школа юного программиста 2023

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Школа юного программиста»

Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Якутина Н.Г.,
учитель информатики

Екатеринбург
2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: техническая
Актуальность программы базируется на основе современных
требований модернизации образования, анализе запросов обучающихся и
потенциале гимназии. При обычном обучении информатики, темы
«алгоритмы» и «программирование» изучаются очень мало и поздно, это
замедляет формирование алгоритмического мышления, не способствует
развитию интереса учащихся в области программирования, учащиеся, как
правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике,
теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает
благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир
логики, математического моделирования, для интеллектуального и
духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и
сотрудничество педагога и воспитанников. Данная программа дает
возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные
индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в
жизни.
Развитие творческих
способностей
помогает
также в
профессиональной ориентации подростков.
Новизна программы заключена в дополнительно изучаемом
материале (работа со строками и файлами, рекурсии, олимпиадные задачи),
значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных
и предметных навыков. В данном курсе на конкретных примерах
рассматривается программирование на языке высокого уровня Python.
Показаны основные методы составления программ и примеры использования
их при решении некоторых физических, математических, экономических и
других задач. Отличительная особенность данной программы от
существующих образовательных программ в том, что углублённо изучается
материал, слабо представленный и не представленный в программе
основного курса информатики и ИКТ. Обучение строится таким образом,
чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования,
научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем
и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач.
Постепенно образуется система специальных навыков и умений,
формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить
самостоятельно.
Адресат:
По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 15-16 лет.
Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на
занятия приходят дети с выраженным интересом к программированию на

языке Python. Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию
на неформальное общение, продуктивную творческую деятельность.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май
включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Объем программы – 34 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации программы – традиционная
Перечень форм обучения - фронтальная, индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: практическое занятие
Цель общеразвивающей программы –обеспечение обучающимня,
имеющим склонность к программированию, возможности овладеть языком
программирования PYTHON 3, научить реализовывать алгоритмы в виде
программ и программных систем, целенаправленно выбирая язык
программирования, создавать алгоритмы решения поставленных задач,
оценивать их сложность и эффективность.
Задачи общеразвивающей программы
• обучающие приобрести навыки работы в системе программирования
Python 3, научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и программы
для числовых рядов, прогрессий, значений многочленов, массивов, в
области арифметики рациональных чисел.
• развивающие
─ воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения
планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за
результаты своего труда, используемые другими людьми;
─ успешной социализации (установки на позитивную социальную
деятельность в информационном обществе, недопустимости действий,
нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией);
─ развитие коммуникативных навыков, умения выражать свои мысли,
взаимодействие с ровесниками и взрослыми
─ развитию эмоциональной сферы (положительное отношение к себе и
другим, эмпатия) и формированию эмоционально-ценностного опыта
общения;
─ развитию психических функций (внимание, память, мышление). •
воспитательные

пробудить интерес к программированию, понять значение
алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы
структурной алгоритмизации
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Название раздела(модуля)
п/п

Количество
часов
(теория/прак
тика)

Синтаксис языка программирования
PYTHON 3
2 Основные управляющие конструкции
линейного алгоритма
3 Основные управляющие конструкции
алгоритма с ветвлением
4 Основные управляющие конструкции
циклического алгоритма
5 Фундаментальная структура данных список в PYTHON 3
6 Символьные данные в PYTHON 3
7 Элементы структуризации программы в
PYTHON 3
ИТОГО
1

Формы
аттестации/контроля

4 (3/1)
8 (4/4)
4 (2/2)
5 (3/2)
5 (3/2)
4 (2/2)
4 (2/2)
34 (19/15)

Если один год обучения, то удалить соответствующий столбец
№

Название
раздела, темы

1

Синтаксис языка
программирования
PYTHON 3
Основные
управляющие
конструкции
линейного
алгоритма
Основные
управляющие
конструкции
алгоритма с
ветвлением
Основные
управляющие

2

3

4

Учебный тематический план
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Теория Практика Всего
3

1

4

4

4

8

2

2

4

3

2

5

5

6

7

конструкции
циклического
алгоритма
Фундаментальная
структура данных
- список в
PYTHON 3
Символьные
данные в PYTHON
3
Элементы
структуризации
программы в
PYTHON 3

1.
•
•
•
•
2.
•
•
•
•
•
3.

