ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная программа специального курса «Диалоги с книгой» Возраст обучающихся: 17-18 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Фарафонова Н.Н., учитель русского языка и литературы Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Диалоги с книгой» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 2 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования и потенциале гимназии. Актуальность определяется и личной заинтересованностью со стороны других участников образовательного процесса (учащихся). Учет особенностей возраста - отправная точка для конструирования курса «Диалоги с книгой». Программа вводит подростков 17-18 лет в мир современной литературы, обеспечивая им умение ориентироваться в творческом информационном потоке. Новизна программы заключена в её практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы при создании собственного текста), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала. В основу содержания и структуры спецкурса положена концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Творческие мастерские юного исследователя художественного текста и творческие лаборатории направлены на анализ художественных произведений в контексте сюжетно-композиционного единства, имеющих различную жанровородовую природу, интерпретацию произведения в контексте художественной культуры и традиции, выполнение исследовательских и разнообразных по жанру письменных творческих работ по художественному анализу текста. Педагогическая целесообразность программы: Учет возрастных особенностей детей 17-18 лет. Обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. Программа предусматривает использование различных педагогических технологий: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, проектную методику, технологию организации обучения в форме педагогических мастерских, технологию решения изобретательских задач, а также частично поисковые методы, алгоритмизированные методы мышления, комплекс творческих заданий ИКТ направленности. При составлении программы учитывался принцип системности, научности, преемственности и перспективности между различными разделами курса литературы. 3 Коммуникативная направленность – отбор лексического и грамматического материала, представляющего личную значимость для ребенка, создание ситуаций и условий для реализации творческого потенциала подростков. Забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения. Цель программы Обеспечение условий для творческого саморазвития обучающихся путем погружения подростков 17-18 лет в исследовательскую деятельность. Развитие творческого отношения к языку, умения владеть художественным словом. Воспитание грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения. Задачи 1. Способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника. 2. Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста. 3. Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой ситуации. Направленность программы: социально-гуманитарная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современный литературный процесс. Программа направлена на активное чтение, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. При этом художественный и публицистический текст выступает как средство не только взаимопонимания, дружелюбия и успешного диалога в различных ситуациях общения, но и формирования духовно-нравственных качеств личности. По уровню содержания: базовая программа направлена на углубление и развитие интересов учащихся, расширение спектра специализированных занятий по литературе; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебноисследовательской деятельностей. Адресат: Программа предназначена для учащихся 17 – 18 лет; Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 30 часов Форма реализации программы – традиционная, линейная Формы организации обучения - очная, групповая. 4 Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, защита проекта, решения задач поискового характера; театральная постановка. Мониторинг Для отслеживания результативности использовать: диагностику личностного роста и продвижения, ведение журнала учета; мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника. Виды контроля начальный - тестирование с выставлением рейтинговых баллов проводится с целью определения уровня домашнего летнего чтения обучающихся; текущий контроль – беседы с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала; промежуточный контроль – мини-проекты с целью определения результатов обучения; итоговый контроль – презентация с инсценированием с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Формы подведения итогов Документальные