Оглавление Пояснительная записка .............................................................................................................................. 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.................................................................................................................................... 3 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся .................................................................................. 4 1.2 Направления воспитания ............................................................................................................ 6 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания .......................................................................... 6 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ................................................................................................................18 2.1 Уклад общеобразовательной организации ............................................................................18 2.2 Виды, формы и содержание деятельности.............................................................................20 2.2.1 Модуль «Школьный урок»............................................................................................20 2.2.2 Модуль «Курсы внеурочной деятельности» ..............................................................21 2.2.3 Модуль «Классное руководство» .................................................................................22 2.2.4 Модуль «Работа с родителями» ....................................................................................23 2.2.5 Модуль «Школьное самоуправления» ........................................................................24 2.2.6 Модуль «Профориентация» ..........................................................................................25 2.2.7 Модуль «Ключевые общешкольные дела» ................................................................26 2.2.8 Модуль «Детские объединения» ...................................................................................28 2.2.9 Модуль «Волонтерская деятельность» .......................................................................29 2.2.10 Модуль «Организация предметно – эстетической среды» ......................................30 2 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания MAOУ гимназии № 144 (далее Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций». Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413). Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа охватывает содержание и формы работы во всех классах, что позволяет выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль начальной, основной и средней школы. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Приложения — примерный календарный план воспитательной работы. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент 3 содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, 4 межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: 1. поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых общешкольных ключевых дел; 2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества; 3. вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4. реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках; 5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ, через планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий; 6. организовывать профориентационную работу с обучающимися; 7. организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся; 8. инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций. 5 1.2 Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней целевые приоритеты, 6 соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. 7 Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание 8 Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и 9 ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. 10 Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания. 11 Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовнонравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. 12 Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). 13 Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда. Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России. 14 Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. «Портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций; утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру; развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: 1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; 2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; 3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; 4. природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; 5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; 15 6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; 7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; 8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; 9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; 10. самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. «Портрет выпускника основной школы»: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, в том числе, в режиме электронного обучения, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный и экономически грамотный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. 16 жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе: 1. опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; 2. трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни; 3. опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления; 4. опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; 5. опыт природоохранных дел; 6. опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций; 7. опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; 8. опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; 9. опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; 10. опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; 11. опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. «Портрет выпускника школы»: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, экономически грамотный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством, готовый участвовать в жизнедеятельности информационного общества; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; 17 осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации Здание МАОУ гимназия № 144 было построено в 1966 году. Специализация школы с момента основания было углубленное изучение английского языка. В настоящее время школа реализует основные образовательные программы лингвистического направления, а также дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технического, туристско-краеведческого, естественно-научного, социальноэкономического и физкультурно-спортивного направления. Район местонахождения гимназии, типичный рабочий район промышленного города. Гимназия соседствует с образовательными организациями Средней общеобразовательной школой № 22, Средней общеобразовательной школой № 68 (с углубленным изучением отдельных предметов), Средней общеобразовательной школой № 115. В течение последних пяти лет в гимназию принимаются дети, проживающие на закрепленной территории. Сохранность контингента, стабильный набор в первый класс, обращения родителей учеников других образовательных учреждений с просьбами о зачислении в разные параллели классов гимназии подтверждают востребованность гимназии в микрорайоне. В среднем уровень благополучности детей выше, чем в ближайших школах района. В гимназии обучается 755 человек (все граждане РФ). Гимназия непрерывно развивается как инновационная образовательная среда (с учетом гуманитарного профиля, – поликультурная образовательная 18 среда, способствующая становлению «языковой личности» гимназиста), формируя оптимальные условия для духовно-нравственного, инновационного развития и самореализации всех участников образовательных отношений. В гимназии ежегодно организуется день самоуправления, позволяющий учащимся оценить сложность педагогической деятельности и проявить свои организационные и коммуникативные навыки. В гимназии поддерживается высокий уровень культуры общения, основанный на взаимоуважении и пропагандируется деловой стиль одежды. Образовательная среда гимназии способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, что подтверждается стабильно высоким качеством знаний. Значительное количество гимназистов принимают активное участие в школьном, муниципальном этапе ВсОШ и свыше 50% участников становятся победителями и призерами. На основании результатов ЕГЭ выпускники гимназии успешно продолжают образование в престижных вузах России. Существенной проблемой образовательной организации является дефицит предметно-образовательной среды. Также необходимо отметить, что школа имеет маленький актовый зал, не позволяющий проводить масштабные культурно-массовые мероприятия (концерты). В связи с этим именно образовательная среда выступает значимым воспитательным фактором (средовой подход). К основным направлениям воспитания в школе относятся интеллектуальное и нравственно-духовное развитие, а также формирование коммуникативной культуры. Данные подходы реализуются через такие виды воспитательной деятельности как игровой метод, проблемно-ценностное общение, художественное, социальное, техническое творчество и олимпиадное движение. В основу воспитательной работы в школе положены: сотрудничество, сотворчество, содействие, соуправление. В образовательной организации успешно действует орган ученического самоуправления. Созданы условия для самореализации и личностного роста детей и взрослых. В гимназии создан интегративный комплекс общего и дополнительного образования. Ежегодно реализуется до 23 программ дополнительного образования, нацеленных на самореализацию учащихся и широкое использование здоровьесберегающих, интерактивных технологий, участие в интеллектуально – творческих конкурсах и проектах. Творческая деятельность создает ситуацию успеха и повышает уровень самооценки. В гимназии также развита система платных образовательных услуг, перечень которых определен потребностями родителей и учащихся. В то же время школа опирается не только на внутренние резервы, она долго и плодотворно сотрудничает с МАУ спортивной школой олимпийского резерва «Локомотив-Изумруд» и всегда открыта для взаимодействия (в том числе в сетевых формах) с другими партнерами. 19 2.2 Виды, формы и содержание деятельности Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений – модулях воспитательной работы гимназии. 2.2.1 Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, 20 навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, вокружающем социуме: в парке, на улицах микрорайона, в сузах, в вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и районных детских библиотеках, музеях города, предприятиях района и города. Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских отношений друг с другом и со взрослыми. 2.2.2 Модуль «Курсы внеурочной деятельности» В МАОУ гимназии № 144 организована оптимизационная модель внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы), в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (учителя, классные руководители, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.). Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в школе, в содержательном и организационном единстве всех субъектов образовательных отношений. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность на каждом уровне образования организуется по направлениям развития личности (общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивнооздоровительное, социальное). Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих видов деятельности: Духовно-нравственная деятельность Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной социально-формирующей педагогической деятельности школы, семьи и других социальных институтов. В рамках данного направления внеурочной деятельности организуются творческие конкурсы, выставки, ролевые игры, социальные проекты. Социальная деятельность Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их лидерских качеств, приобретения опыта социального взаимодействия и общественно полезной деятельности. Данное направление реализуются через деятельность Совета старшеклассников школы, участие в волонтерской деятельности и деятельности подростковых объединениях. По итогам этого направления внеурочной деятельности проводятся 21 коллективные творческие дела, социальные проекты, выставки, конкурсы, ролевые игры. Общеинтеллектуальная деятельность Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Направление реализуется программами внеурочной деятельности. Общекультурная деятельность Ориентирована на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, освоение ценностей отечественной и мировой культуры, развитие творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 2.2.3 Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями- предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Главное предназначение классного руководителя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. Работа с классом: организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел; сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование, походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднование в классе дней рождения детей. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом. Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии ВУЗа и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), 22 когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность, зато или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях классадля объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; 2.2.4 Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности На групповом уровне: общешкольный родительский комитет, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме подведения итогов деятельности школы в прошедшем учебном году, обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников. На индивидуальном уровне: работа психолога по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении 23 общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 2.2.5 Модуль «Школьное самоуправления» Ученическое самоуправление - демократическая форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в приятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Поддержка школьного самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога- куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: через участие в районном совете старшеклассников «Лидер» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга. Цель районного совета старшеклассников - повышение профессиональной компетентности членов школьных советов старшеклассников и их руководителей, создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов; На уровне школы: через деятельность Школьного клуба старшеклассников, который состоит из учащихся, проявляющих наибольшую активность и принимающих участие в школьных делах в качестве организаторов. Совет старшеклассников учитывает мнения других школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия решений, затрагивающих их права и законные интересы. через проведение совместных событий: День самоуправления – это день, когда старшеклассники меняются с педагогами своими ролями в праздник «День учителя». В ходе данного мероприятия происходит нестандартное поздравление учителей от представителей ученического самоуправления, сюрпризные моменты в течение дня. Учащиеся 9-11 классов проводят уроки в начальных классах и у класса учителей. Каждый старшеклассник готовит подарок совместно с вверенным ему классом для их учителя. Заключительным событием этого дняявляется творческий номер от дублеров-старшеклассников и трогательное поздравление педагогов. 24 Завершается событие педагогическим советом учеников-дублеров, где происходит рефлексия собственной деятельности; через организацию летней оздоровительной кампании. Ежегодно в МАОУ гимназии № 144 перед летними каникулами формируется актив вожатых. Задача данного творческого объединения – разработка и проведение летних смен, в том числе профильной направленности на базе пришкольного летнего оздоровительного лагеря. Каждая смена неповторима, насыщена мероприятиями, спортивными праздниками, танцевальными и песенными конкурсами, которые проводятся силами старшеклассников. Отряд вожатых, который формируется из обучающихся 7-8 классов, участвует в реализации социальных практик в летний период времени. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль определенных функций в самоуправлении класса. 2.2.6 Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка — подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через следующие формы воспитательной деятельности: Циклы единых классных часов, в том числе профориентационных классных часов, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; Встречи с людьми разных профессий. Результатом такого мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, но и гордость конкретного ученика за родителей. В младших классах это профессии родителей учащихся, в старшей школе ребята встречаются с представителями различных профессий, что позволяет решать и задачи военно-патриотического воспитания; Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности. Это формирует представления 25 о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Частью этих игр могут быть деловые игры; Экскурсии на предприятия города. Такие экскурсии дают школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. Во время экскурсии школьники могут наблюдать за деятельностью специалиста на рабочем месте. При проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть предприятие в целом. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии; Проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» (Ворлдскиллс Россия). Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6−11-х классов. Методика проекта основана на навыке свободного выбора: проект не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами. Проводится комплексная диагностика; Посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах г. Екатеринбурга. «Дни открытых дверей» в учебных заведениях помогают школьникам сделать правильный выбор. Повысить интерес у школьников к выбранным профессиям. На «Дне открытых дверей» учащиеся не только знакомятся с учебным заведением, но и могут пройти тестирование, пообщаться со студентами; Индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. В ходе психологического исследования определяется профессиональная готовность, вид деятельности, который нравится испытуемому, а также вид деятельности, который знаком на уровне навыков. На основе результатов исследования составляется заключение о профессиональных предпочтениях учащегося. 