•
•
•

3

2

5

2

2

4

2

2

4

19

15

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Синтаксис языка программирования PYTHON3.
Теория:
Понятие о языке высокого уровня PYTHON 3.
Технология разработки программного обеспечения. Среда
PYTHON 3.
Структура программы. Переменные и константы
Практика:
Решение задач.
Основные управляющие конструкции линейного алгоритма.)
Теория:
Оператор присваивания. Арифметические и логические
выражения.
Оператор вывода
Оператор ввода
Программы с линейной структурой
Практика:
Решение задач.
Основные управляющие конструкции алгоритма с ветвлением
в PYTHON
Теория:
Выбор. Инструкция if.
Выбор. Инструкция elif.
Практика:
Решение задач.

4. Основные управляющие конструкции циклического алгоритма
в PYTHON
Теория:
• Цикл for
• Цикл while •
Решение задач.
• Вложенные циклы
Практика:
• Решение задач.
5. Фундаментальная структура данных - список в PYTHON 3.
Теория:
• Списки.
• Срезы в списках
Практика:
• Решение задач со списками и срезами.
6. Символьные данные в PYTHON 3.
Теория:
• Символы и строки
• Срезы в строках.
Практика:
• Решение задач.
7. Элементы структуризации программы в PYTHON 3.
Теория:
• Функции
• Файлы.
Практика:
• Решение задач. Зачет

Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты:
1. Личностные результаты:
• Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления
профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов.
• Освоение материала курса как одного из инструментов информационных
технологий в дальнейшей учебе и повседневной жизни.

• Расширение знаний по предмету и умения применять программные
средства для решения задач из различных предметных областей способствует
развитию логического и комбинаторного мышления.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
• формирование умений ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические
графические объекты в процессе работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты:
После окончания курса обучающиеся должны знать:
•
основные типы алгоритмов;
•
иметь
представление
о
структуре
программы,
основы
программирования на языках высокого уровня;
•
базовые алгоритмические конструкции;
•
содержание этапов разработки программы: алгоритмизациякодированиеотладка-тестирование;
•
дополнительные возможности языка Python для выражения различных
алгоритмических ситуаций;
•
алгоритмы и программы на языке Python решения нестандартных задач
и задач повышенной сложности в математической области;
•
исходные данные и результаты, как строить алгоритмы методом
последовательного уточнения (сверху вниз), изображать эти алгоритмы в
виде блок-схем;
•
дополнительные средства языка Python;
•
основы постановки задач в области информационных систем;
Учащиеся должны уметь:
•
записывать
основные алгоритмические
структуры на
языке программирования Python;
•
использовать Python для решения задач из области математики;
•
строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху
вниз), изображать эти алгоритмы в виде блок-схем
•
использовать
основные алгоритмические
приемы
при
решении математических задач;

•
решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности
•
анализировать текст чужих программ, находить в них неточности,
оптимизировать алгоритм, создавать собственные варианты решения.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график
Дата
Дата
Количество Количес Количество
Режим
начала окончания
учебных
тво
учебных
занятий
обучения обучения
недель
учебных
часов
дней
01
26 мая
34
34
34
1 занятие по
сентября
1 часу в
неделю
Каникулы
30 октября - 5 ноября
1 января – 8 января
25 марта – 31 марта
27 мая – 31 августа
Условия реализации программы
 Материально-техническое обеспечение:
•

материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в компьютерном классе.
- светлое помещение с достаточным количеством столов и стульев;
- искусственное освещение;
- шкаф для хранения методической литературы, дидактического и
раздаточного материала;
- компьютер учителя
- ноутбуки или компьютеры для обучающихся
- мультимедийный проектор
- экран
- доступ к сети интернет.
•

 Кадровое обеспечение:
кадровое обеспечение
образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы и
опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и
систематически занимающимися научно-методической деятельностью.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

