ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Время читать» Возраст обучающихся: 10-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Ембулаева Л.Н., библиотекарь Екатеринбург 2023 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: социально-гуманитарная Актуальность Информация является неотъемлемой частью жизни человека. В современном обществе формируется личность с высоким уровнем информационных потребностей. Перед библиотеками образовательных организаций стоит важнейшая задача научить пользователей ориентироваться в потоках информации, извлекать знания. В этих условиях формирование информационной культуры школьников является важной составной частью учебного процесса. Информационная культура – это совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих удовлетворять информационные потребности учащихся в ходе учебной, научно-познавательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Важная роль отводится формированию универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования выдвигает на первый план развитие критического мышления, формирование умения учиться на протяжении всей жизни, что ведет к внедрению в образовательный процесс методов обучения, основанных на самостоятельной деятельности школьников. Опорой этой деятельности является информационная культура, позволяющая эффективно находить, оценивать и использовать информацию. Новизна программы Программа ориентирована на овладение эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности, как жизненно важной в информационном обществе. Содержание занятий программы способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских действий, развитию аналитикосинтетических способностей школьников. Обучающимся специальные знания даются с учетом возрастных и психологических особенностей. В программе предусмотрено постепенное накопление знаний от класса к классу, что обеспечивает преемственность в обучении. Дети знакомятся с книгами современных авторов, не из школьной литературы, расширяя свой читательский кругозор. Адресат: По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 10 до 16 лет. Отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятиях присутствуют обучающиеся всего учебного коллектива. Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию на неформальное общение, продуктивную творческую деятельность. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 34 часа Программа рассчитана на 1 год обучения Особенности организации образовательного процесса: Форма реализации программы – традиционная Перечень форм обучения - фронтальная Перечень видов занятий: беседа, лекция, просмотр видеофрагментов Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа Цель общеразвивающей программы – является формирование информационной грамотности учащихся как основы информационной компетентности. Задачи общеразвивающей программы • обучающие дать представление о книге как художественно – историческом памятнике в контексте моровой культуры; приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развить у них навыки самостоятельной работы с нею; научить пользоваться библиотекой и ее фондами; • развивающие развить коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск, обработку и ее применение, используя различные виды и типы печатных изданий; • воспитательные приобщить их к систематическому пользованию библиотекой и чтению книг. привить интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы. воспитать устойчивый интерес к книге и желание преодолеть трудности чтения; 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный план Учебный тематический план СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ для учащихся 11-12 лет № п/ п Тема занятия Литератур ный материал 1 Прошлое или будущее, ужас или счастье? Время всегда хорошее? Брэдбери Р. «Время, вот твой полет» 2 3 Если читать о войне, то правду 4 Самый важный день 5 Исповедь сильного думающег о человека! 6 Добро существует там, где его творят Содержание занятия и формы работы с текстом *Просмотр 5мин док. фильма «Известные люди. Рэй Брэдбери» YouTube: https://yandex.ru/video/preview?wiz_type *Чтение с остановками, сопровождаемое презентацией *Обсуждение «Прошлое или будущее, ужас или счастье?» *Создание синквейна Жвалевский *Предварительное чтение книги А., Пастернак *Диалог команд Оли (2018) и Вити (1980) с представлением Е. «Время своего времени. всегда * Демонстрация видео-интервью собственных бабушек и хорошее» дедушек *Создать пазлы к обложке книги с использованием программы «Конструктор пазлов» https://online-puzzle.ru/own_puzzle. Если пазлы создаются на занятии, соревнование команд по сборке пазла. Васильев В. *Анкетирование «Почему ты читаешь книги о войне» «Зарубки на *Демонстрация презентации Миши Ершова о книге и сердце» знакомстве с автором. * Чтение и обсуждение фрагментов книги. * Просмотр буктрейлера Чендыревой Насти. * Желающие приобретают книгу с автографом автора. *Создание альбома иллюстраций «Книга глазами читателей» Ельчин Е. *Знакомство с писателем «Сталинский *Просмотр из интернета фрагмента д/ф «СССР Времен Сталина» нос» https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=12145187 110356369472&tex *Обсуждение текста с использованием цитат из книги. * Задание сделать коллаж из документальных фотографий на тему «Свет и тени времени по книге «Сталинский нос» с использованием сервиса MyCollages.ru https://mycollages.ru/ Дрейпер Ш. *Занятие комментированного чтения: чтение отдельных глав, «Привет, чередующееся ответом на вопросы. давай *Оставить открытым финал книги, предложив дочитать поговорим» самостоятельно. *Обсуждение «Чему можно поучиться у героини книги» * Последующее проведение флешмоба «Книга для Мелоди» Осеева В. * Занятие-размышление. Слово о писателе. «Бабка» * Чтение рассказа с фрагментами чтения по ролям. * Размышление о семье, об отношениях между близкими людьми, о роли стариков, об уважении, любви, сочувствии, понимании, памяти * Игра «Лото с пословицами» по теме рассказа 7 Следующи й мир — твой Евдокимова Н. «Конец света» 8 Нравствен ный компас Лиханов А. «Мой генерал» № п/ п Тема занятия Литературн ый материал 1 Добро, рожденно е болью Брэдбери Р. «Все лето в один день» 2 От лица жизни Ибрагимбеков М. «За все хорошее смерть» 3 Дружба, которая делает честь человеку Пеннак Д. «Собака Пёс» 4 Только любовь способна на чудо Петрушевская Л. «Сказка о часах» * Создать слайд «Портрет моей бабушки» (используя картинки, видеоролики, музыку, высказывания из интернета) для оформления коллективной презентации. *Квест по книге с участием команд *Прохождение локаций, воспроизводящих образ жизни героев, и набор баллов (кю) * Сверхспособности (режимы), доступные за кю. * Конкурс сторителлингов «Следующий мир — твой». * Создание индивидуальных графических, электронных коллажей «Мой идеальный мир» *Знакомство с писателем «Жизнь дана на добрые дела» Фрагмент: https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=v4thumbs&filmId=6867 128088512824844& (Обращение к читателям) *Обсуждение романа по темам: «Три поколения семьи Рыбаковых», «Привилегии», «Что такое нравственный компас», «В чем смысл названия романа» *Входе обсуждения применение приема «Кластер» *Создание буклета «Так говорил генерал»: отбор цитат, подборка рисунков интернете, оформление и монтаж. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ для учащихся 12-13 лет Содержание занятия и формы работы с текстом *Интересные факты о Брэдбери *Чтение с остановками *Обсуждение вопросов: реальное и фантастическое, жестокость и толерантность. Золотое правило Библии. *Создание «видеофильма» «Лето на Венере» под музыку Ж. Жарре https://w1.musify.club/track/jean-michel-jarre-oxygene-part-4 *Прохождение теста https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-porasskazu-bredberi-vse-leto-v-odin-den *Слово об авторе необычной книги. *Использование фрагментов фильма Тайна горного подземелья» https://yandex.ru/video/preview/?wiz_type=vital&filmId=10963478763 526905423&tex *Обсуждение вопросов: лидерство подлинное и мнимое, что важнее сила тела или сила духа, как занять свое место в коллективе, в каком мире «за все хорошее смерть»? * Создать кроссворд, используя Кроссген «БИОУРОКИ» https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html * Знакомство с писателем Даниэлем Пеннаком * Выставка рисунков «Мой домашний друг» * Слушаем «Блюз Бродячих Собак» группы «Секрет» https://rus.megapesni.com/online/listen107281.html * Коллективное размышление: в чем разница между хозяином и другом; в чем секрет дружбы и счастья, кто кого воспитывает? *Создание виртуальной выставки «Любимые книги о собаках» на основе предложений читателей *Знакомство с писателем *Чтение с остановками, применение техник «Кластер», «Дерево предсказаний» *Разгадки тайн сказки: символов жизни и смерти, времени и любви, связи поколений, добра и зла, своего места в жизни. 5 Правдива я сказка о сложном времени Яковлева Ю. «Дети ворона» 6 Людей неинтерес ных в мире нет Яковлев Ю. «Багульник» 7 Жизнь с чистого листа Корман Г. «Рестарт» 8 К добру через книгу Лиханов А. «Детская библиотека» *Придумать загадки по принципу игры «Где логика» на канале ТНТ, используя фотоматериалы из интернета. https://yandex.ru/search/?lr=54&text *Знакомство с автором. Ю. Яковлева представляет книгу: https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=39471387332 26264381&text *Продолжение разговора, начатого «Сталинским носом». Сталинские репрессии глазам детей. Как фэнтези помогает понять ужас происходящего. Нужно ли знать такую правду об истории Родины? *Написание фанфика по книге https://www.nur.kz/1838280-ctotakoe-fanfiki-i-kak-ih-pisat.html * Писатель Юрий Яковлев * Чтение рассказа с остановками. Обсуждение * Обмен мнениями «Человек-багульник в моем классе» * Создание облака слов к стихотворению «Людей неинтересных в мире нет», используя сервис Tagul.com *Знакомство с серией «Вот это книга!» *Обсуждение книги, дающей повод подумать о своей репутации, возможности исправления ошибок, посмотреть на себя и окружающих со стороны. *Создать буктрейлер по книге, опираясь на инструкцию: https://yandex.ru/video/search?text, *«Альберт Лиханов -человек слова и дела» * Просмотр буктрейлера к книге https://www.youtube.com/watch?v=hUbtwVX1BTM *Обсуждение по трем направлениям: военное детство в тылу; книга о книгах; дружба «русских мальчиков». *Флешмоб «Книжная полка» с любимыми книгами семьи ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ для учащихся 13-14 лет № п/ п Тема занятия Литературны й материал Содержание занятия и формы работы с текстом 1 Что нужно человеку для счастья Брэдбери Р. «Каникулы» 2 История девочки из прошлого века Громова О «Сахарный ребенок» 3 Как изменить мир вокруг Буйе Р. «Все из-за мистера Террапта» *Особенная фантастика Бредбери *Чтение с остановками. Размышления о важности человеческого общения, о мечтах, счастье, смысле жизни. * Прохождение теста https://videouroki.net/tests/reibredbieri-kanikuly.html * Создание синквейна *Знакомство с автором, историей создания книги. Фрагменты интервью с Громовой https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId *Обсуждение: продолжаем знакомство с историей страны; детство девочки сладкое или горькое; как стать человеком, живя в нечеловеческих условиях; в чем секрет успеха книги. *Выполнение иллюстраций к книге для создания слайд-фильма. https://www.youtube.com/watch?v=virp27ljQhc *Знакомство с писателем *Обсуждение в форме полилога (разговора от лица 7 главных героев) проблем семьи, класса, окружающего 4 Что есть красота Яковлев Ю. «Игра в красавицу» 5 Мир одного цвета Павлофф Ф. «Коричневое утро» 6 «Мое любимое слово – сопротивление » А. Лиханов Лиханов А. «Мальчик, которому не больно» 7 Бесценные документы памяти Приставкин А. «Фотографии» 8 Что есть добро Петрушевская Л. «Котенок Господа Бога» № п/ п Тема занятия мира; роли учителя в жизни детей. *Участие в игре «Долларовое слово» https://ollgames.ru/slova/ *Составьте свой список книг об учителях. Обратитесь к http://bibl-140.blogspot.com/2017/10/blog-post.html *Рассказ в исполнении М. Голуб читаем с остановками https://yandex.ru/video/preview?wiz_type *Читатели играют в красавицу, пропускают через себя эмоции услышанной истории. *Создание своей формулы красоты. *Придумайте обложку для отдельного издания рассказа. *Особенности и возможности книжки-картинки. * Музыкальный эпиграф: «Let it go» группы «The piano Guys» https://yandex.ru/search/?text= piano%20guys%20let%25&lr=54 *Использование приема чтения с остановками, подкрепленного технологическим приемом «диафильм». Обсуждение. *Прочитать стихотворение Мартина Нимёллера «Когда они пришли» https://www.liveinternet.ru/users/aleksyri/ post191008882/ *Трудное детство – главная тема книг Лиханова. *Обсуждение прочитанной книги. * Выполнение задания по книге https://learningapps.org/watch?v=p7rdgveda01 *Прослушивание Песни «Кукушка» Цоя в исполнении Я. Дегтяревойhttps://zaycev.net/pages/41500/4150098.sht ml *Слово о писателе. *Ролик «Старый альбом» с фотографиями Приставкина https://nsportal.ru/video/2017/11/straninnyy-albom *Чтение с остановками. Обсуждение темы военного детства и художественных особенностей рассказа. *«Фотографии из альбома моей семьи» - рассказы учеников. *Фрагмент из д/ф «Уроки любви» https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/43945 *Чтение с остановками. Мудрая притча для каждого. *Обсуждение, обмен фактами из своей жизни. *Создание комикса, используя программу: https://lumpics.ru/software-for-creating-comics/ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ для учащихся 14-15 лет 1 Каждый в ответе перед будущим Литературный материал Брэдбери Р. «И грянул гром» Содержание занятия и формы работы с текстом *Актуальны ли рассказы Бредбери? *Чтение с остановками. Обсуждение. *Просмотр м/ф «Притча о бабочке в руках мудреца» https://yandex.ru/video/preview?wiz_type 2 Чудо Розовой дамы 3 «Важное предостереже ние» Л. Улицкая 4 Уралмаш, знойное лето 38-го 5 Зачем учиться всему на свете? 6 Уроки жизни 7 Так совесть велела * Создание синквейна Шмитт Э. «Оскар и *Знакомство с писателем. Розовая дама» *Просмотр фрагмента моноспектакля с участием А. Фрейндлих https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=94 86036814716207393&text *Обсуждение: диалог писателя, Оскара и читателя о пути, который прошел Оскар; простые истины и их носители; вопросы о жизни и смерти, ответы на которые ищет каждый; светлая или трагическая история. * Рефлексия под песню Анатолий Киреева «Пирога» https://ruq.hotmo.org/song/67069718 Штрассер Т. *Знакомство с автором и историей создания книги «Волна» *Фрагмент фильма «Эксперимент2» https://yandex.ru/video/search?text *Обсуждение книги и эксперимента: его актуальность, механизм реализации, ценность такого документа, твое отношение к данному материалу. *Создание облака слов с использованием ключевых формулировок книги, используя сервис Tagul.com Балашов В. *«Я с улицы Индустрии» презентация о писателе В. «Дровяниковое Балашове» лето» *Обсуждение пьесы о судьбе взрослых и детей Уралмаша в период сталинских репрессий по направлениям: соцгород к.30-х годов (создание карты); музыка времени; герои времени, кто они? (коллективный портрет персонажей); прикосновение к истории, что дало знакомство с пьесой и фактами жизни уралмашевцев сталинской поры. *«Продолжение судеб» - сочинение фанфиков. * Просмотр буктрейлера авторов Возжаева и Дутлова. Шмидт Г. «Битвы по *Знакомство с писателем средам» *Обсуждение проблем книги в процессе игры «По страницам повести» по 6 разделам, связанным со временем, героями и кругом их интересов. *Прохождение музыкального марафона «Я хочу услышать музыку» http://www.myshared.ru/slide/807360/ Лоури Л. «Дающий» *Слово о писателе *Просмотр фрагмента фильма «Посвященный» https://yandex.ru/video/preview?wiz_type *Обсуждение проблем (кто главный герой; идеален ли идеальный мир; зачем нужны воспоминания, боль; «Дающий» или «Посвященный», актуальность утопии?) с чтением фрагментов по ролям. *Прохождение викторины «Просто без воспоминаний всё бессмысленно» Лиханов А. *Трудные книги А. Лиханова «Голгофа» *Исторический образ Голгофы. *Обсуждение текста: вина и искупление, ответственность и милосердие, совесть и покаяние. *Создание синквейна *Просмотр фрагмента фильма «Карусель на базарной площади» https://ok.ru/video/855469787845 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ для учащихся 15-16 лет № п/п Тема занятия Литерату рный материал 1 «Вглядись в себя, в свой на века портрет» Брэдбери Р. «Улыбка» 2 Чайка, которая живет в каждом из нас Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингсто н» 3 Карты, выброшенные судьбой Лиханов А. «Никто» 4 В поисках главного в жизни Смит Р. «Пик» 5 Распалась связь времен? Залыгин С. «Уроки правнука Вовки» Содержание занятия и формы работы с текстом * Стихотворение «Века, вплетая в красочный узор…» *Озвучивание фильма по рассказу «Улыбка» https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=v4thumbs&filmI *Что общего с рассказом «И грянул гром». Обсуждение. *Фрагмент д/ф «Встреча с Джокондой» https://www.net-film.ru/film-7475 *Место искусства в твоей жизни *Знакомство с автором и историей создания книги *Обсуждение избранного жанра, и главных вопросов книги: Кто я? На что я способен? В чем смысл жизни? *Иллюстрации Владислава Ерко http://www.dejurka.ru/inspiration/amazing-atrwokrs-byvladislav-erko/ *Сделать слайд-шоу «Вдохновляющие цитаты книги» https://www.movavi.ru/slideshow-maker/?utm_source (программа) *Значение прочитанных книг А. Лиханова. *Обсуждение повести с выделением проблем сиротства, предательства, ответственности, сопричастности. *Использование технологии «Письмо по кругу» *Просмотр ролик «Ты никто и звать тебя никак» https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId *Знакомство с писателем *Интервью с 13-летним покорителем Эверестаhttps://www.pgbooks.ru/books/book/10445/ *Обсуждение с участием альпинистов. Темы: для чего идти в горы; изнанка красивой жизни; что главное в жизни. *Создание QR-кодов по цитатам книги с помощью генератора: http://qrcoder.ru/ *Знакомство с писателем. *Фрагмент д/ф «Легко ли быть молодым» https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId *Обсуждение повести: авторитеты формальные и реальные; что роднит и разъединяет главных героев; в чем состоят уроки Вовки; ваши авторитеты. * Эссе «Роль книг в моей жизни» Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Содержание программы библиотечных уроков создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, готового к восприятию литературы. Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках других изучаемых предметов для самостоятельного чтения и работы с книгой. Читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе которой развиваются память, внимание, воображение, происходит обогащение читательского опыта и эрудиции. Личностные результаты: 1. развитие читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю, к обществу как к носителю книжной культуры, к тексту как к сложной иерархической системе культуры; 2. формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе; 3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов; 4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметные результаты: 1. готовность слушать собеседника и вести диалог; 2. признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; 3. овладение понятиями, отражающими существующую связь между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); 4. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; 5. активное использование речевых и информационных средств и технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 6. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Предметные результаты: 1. формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности; 2. понимание первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; 3. умение использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации; 4. умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на справочно-библиографический аппарат библиотеки, оценивать результаты своей читательской деятельности; 5. осознание и формулирование своих информационных потребностей; 6. умение оценить результаты собственной самостоятельной информационной деятельности. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график Дата Дата Количество Количес Количество Режим начала окончания учебных тво учебных занятий обучения обучения недель учебных часов дней 1 26 мая 34 34 34 1 занятие по сентября 1 часу в неделю Каникулы 30 октября - 5 ноября 1 января – 8 января 25 марта – 31 марта 27 мая – 31 августа Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: • материально-техническое обеспечение - светлое помещение с достаточным количеством столов и стульев; - искусственное освещение; - шкаф для хранения методической литературы, дидактического и раздаточного материала; - стенды для образцов изделий и готовых игрушек-сувениров; Компьютер, мультимедийный проектор, динамики, экран. Доступ к сети интернет. Кадровое обеспечение: • кадровое обеспечение образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научно-методической деятельностью. Литература для педагога: Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Устав МАОУ гимназии № 144. 15. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Литература, использованная при составлении программы 1. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 2. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 3. Антипова В.Б. Библиотечные уроки 1-3 выпуски. Метод. пособие. М.:Глобус, 2009.-336с. 4. Библиотечные уроки. Вып.3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Метод. Пособие.- М.: Глобус, 2009.- 336 с. 5. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28. 6. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25. 7. Основы информационно грамотности школьников: программа занятий с учащимися 5-6 классов.- Волгоград: Учитель.-2014.-254 с. 8. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: учебно-методическое пособие.Самара:»Учебная литература», 2008.-64с. 9. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Литература для обучающихся (родителей, законных представителей): Брэдбери Р. «Время, вот твой полет» Жвалевский А., Пастернак Е. «Время всегда хорошее» Васильев В. «Зарубки на сердце» Ельчин Е. «Сталинский нос» Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим» Осеева В. «Бабка» Евдокимова Н. «Конец света» Лиханов А. «Мой генерал» Брэдбери Р. «Все лето в один день» 10.Ибрагимбеков М. «За все хорошее смерть» 11.Пеннак Д. «Собака Пёс» 12.Петрушевская Л. «Сказка о часах» 13.Яковлева Ю. «Дети ворона» 14.Яковлев Ю. «Багульник» 15.Корман Г. «Рестарт» 16.Лиханов А. «Детская библиотека» 17.Брэдбери Р. «Каникулы» 18.Громова О «Сахарный ребенок» 19.Буйе Р. «Все 20.из-за мистера Террапта» 21.Яковлев Ю. «Игра в красавицу» 22.Павлофф Ф. «Коричневое утро» 23.Лиханов А. «Мальчик, которому не больно» 24.Приставкин А. «Фотографии» 25.Петрушевская Л. «Котенок Господа Бога» 26.Брэдбери Р. «И грянул гром» 27.Шмитт Э. «Оскар и Розовая дама» 28.Штрассер Т. «Волна» 29.Балашов В. «Дровяниковое лето» 30.Шмидт Г. «Битвы по средам» 31.Лоури Л. «Дающий» 32.Лиханов А. «Голгофа» 33.Брэдбери Р. «Улыбка» 34.Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» 35.Лиханов А. «Никто» 36.Смит Р. «Пик» 37.Залыгин С. «Уроки правнука Вовки»