2.2.7 Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела предполагают совместную деятельность педагогов, воспитанников, а зачастую и родителей, социальных партнеров в составе целенаправленно сформированных творческих групп. Несмотря на то, что каждое ключевое дело можно условно соотнести с определенным направлением воспитательной работы, в процессе его подготовки и реализации решается множество педагогических задач по формированию общей культуры и субъективного опыта личности воспитанника. Они позволяют задействовать большое количество детей и взрослых, ставя их в ответственную позицию к происходящему в школе. MAOУ гимназии № 144 имеет свою символику: эмблема, герб. В течение года проходят Торжественные линейки, посвященные окончанию четверти и учебного года. Особенностью воспитательного процесса школы является организация 26 жизнедеятельности школьников в соответствии с тематическими периодами, в мероприятиях которых участвуют ученики 1—11 классов, все педагоги, родительская общественность, выпускники разных лет. Творческие периоды – это комплекс общешкольных дел, которые готовятся по технологии коллективной творческой деятельности. Каждый период имеетсвое название и девиз, слоган. При построении воспитательного процесса школы по тематическим периодам, выбираются темы комплексного воспитательного значения. Каждый период воспитательного процесса подчинен одной теме, единой для всех субъектов воспитания, но при этом решаются различные педагогические задачи, происходит развитие внутриколлективных отношений, формирование активной гражданской позиции школьников. Творческие периоды объединяют школу на месяц по решению определённых задач, хотя каждый класс делает это на своём возрастном уровне. В каждом творческом периоде есть праздники, события, которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно взрослыми и детьми. Эти праздники образуют Годовой Круг школьных праздников и традиций, комплексно-педагогический приём. Творческие периоды наполняют следующие формы работы: На внешкольном уровне. Социальные проекты и акции, которые разрабатываются и реализуются обучающимися и педагогами в рамках Всероссийской акции «10 000 добрых дел», городских социально-значимых проектов. Все они ориентированы на преобразование окружающего школу социума; Годовой Круг школьных праздников и традиций – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами; Новогодние театрализованные представления. Для обучающихся 1-4 классов дети из среднего звена готовят новогодние представления, которые включают в себя постановку, игровую программу и интерактивную программу; На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в Клуб старшеклассников, общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации мероприятий, наполняющихтворческие периоды; На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); 27 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими детьми, предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 2.2.8 Модуль «Детские объединения» Действующие на базе гимназии первичное отделение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для 25 реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в первичном отделении общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации РДШ «Орлята России», отряда Юных инспекторов движения «Засвети», отряда Дружины юных пожарных «Горячая десятка», волонтёрского отряда «Новое поколение», Совета обучающихся, осуществляется через: утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения – Совет РДШ), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; положения, которое представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения; поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения). 28 2.2.9 Модуль «Волонтерская деятельность» Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне гимназии, района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется через участие обучающихся в ключевых общешкольных делах и проведении ежегодных акций, таких как «Зоозащита», «Подари книгу», «Покорми птиц зимой», «Добрые письма», «10 000 добрых дел» и т.д. На внешкольном уровне: участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.); участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе гимназии (в том числе районного характера); посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям привлечение школьников к благоустройству территории включение школьников в общение (посредством электронных сетей) с детьми, проживающими в отдаленных районах, детьми с особыми образовательными потребностями или особенностями здоровья, детьми, находящимися на лечении или проживании в интернатных учреждениях или учреждениях здравоохранения; участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся, в том числе военнослужащих в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий. На уровне гимназии: участие в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями; участие в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, мероприятий, занимательных перемен, тематических вечеров; участие к работе на прилегающей к гимназии территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками. 29 На базе МАОУ «Гимназия№144» создан волонтёрский отряд «Новое поколение». 2.2.10 Модуль «Организация предметно – эстетической среды» Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: создание родственной, «открытой» для ребенка архитектурной и предметной среды, предполагающей функциональное, эмоциональное и содержательное зонирование; формирование особого уклада, психологической атмосферы, культурных событий, создаваемых в соавторстве детьми, педагогами, родителями; знаковое и семантическое насыщение среды, формирование стиля и качества культурного пространства школы; создание рукотворной предметной среды, интерактивных выставочных и образовательных пространств, стимулирующих развитие ребенка в учебной и досуговой деятельности; оформление интерьера школьных помещений (дверей классных комнат, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; благоустройство классных кабинетов, создание мини-музеев, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, выставок рисунков, поделок, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фото—кроссов на школьную тему, фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах и т.д.); событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.), оформление фотозон; создание и оформление обучающимися вместе с педагогами системы информационных стендов; создание цветового климата в школе: окраска стен классных комнат, рекреаций; оформление классных уголков; проведение конкурсов на «Лучший классный уголок»; 30 организация пространства пришкольной территории: организация клумб, проведение субботников и акций по благоустройству школьного двора. 31