1.
ФГОС. Примерные программы по информатике для основной и
старшей школы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.
2.
Программа УМК К. Ю. Полякова, М.: Бином, 2012.
3.
Иформатика. Демонстрационное поурочное планирование. 9-11
классы. Издательство «Учитель». 2007 г. (CD диск)
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Электронное приложение к учебникам К. Ю. Полякова
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Набор цифровых ресурсов из единой
коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://schoolcollection.edu.ru);
2. Интерактивные наглядные пособия (для интерактивных досок) ИКТ.
Программно-методический комплекс для образовательных учреждений. ЗАО
«Новы диск». 2011г.
3. Информатика. 7-11 классы. TeachPro.205 интерактивных лекций. 2006
г.
4. Презентации к учебным занятиям, «Программирование на Python»
10-11 классы, автор Ю. Поляков http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm);
Сетевые образовательные ресурсы:
1. Портал
дистанционной
подготовки
по
информатике
http://informatics.mccme.ru.
2. Федеральный портал Единая коллекция образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru/)
3. Всероссийский портал «Дистанционная подготовка по информатике»
(informatics.mccme.ru)
4. Тестирующая система MYTESTX, автор А.С. Башлаков. 2010 г.
5. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н. Д.
— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004; http://kpolyakov.narod.ru;
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль за усвоением качества знаний проводиться на трех уровнях:
─ 1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает
воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит
учебную информацию, выполняет задания по образцу.
─ 2-й уровень – конструктивный предполагает преобразование имеющихся
знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой
он видит элементы, аналогичные усвоенным;
─ 3-йуровень – творческий предполагает овладение приемами и способами
действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию,
создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности. При

этом используются различные критерии оценивания знаний и умений
учащихся:
─ личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же
прошлыми знаниями и установление динамики продвижения ученика в
обучении и развитии;
─ сопоставительный– сравнения уровня знаний различных учащихся,
групп.
 Текущий контроль знаний осуществляется по результатам
выполнения учащимися практических заданий.
 Тематический контроль знаний осуществляется по результатам
выполнения учащимися контрольно-практических заданий по
теме.
 Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых
проектов.
Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической
справке по итогам мероприятий.
4. Список литературы
Литература для педагога:
Нормативные документы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
14. Устав МАОУ гимназии № 144.
15. Положение о правилах оказания платных образовательных и
иных услуг.
Литература, использованная при составлении программы
1.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
2.
Изменения в Методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от
04.03.2022 г. № 219-д.
3.
К.Ю. Поляков, Е. А. Еремин. «Информатика», углубленный уровень,
М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013.
4.
М. Лутц «Изучаем Питон», Санкт-Петербург: Символ, 2011г.
5.
Н.Б. Культин «С/PYTHON 3». С-Пб «БХВ-Петербург», 2012г
6.
Задачи по программированию. Под ред. СМ. Окулова, М.: Бином.
Лаборатория Знаний, 2006.

7.
Основы программирования. СМ. Окулов и др., М.: Бином. Лаборатория
Знаний, 2006.
8.
Информатика.
Демонстрационное поурочное планирование. 9-11
классы.
9.
Издательство «Учитель». 2007 г. (CD диск)
Литература для обучающихся (родителей, законных представителей):
1.
К.Ю. Поляков, Е. А. Еремин. «Информатика», углубленный уровень,
М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013.
2.
М. Лутц «Изучаем Питон», Санкт-Петербург: Символ, 2011г.
3.

Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней

4.
школы/Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ.
Лаборатория
Образовательные диски
1. Презентации к урокам информатике («Алгоритмы и исполнители»,
«Пользовательский курс», «Устройство компьютеров» ) для 8-11 классов,
автор Ю. Поляков (используются на учебных занятиях с 2010г.)
http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm);
2. Интерактивные наглядные пособия (для интерактивных досок) ИКТ.
Программно-методический комплекс для образовательных учреждений. ЗАО
«Новый диск». 2011г.
3. Информатика. 7-11 классы. TeachPro.205 интерактивных лекций. 2006/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».