К тайнам слова-6 2023

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«К тайнам слова-6»

Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Селицкая Н.А.,
учитель русского языка и литературы

Екатеринбург
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых
для успешной интеграции ребенка в языковую среду. Программа направлена на
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного
опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала
способностей и потребностей. При этом, русский язык выступает как средство,
побуждающее узнавать нечто новое, развивать и самостоятельность обучающихся,
и творческие инициативы.
Программа вводит обучающихся в сложный и увлекательный мир русской
речи, показывает слово как бы изнутри, вскрывает таящиеся в нём возможности,
способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе.,
обеспечивая им умение ориентироваться в творческом информационном потоке.
Новизна программы заключена в её практической направленности
(теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления
учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные
формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов
изучения материала.
Педагогическая целесообразность программы:
 Учет возрастных особенностей детей 12-13лет.
 Обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности,
как в части ее содержания, так и в части формы. Программа предусматривает
использование различных педагогических технологий: технологию развития
критического мышления, информационно-коммуникационные технологии,
технологию организации обучения в форме педагогических мастерских, а также
частично поисковые методы, алгоритмизированные методы мышления, комплекс
творческих заданий ИКТ направленности.
 При составлении программы учитывался принцип системности, научности,
преемственности и перспективности между различными разделами курса
литературы.
 Коммуникативная направленность – отбор лексического и грамматического
материала, представляющего личную значимость для ребенка, создание ситуаций
и условий, приближающих к общению в естественных и бытовых условиях.
 Забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения.
Адресат:
По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 12-13 лет. Набор
свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия приходят
дети с выраженным интересом к изучению русского языка во всем его
многообразии. Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию на
неформальное общение, продуктивную творческую деятельность.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Объем программы – 30 часов
2

Программа рассчитана на 1 год обучения
По уровню содержания: программа базового уровня. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы, которая направлена не на сообщение теоретических основ, а на
практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Организация работы по данной программе позволяет выявить индивидуальные
особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной
заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого
ребёнка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки,
что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности
освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской
деятельностей.
Форма организации деятельности - очная, групповая.
Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися
программы документ об обучении не выдается.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
Формы и виды контроля.
Формы контроля: творческие работы, проекты, аукцион знаний, практикум,
мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта
(возможно, работа в парах).
Цель программы - обогащение активного и потенциального словарного
запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения
и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной
жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
3

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления;
• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению
литературы.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Направленность программы: социально-педагогическая. Данная программа
направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной
интеграции ребенка в языковую среду. Программа направлена на формирование и
развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления, процесс
накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения
алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и
потребностей. При этом, русский язык выступает как средство, побуждающее
узнавать нечто новое, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие
инициативы.
По уровню содержания: базовая программа. Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы,
которая направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические
упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Организация работы
по данной программе позволяет выявить индивидуальные особенности каждого
ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и
добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. В процессе обучения
накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только
успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческопродуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.
Возраст детей и сроки реализации программы. Программа
предназначена для учащихся 12-13 лет; рассчитана 32 часа в год, 1 час в неделю (с
октября по май включительно). Длительность одного занятия - 40 минут.
Форма организации деятельности - очная, групповая.
Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися
программы документ об обучении не выдается.

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема
модуля

Модуль 1.
Звучащая
строка.
Модуль 2.
2
Таинства
лексики.
1

Теория
2

Практика
3

Всего
5

4

9

13

Формы
контроля
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ

4

Модуль 3.
4
10
14
Наблюдение,
Слово о словах.
анализ
ИТОГО
10
22
32
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Каждый модуль представляет учебную коммуникативную ситуацию.
Модуль 1. Звучащая строка.
Теория: Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с
фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с
терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического
слуха.
Практика: Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу
«Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Выполнение заданий по
теме «Орфоэпия» и «Фонетика». Анализируем звукопись в тексте.
Модуль 2. Таинства лексики.
Теория: Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с
особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и
лингвистических словарей. Знакомство с многозначными словами, словамиомонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких
значений у слова. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной
статьи этимологического словаря. Изучение особенностей фразеологических
сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном
употреблении фразеологизмов в речи.
Практика: Работа со всеми видами словарей и анализ языка произведений А.С.
Пушкина, повести А. Рыбакова «Приключение Кроша», стихотворения
В. Полторацкого «Слово о словах». Выполнение практической работы
«Отличие многозначных слов и слов-омонимов». Проведение игры «Прямое и
переносное значение слов».
Модуль 3. Слово о словах.
Теория: Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками
животных на Руси, с историей образования древнерусских имен, с появлением
отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».
Практика: Работа с именами собственными на примере произведений А.
С. Пушкина, стихотворения С. Михалкова.
3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1. Учащиеся достигнут понимания русского языка как одной из основных
национально- культурных ценностей русского народа.
2. Будет достигнуто осознание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования, осознание эстетической
ценности русского языка.
3. Будут сформированы уважительное отношение к родному языку, гордость
за него.
5

4. Будет развиваться потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры.
5. Будет развито стремление к речевому самосовершенствованию.
. Будет сформирована способность к самооценке на основе наблюдения над своей
речью.
Программа «К тайнам слова-6» реализует следующие виды деятельности:
- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры,
грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со
словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений,
написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений,
выполнение проектов);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор
материала к написанию проекта и защита его, создание письменных
монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной
установкой).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы
работы:
 викторины;
 лингвистические игры;
 орфографическое лото;
 исследование;
 защита проектов.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной
форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это
открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной
язык.
В каждом занятии прослеживаются три части:
 - теоретическая;
 - практическая;
 - игровая.
Ведущими технологиями в учебном процессе являются технология
проблемно-диалогического обучения, развития критического мышления и
личностно-ориентированного обучения.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств учащегося.
Метапредметные результаты
1. Учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
3. Освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
6

4. Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения
различных коммуникативных и познавательных задач.
5. Будут готовы слушать и слышать других, принимать иную точку зрения,
находить главное и второстепенное в потоке информации.
6. Смогут перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные
связи, строить рассуждения.
7. Будут активно пользоваться дополнительными источниками информации:
словарями, справочниками, материалами интернет ресурсов.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
 Педагогическое наблюдение за деятельностью детей.
 Педагогический анализ результатов защиты мини проектов, творческих
работ, аукциона знаний.
Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической
справке по итогам аукциона знаний и защиты проекта (возможно, работа в парах).
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
Дата
Количес
Коли
Количес
Режим
начала
окончания тво учебных чество тво
занятий
обучения
обучения
недель
учебных учебных
дней
часов
1
26 мая
32
32
32
1 занятие
сентября
по 1 часу в
неделю
Каникулы
30 октября - 5 ноября
1 января – 8 января
25 марта – 31 марта
27 мая – 31 августа
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
Материально - техническое оснащение занятий:
 Интерактивная доска.
 Ноутбук.
 Наглядность.
Основная форма проведения занятия – игра, аналитическая беседа, лекция,
исследование, творческая мастерская (творческая деятельность, связанная с
применением анализа литературного произведения (читаем, анализируем,
инсценируем стихи, разыгрываем сценку).
Подведение итогов занятия. Защита творческих проектов.
Кадровое
обеспечение:
образовательный
процесс
обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее
профилю программы и опыт деятельности в соответствующей профессиональной
7

сфере и систематически занимающимися научно-методической деятельностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
8

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14.
Устав МАОУ гимназии № 144.
15.
Положение о правилах оказания платных образовательных и иных
услуг.
Литература, использованная при составлении программы
1. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
2. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные
приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 - 4. - М.:
Русский язык, 1981.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2000.
5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: русский язык,
1986.
6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М. 1987.
7. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый
словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1981.
8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.:
Просвещение, 1980.
9. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. - СПб.: Издательский
дом «Литература», 2005.
10.
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о
русском языке.-Л.: Просвещение, 1990.
11.
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова.
Занимательная грамматика. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство,
1966.
12.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.:
Просвещение, 1995.
13.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М.: Просвещение. 1989.
14.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий. - М.: Знание, 1987.
15.
Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.: Школа-пресс, 1993.
16.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
17.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка.
- М.: Знание, 1982.
18.
Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. - СПб.:
Просвещение, 1992.
9

19.
Успенский Л.В. Культура речи. - М.: Знание, 1976.
20.
Вартаньян Э.А Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1987.
21.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Просвещение, 1990.
22.
Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. - М.: Просвещение,
1971.
23.
Васильев С. Играющие в прятки. - Волгоград, 2005.
24.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
Список литературы для учащихся:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
2. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
3. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993г.
4. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный
документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».