формы подведения итогов реализации: дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся, презентация, видео проекта, сценарии театрализованных постановок, фото - и видеогалереи. № 1 2 3 4 5 6 УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема модуля Количество часов Художественное произведение. Диалог с читателем. Влияние произведений художественной словесности на духовное развитие личности. Слово как первоэлемент текста Роды и жанры художественной литературы Особенности стихотворных произведений Возможности различного словесного выражения одной темы Теория Практика 2 2 Всего 4 Формы контроля 1 1 2 Наблюдение, презентация Наблюдение 1 1 2 Наблюдение 4 2 6 Наблюдение 3 2 5 Наблюдение 3 2 5 Мини-проекты 5 7 Творческий метод и творческая индивидуальность. ИТОГО 0 6 6 14 16 30 Мини-проекты, презентация СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Каждый модуль представляет учебную коммуникативную ситуацию. Модуль 1. Художественное произведение. Диалог с читателем. Теория: Знакомство с особенностями авторского стиля. Практика: анализ текстов-миниатюр. Формируем умение анализа текстов в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; умение работать в парах. Развитие социально-этических навыков вежливости. Модуль 2. Влияние произведений художественной словесности на духовное развитие личности. Теория: Знакомство с дневниковыми записями известных писателей. Поиск ответов на вопрос: «Каким раскрывается личность писателя в дневниках?». Практика: Мастерская по созданию читательского дневника разных форм. Модуль 3. Слово как первоэлемент текста. Теория: Какое воздействие оказывает публицистический текст на читателя? Обзор современной публицистики на актуальные темы. Практика: Выступление учащихся по теме. Модуль 4. Роды и жанры художественной литературы. Теория: Погружение в роды и жанры художественной литературы. Знакомство с их особенностями. Чтение художественных текстов разных родов и жанров. Практика: Исследование текстов разных жанров. Модуль 5. Особенности стихотворных произведений. Теория: Знакомство с различными формами и жанрами стихотворных тестов, видами рифм. Практика: Пробуем сочинять собственные стихотворения. Обучаемся выразительному чтению и правильной речи. Модуль 6. Возможности различного словесного выражения одной темы. Теория: Рассматриваем вопросы теории литературы. Погружаемся в мир изобразительно-выразительных средств (тропов и фигур речи). Изучаем способы словесного выражения сатиры и юмора. Практика: Читаем произведения, анализируя авторскую стилистику, авторские особенности использования слова на примере конкретных произведений. Модуль 7. Творческий метод и творческая индивидуальность. Теория: Углубляем знания по теории литературы, стилю и языку произведения. Практика: Представляем собственный опыт анализа произведений современных авторов (поэзия и проза малых жанров). Развиваем навыки проектной деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с идеологией ФГОС в программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме на основе формирования УУД: 6 личностных - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; регулятивных – постановка и формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий; познавательных – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, универсальные логические действия; коммуникативных – социальная компетентность, владение всеми видами речевой деятельности. 7 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Месяц День недели Время проведен Форма занятия 1. 09 суббота 40 мин. Групповая КолТема занятия во часов 1 МОДУЛЬ 1. Восприятие художественного Групповая произведения – процесс творческий. Писатель и читатель. Презентация. Учись понимать язык произведения. 2. 09 суббота 40 мин. 1 Презентация, видео, аудио. 3. 4. 10 10 суббота суббота 40 мин. 40 мин. Индивидуальногрупповая 1 Индивидуальногрупповая 1 Комплексный анализ текста. Презентация. Комплексный анализ текста. Презентация. 5. 10 суббота 40 мин. Групповая 1 6. 10 суббота 40 мин. Групповая 1 7. 11 суббота 40 мин. Групповая 1 8. 11 суббота 40 мин. Групповая 1 МОДУЛЬ 2. Что и как мы читаем. Системное и бессистемное чтение. Читательский дневник. Его роль в самообразовании. Дневники русских писателей. Презентация: видео, аудио. Мастерская творческого письма. Читательский дневник. Презентация. Что и как мы читаем. Системное и бессистемное чтение. Читательский дневник. Его роль в самообразовании. Дневники русских писателей. Место проведения Форма контроля Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Презентация с инсценированием Презентация с инсценированием Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Презентация с инсценированием Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Презентация, видео. МОДУЛЬ 3. Слово в художественном тексте. Его смысловая гибкость. Правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство. Презентация. 9. 11 суббота 40 мин. Групповая 1 Творческая мастерская по работе со словом. Презентация, видео, аудио. 10. 11 суббота 40 мин. Групповая 1 11. 12 суббота 40 мин. Групповая 1 12. 12 суббота 40 мин. Групповая 1 Лирические жанры: ода, баллада, элегия, послание, стихотворение. Презентация. 13. 12 суббота 40 мин. Групповая 1 Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль. Презентация. 14. 12 суббота 40 мин. Индивидуальногрупповая 1 Исследование текстов разных жанров. Групповая 1 МОДУЛЬ 4. Эпос и лирика. Их особенности. Драма как сценический вид искусства. Презентация. Эпические жанры: эпопея, былина, роман, повесть, новелла, рассказ, басня. Презентация, видео, аудио. 15. 01 суббота 40 мин. Презентация. Образ автора и рассказчика в тексте. Презентация. 16. 01 суббота 40 мин. Групповая 1 МОДУЛЬ 5. Общее понятие о системах стихосложения. Презентация. 17. 01 суббота 40 мин. Групповая 1 Мастерская по углублению понятия «поэзия». Презентация, видео, аудио. 18. 01 суббота 40 мин. Групповая 1 Пауза. Перенос. Цезура. Анакруза. Клаузула. Презентация. 19. 02 суббота 40 мин. Групповая 1 Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма. Составная рифма. Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифма. Рифмы Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 9 смежные, перекрестные, кольцевые. Презентация. 20. 02 суббота 40 мин. Индивидуальногрупповая 1 Мастерская по подготовке восприятия творчества поэта. Презентация, видео, аудио. 21. 02 суббота 40 мин. Групповая 1 МОДУЛЬ 6. Звуковые средства художественной выразительности. Презентация. 22. 02 суббота 40 мин. Групповая 1 Мастерская творческого письма «Мой поэт». Презентация, аудио. 23. 03 суббота 40 мин. Групповая 1 Комплексный анализ художественных текстов. Презентация. 24. 03 суббота 40 мин. Групповая 1 25. 03 суббота 40 мин. Индивидуальногрупповая 1 Средства словесного выражения сатиры и юмора. Презентация, аудио. Мастерская творческого письма по сказке Л.Филатова «Про Федота». Презентация, видео, аудио. 26. 04 суббота 40 мин. Групповая 1 Стиль и язык литературного произведения. Презентация. 27. 04 суббота 40 мин. Групповая 1 Мастерская по углублению изученного. Презентация, видео, аудио. 28. 04 суббота 40 мин. Групповая 1 Мастерская по углублению изученного. Презентация. Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Мини-проекты с целью определения результатов обучения Наблюдение Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Наблюдение Мини-проекты с целью определения результатов обучения Мини-проекты с целью определения 10 29. 30. 04 05 суббота суббота 40 мин. 40 мин. Индивидуальногрупповая 1 Индивидуальногрупповая 1 Семинар: «Писатель – мой современник». Презентация, аудио, видео. Семинар: «Писатель – мой современник». Презентация, аудио, видео. Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы результатов обучения Презентация с инсценированием Презентация с инсценированием 11 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Материально - техническое оснащение занятий: Интерактивная доска. Ноутбук. Наглядность. Основная форма проведения занятия – комбинированное занятие, беседа, эвристическая беседа, исследование, лекция, практикум, мастерская по развитию речи. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу; -различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); -виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); - составление учащимися авторского текста. Основные формы и методы работы Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые называются мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны. В процессе работы с текстом – мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу. В основе практических занятий – мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного текста, поэтому предусмотрены следующие виды деятельности: - психологические упражнения со словом; - накопление словарного запаса, на основе которого создается текст; -пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ 1. Практическое литературоведение: что сказал писатель/Авторы: Лебедева М. Л., Коренькова О. Л., Северинец А. К. - Издательство: Феникс, 2015. 2. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя/Автор: Белянин В. А. - Издательство: Генезис, 2006. 3. Каталог электронных образовательных ресурсов (ЭОР) к уроку литературы http://literatura5.narod.ru/eor_ratalog_lit.html 4. Авторские тексты художественных произведений. 5.