ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Китайский клуб» Возраст обучающихся: 12-13 лет Срок реализации: 1 год (28часов) Составитель: Завьялова Н.А., учитель китайского языка; Кошель Л.Н., заместитель директора по УВР (иностранные языки) Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Китайский язык: далекий и близкий» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими 2 рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Направленность программы: социально-гуманитарная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современном поликультурном мире. Программа направлена на развитие навыков говорения и чтения на китайском языке и формирование кругозора; процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей с помощью китайского языка. Реализация программы будет содействовать формированию личности, обладающей широким читательским кругозором и владеющей необходимыми компетенциями. При этом, китайский язык выступает как средство познания, взаимопонимания, дружелюбия и успешного диалога в различных ситуациях общения. Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования и потенциале гимназии №144, где китайский язык является дополнительным. Программа направлена на решение проблемы развития навыка лингвострановедческой компетенции на иностранном языке и преодоления неприятия чтения в век стремительного развития глобальных связей. Программа создает условия для социокультурного и коммуникативного развития обучающихся и направлена на развитие читательской компетенции и навыков самостоятельной работы; раскрытия интеллектуального потенциала и творческих способностей подростков посредством говорения и чтения на 3 иностранном языке. Программа служит интенсивному гуманитарной подготовки учащихся за рамками общеобразовательной программы. углублению основной Новизна программы. Большим потенциалом развития подростка в данной программе является интеграции китайского языка с другими дисциплинами, что позволяет уравновесить аспекты творческого, физического и интеллектуального воспитания и развития, а также развить у изучающих через китайский язык волю к преодолению трудностей, умение работать в команде, необходимую сосредоточенность, наблюдательность и другие личностные качества. Китайский язык полезен для позитивно направленного самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации, обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности. Педагогическая целесообразность программы: учет возрастных особенностей детей 12-13лет; обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы; использование таких технологий, как критическое мышление, брейнсторм, технология кейсов; драматизация; сочетание индивидуальной и групповой форм работы с использованием интерактивных методов: создание презентаций, игра, проект; отбор текстов, лексического и грамматического материала, представляющего личную значимость для подростка; интеграция основных речевых умений и навыков; последовательное развитие основных речевых умений и навыков; применение полученных умений и навыков на практике (создание совместного интеллектуально – творческого продукта); опора на принцип диалога культур: - понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для понимания диалога культур о своей судьбе, своей жизни, о своем счастье в мире людей; - анализ строя китайского языка с опорой на родной язык и первый иностранный (английский); - рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как полилога между авторами и исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты. проявление уважения и внимания к подростку, его деятельности, результатам его деятельности; забота о комфорте и сбережении здоровья подростка в процессе обучения. Данная программа ориентирована на школьников одного языкового уровня в группе обучающихся из разных классов одной параллели. 4 Адресат: Программа предназначена для учащихся 12 – 13 лет; Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по апрель включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 28 часов Программа рассчитана на 1 год обучения Форма реализации программы – традиционная, линейная По уровню содержания – базовая программа. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения китайскому языку, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей средствами иностранного языка. Форма организации деятельности – очная, групповая (15 - 20 человек). Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Педагогическое наблюдение за деятельностью детей. Педагогический анализ результатов защиты мини проектов. Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, участия в творческих мероприятиях, защиты проектов. Мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, оформление фотоотчета или слайд - шоу. Проведение творческих отчетных занятий групп «Китайский клуб» для обучающихся и родителей. Цель программы - обеспечение условий формирования коммуникативной речевой компетенции подростков 12-13 лет путем погружения в проектно-творческую деятельность посредством знакомства с китайским языком и культурой, игру и драматизацию для развития художественного потенциала подростков, навыков самостоятельной деятельности и самореализации средствами китайского языка, а также укрепления физического и психологического здоровья детей. Задачи: обучить школьников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами и навыкам оперирования этими единицами в 5 коммуникативных целях; развивать умения обучающихся в области говорения - обучать отвечать на вопросы, выражать свое мнение, обсуждать прочитанное; в области чтения - совершенствовать умение читать адаптированные тексты с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием; научить извлекать из текста необходимую информацию, использовать её для драматизации; способствовать дальнейшему развитию мотивации к изучению китайского языка и чтению на китайском языке; развивать эстетический вкус и формировать читательские потребности учащихся; способствовать развитию конкурентоспособности творческого коллектива, созданного в процессе обучающей деятельности, путем участия в районном/городском конкурсе театральных коллективов и других творческих состязаниях; способствовать воспитанию положительных нравственных качеств личности (пониманию и терпимости по отношению к другим, толерантности и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учебе и порученному делу). УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1 2 3 4 5 6 Тема модуля Модуль 1 “Я и ты”. 