ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «К тайнам слова - 9 » Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год (32 часа) Составитель: Новикова Е.В., учитель русского языка и литературы Екатеринбург 2022 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «К тайнам слова-9» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных 2 общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Направленность программы: социально-гуманитарная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в языковую среду. Программа направлена на активное формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. При этом, русский язык выступает как средство, побуждающее узнавать новое, развивать самостоятельность обучающихся и раскрывать творческий потенциал обучающихся. Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования и потенциале гимназии . В программе учитываются возрастные особенности учащихся 9-х классов, программа базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования и потенциале гимназии. Актуальность определяется и личной заинтересованностью со стороны других участников образовательного процесса (учащихся). Учет особенностей возраста отправная точка для конструирования курса «К тайнам слова - 9». Программа вводит учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показывает слово как бы изнутри, вскрывает таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку 3 и литературе, обеспечивая им умение ориентироваться в творческом информационном потоке. Новизна программы заключена в её практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала. Педагогическая целесообразность программы: • Учет возрастных особенностей детей 15-16лет. • Обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. Программа предусматривает использование различных педагогических технологий: технологию развития критического мышления, информационнокоммуникационные технологии, технологию «Образ и Мысль», технологию организации обучения в форме педагогических мастерских, а также частично поисковые методы, алгоритмизированные методы мышления, комплекс творческих заданий ИКТ направленности. • При составлении программы учитывался принцип системности, научности, преемственности и перспективности между различными разделами курса русского языка и литературы. • Коммуникативная направленность – отбор лексического и грамматического материала, представляющего личную значимость для ребенка, создание ситуаций и условий, приближающих к общению в естественных и бытовых условиях. • Забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения. Адресат: Программа предназначена для учащихся 15 – 16 лет; Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 32 часа Программа рассчитана на 1 год обучения Форма организации деятельности - очная, групповая (10 – 15 человек). Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Формы и виды контроля. 4 Формы контроля: творческие работы, проекты, аукцион знаний, практикум, мониторинг. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый. Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах). По уровню содержания: базовая программа. Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, углубление и развитие интересов и навыков в создании собственных текстов разного содержания. Организация работы по данной теме позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить занятия с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебноисследовательской деятельностей. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ • Педагогическое наблюдение за деятельностью детей, которое фиксируется в «Ведомости наблюдения». • Педагогический анализ результатов защиты проектов. • Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической справке по итогам мероприятий. Цель программы: совершенствование способности применять полученные знания, навыки и умения в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Задачи программы: Обучающие: • развитие интереса к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову; • закрепление практических навыков в построении устных и письменных высказываниях; • совершенствование развития творческих способностей школьников; Воспитывающие: • воспитание культуры обращения с книгой; • воспитание любви и уважения к родному языку, интерес к чтению литературы; Развивающие: • приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности; • развивать умение пользоваться различными словарями; • учить организации работы с книгой в коллективной деятельности и самостоятельно. 5 УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема модуля Количество часов № 1 2 3 4 5 Теория Практика Модуль 1. Язык – вековой труд 2ч 1ч поколений. Модуль 2. Самое лучше – 1ч 1ч прямо и просто сказанное слово. (Лексика. Фразеология) Модуль 3. Особенности 7ч 6ч русского словообразования. (Фонетика. Орфоэпия.) Модуль 4. Кто грамоте горазд, 5ч 4ч тому не пропасть. (Морфемика. Словообразование. Этимология) Модуль 5. В многословии не 2ч 3ч без пустословия. (Культура речи) ИТОГО 14 18 Всего 3ч 2ч Формы контроля Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ 8ч Наблюдение, анализ 9ч Наблюдение, анализ 5ч Анализ результатов защиты проектов 32 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Модуль 1. Язык – вековой труд поколений. (Организационное занятие) Теория. Знакомство с историей создания русской письменности. Практика. Работа с различными видами словарей, с историей появления новых слов в русском языке. Модуль 2. Самое лучше – прямо и просто сказанное слово. (Лексика. Фразеология. Теория. Разговор о красоте русского языка, о лексических художественных средствах выразительности. Знакомство с понятием ораторское искусство, с понятиями: омофоны, омографы, паронимы, крылатые выражения и афоризмы, фразеологизмы, синонимы и антонимы. Практика. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи. Составление мини-сборника пословиц и поговорок «О книге», «О Родине», «О труде». Эстафета «Кто больше?». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях русской литературы. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы». Работа с фразеологическим словарём. Учимся находить фразеологизмы в художественных произведениях русских писателей. Модуль 3. Особенности русского словообразования. (Фонетика. Орфоэпия.) Теория. Знакомство с орфоэпическими и акцентологическими 6 нормами русского языка. Практика. Составление словарика «Орфоэпический минимум». Орфоэпическая эстафета. Фонетический КВН «Чудеса в языке». Модуль 4. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (Морфемика. Словообразование. Этимология) Теория. Вспоминаем основные понятия морфемики. Знакомство с иноязычными словообразовательными элементами в русском языке, повторение трудных приставок ПРИ- и ПРЕ-, орфограмм в корне слова. Практика. Составление словообразовательных цепочек и гнёзд. Учимся писать иноязычные приставки, орфограммы в корне слова. Орфографическое лото «Написание корней». Составление устного журнала «Корни с чередованием». Орфографический КВН. Модуль 5. В многословии не без пустословия. (Культура речи) Теория. Повторение самостоятельных и служебных частей речи. Знакомство со звукоподражательными словами, их ролью и употреблением. Практика. Эстафета «Буквоеды». Создаём ребусы. Проект «Ребусы – гимнастика ума». Грамматический турнир «Пойми меня!». Решение филологических задач. Учимся решать логогрифы, шарады, метаграммы, анаграммы, лингвистические загадки, лингвистические кроссворды. Лингвистический КВН «Аз, Буки, Веди». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты • понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; • определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; • осознание эстетической ценности русского языка; • уважительное отношение к родному языку, гордость за него; • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • стремление к речевому самосовершенствованию; • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • формулировать проблему; • составлять план решения учебной проблемы; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • находить главное и второстепенное в потоке информации; 7 • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; • пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов. Коммуникативные УУД: • умело владеть письменной и устной формой общения; • слушать и слышать других, • принимать иную точку зрения; • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Формы и виды контроля. Формы контроля: творческие работы, исследовательские проекты, лингвистический КВН, практикум, мониторинг. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый. Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах). Методические рекомендации: Программа рассчитана на учащихся 15-16 лет. Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. 8 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Месяц День недели Время проведен Форма занятия Колво часов Тема занятия 1. 09 пт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 1. Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке. 2. 09 пт. 45 мин. Групповая 1 3. 09 пт. 45 мин. Групповая 1 Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов». 4. 09 пт. 45 мин. Групповая 1 5. 10 пт. 45 мин. Групповая 1 6. 10 пт. 45 мин. Групповая 1 7. 10 пт. 45 мин. Групповая 1 8. 10 пт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Модуль 3. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка». «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Место Форма контроля проведения Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Наблюдение Кабинет русского. языка Наблюдение, презентация Кабинет русского. языка Наблюдение Кабинет русского. языка Наблюдение Кабинет русского. языка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 9. 10 пт. 11 45 мин. Групповая 1 45 мин. Групповая 1 Каков человек, такова его и речь. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН. 10 11 пт. 45 мин. Групповая 1 «С русским языком можно творить чудеса!» Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. 11 11 пт. 45 мин. Групповая 1 12 11 пт. 45 мин. Групповая 1 Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 13 12 пт. 45 мин. Групповая 1 14 12 пт. 45 мин. Групповая 1 Различай и отличай. Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. 15 12 пт. 45 мин. Групповая 1 Тренировочные упражнения на решение кроссвордов, ребусов. 16 12 пт. 45 мин. Групповая 1 17 01 пт. 45 мин. Групповая 1 Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами. правописание приставок, Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Наблюдение Кабинет русского. языка Наблюдение Анализ мероприятия Наблюдение Наблюдение Наблюдение Презентация Наблюдение Наблюдение Наблюдение Презентация Наблюдение Наблюдение 10 18 01 пт. 45 мин. Групповая 1 19 01 пт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 4. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. 20 02 пт. 45 мин. Групповая 1 Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. 21 02 пт. 45 мин. Групповая 1 Звукоподражательные слова, их роль и употребление. 22 02 пт. 45 мин. Групповая 1 Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. 23 02 пт. 45 мин. Групповая 1 Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. 24 03 пт. 45 мин. Групповая 1 Лимерики. Игры с рифмой. 25 03 пт. 45 мин. Групповая 1 Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. 26 03 пт. 45 мин. Групповая 1 27 04 пт. 45 мин. Групповая 1 Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». Модуль 5. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Кабинет русского. языка Наблюдение Анализ мероприятия Кабинет русского. языка Кабинет русского языка. Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение анализ Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение презентация 11 28 04 пт. 45 мин. Групповая 1 Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. По речи узнают человека. Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Конкурс знатоков речи. 29 04 пт. 45 мин. Групповая 1 30 05 пт. 45 мин. Групповая 1 31 05 пт. 45 мин. Групповая 1 Что в имени тебе моем? История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой 32 05 пт. 45 мин. Групповая 1 . Защита проекта. Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Кабинет русского. языка Наблюдение анализ Наблюдение Наблюдение Анализ меропиятия Наблюдение Анализ мероприятия 12 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD). Материально - техническое оснащение занятий: • Интерактивная доска. • Ноутбук. • Наглядность. Основная форма проведения занятия – игра, аналитическая беседа, лекция, исследование, творческая мастерская (творческая деятельность, связанная с применением анализа литературного произведения (читаем, анализируем, инсценируем стихи, разыгрываем сценку). Подведение итогов занятия. Защита творческих проектов. Формы организации деятельности учащихся на занятиях: • групповые (работа в больших и малых группах); • индивидуальные; • парные Виды деятельности: • теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет); • практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение • проектов); • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой). Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: • -викторины; • лингвистические игры; • КВН; • орфографическое лото; • эстафеты; • -турниры; • исследование; - защита проектов. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. В каждом занятии прослеживаются три части: • теоретическая; • практическая; • игровая. Ведущими технологиями в учебном процессе являются: • технология проблемно-диалогического обучения • технология развития критического мышления • технологии личностно-ориентированного обучения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993г. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru 10. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru