательные ресурсы: 1. Портал дистанционной подготовки по информатике http://informatics.mccme.ru. 2. Федеральный портал Единая коллекция образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/) 3. Всероссийский портал «Дистанционная подготовка по информатике» (informatics.mccme.ru) 4. Тестирующая система MYTESTX, автор А.С. Башлаков. 2010 г. 5. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н. Д. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004; http://kpolyakov.narod.ru; Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Контроль за усвоением качества знаний проводиться на трех уровнях: ─ 1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу. ─ 2-й уровень – конструктивный предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным; ─ 3-йуровень – творческий предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности. При этом используются различные критерии оценивания знаний и умений учащихся: ─ личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же прошлыми знаниями и установление динамики продвижения ученика в обучении и развитии; ─ сопоставительный– сравнения уровня знаний различных учащихся, групп. Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Тематический контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися контрольно-практических заданий по теме. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической справке по итогам мероприятий. 4. Список литературы Литература для педагога: Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Устав МАОУ гимназии № 144. 15. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Литература, использованная при составлении программы 1. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 2. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 3. К.Ю. Поляков, Е. А. Еремин. «Информатика», углубленный уровень, М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013. 4. М. Лутц «Изучаем Питон», Санкт-Петербург: Символ, 2011г. 5. Н.Б. Культин «С/PYTHON 3». С-Пб «БХВ-Петербург», 2012г 6. Задачи по программированию. Под ред. СМ. Окулова, М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. 7. Основы программирования. СМ. Окулов и др., М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. 8. Информатика. Демонстрационное поурочное планирование. 9-11 классы. 9. Издательство «Учитель». 2007 г. (CD диск) Литература для обучающихся (родителей, законных представителей): 1. К.Ю. Поляков, Е. А. Еремин. «Информатика», углубленный уровень, М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013. 2. М. Лутц «Изучаем Питон», Санкт-Петербург: Символ, 2011г. 3. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней 4. школы/Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория Образовательные диски 1. Презентации к урокам информатике («Алгоритмы и исполнители», «Пользовательский курс», «Устройство компьютеров» ) для 8-11 классов, автор Ю. Поляков (используются на учебных занятиях с 2010г.) http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm); 2. Интерактивные наглядные пособия (для интерактивных досок) ИКТ. Программно-методический комплекс для образовательных учреждений. ЗАО «Новый диск». 2011г. 3. Информатика. 7-11 классы. TeachPro.205 интерактивных лекций. 2006/