你好! Модуль 2. “Моя семья” 我的家。 Модуль 3. “Питание” 吃饭。 Модуль 4. “Школьная жизнь” 学 校生活。 Модуль 5. “Время и погода” 时间 和天气。 Модуль 6. “Работа” 工作。 ИТОГО Количество часов Теория Практика 1 3 1 3 3 4 2 4 Формы контроля Всего 4 5 7 6 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 0.5 2.5 3 наблюдение 0,5 2,5 3 наблюдение 9 19 28 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Модуль 1. “Я и ты”. 你好! Теория: вводный инструктаж. Знакомство с новыми лексическими единицами (ЛЕ) и грамматическими структурами. Практика: 1. Тренировка новых ЛЕ по теме в игровых ситуациях. Эвристическая беседа; дискуссия; составление ментальной карты. 6 2. Чтение текста “第一个 课。 你好!” Выполнение тестового задания. (Стр. 1-3). 3. Чтение текста “第二个 课。你叫什么?” Выполнение тестового задания. (Стр. 4-7). 4.Чтение текста “第三个 课。你家在哪?” Выполнение тестового задания. (Стр. 8-12). Модуль 2. “Моя семья” 我的家。 1.Тренировка новых ЛЕ по теме в игровых ситуациях. Эвристическая беседа; дискуссия; составление ментальной карты. 2. Чтение текста “第四个 课。 爸爸,妈妈”。 Выполнение тестового задания. (Стр. 13-17). 3. Чтение текста “第五个 课。我有一只小猫”。Выполнение тестового задания. (Стр. 18-22). 4.Чтение текста “第六个 课。我家不大” Выполнение тестового задания. (Стр. 23-26). Модуль 3. “Питание” 吃饭。 1.Тренировка новых ЛЕ по теме в игровых ситуациях. Эвристическая беседа; дискуссия; составление ментальной карты. 2. Чтение текста “第七个 课。 喝茶。不喝咖啡”。 Выполнение тестового задания. (Стр. 28-31). 3. Чтение текста “第八个 课。我要苹果” 。Выполнение тестового задания. (Стр. 32-36). 4.Чтение текста “第九个 课。我喜欢海鲜” Выполнение тестового задания. (Стр.37-40). Модуль 4 “Школьная жизнь” 学校生活。 Теория: ознакомление с новыми лексическими единицами и грамматическими структурами。 1.Тренировка новых ЛЕ по теме в игровых ситуациях. Эвристическая беседа; дискуссия; составление ментальной карты. 2. Чтение текста “第十个 课。 中文课”。 Выполнение тестового задания. (Стр. 42-46). 3. Чтение текста “第十一个 课。我们班” 。Выполнение тестового задания. (Стр. 47-50). 4.Чтение текста “第十二个 课。我去图书馆” Выполнение тестового задания. (Стр.51-55). Модуль 5. “Время и погода” 时间和天气。 Теория: ознакомление с новыми лексическими единицами и грамматическими структурами。 7 1.Тренировка новых ЛЕ по теме в игровых ситуациях. Эвристическая беседа; дискуссия; составление ментальной карты. 2. Чтение текста “第十三个 课。 现在几点”。 Выполнение тестового задания. (Стр. 56-59). 3. Чтение текста “第十四个 课。我的生日” 。Выполнение тестового задания. (Стр. 60-63). 4.Чтение текста “第十五个课。今天不冷”。 Выполнение тестового задания. (Стр.64-68). Модуль 6. “Работа” 工作。 Теория: ознакомление с новыми лексическими единицами и грамматическими структурами。 1.Тренировка новых ЛЕ по теме в игровых ситуациях. Эвристическая беседа; дискуссия; составление ментальной карты. 2. Чтение текста “第十六个 课。他是医生”。 Выполнение тестового задания. (Стр.70 -74). 3. Чтение текста “第十七个 课。他在图书馆工作” 。Выполнение тестового задания. (Стр. 74-78). 4.Чтение текста “第十八个课。我想做演员”。 Выполнение тестового задания. (Стр.79-82). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты 1. Учащиеся получат представление о целостном, социально ориентированном взгляде на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур. 2. Будет формироваться уважительное отношение к истории и культуре других народов и стран. 3. Будут сформированы навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4. Будут развиваться мотивы учебной деятельности, и формироваться личностный смысл учения. 5. Будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 6. Будут сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 7. Будет сформирован опыт творческой деятельности. Программа «Китайский клуб» интегрирует иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные подростку данного возраста – игровую, проектную, эстетическую и творческую. Это дает 8 возможность осуществлять разнообразные связи с музыкой, драматизацией, проектированием, компьютерной обработкой, презентацией. Сюжетные диалоги на китайском языке развивают и раскрывают индивидуальные музыкальные, артистические способности школьников 7 классов Продуктивные (изобразительные виды деятельности) – рисование, аппликация на занятиях курса «Китайский клуб» позволяют не только произвести подростку, какой - то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но также развивают моторику, воображение, внимание, память, творческую мысль и другие познавательные процессы. Презентация способствует развитию у детей чувства цвета, представлений о форме и содержании, относительной величине, развивает умение строить композицию сюжета, постановки. Метапредметные результаты 1. Учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 3. Освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 4. Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 6. Смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 7. Будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; Предметные результаты понимать смысл адаптированного текста и уметь прогнозировать развитие его сюжета; выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге; делать обзор; инсценировать изученные произведения; сочинять оригинальный текст на основе плана; соотносить поступки литературных героев с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев; 9 участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Социолингвистическия компетенция В рамках социолингвистической компетенции семиклассник должен овладеть необходимыми для взаимодействия с другими людьми языковыми средствами, применяющимися для: предложения и согласования совместных действиях; презентации своей точки зрения ; высказывания своего мнения, выражения согласия/несогласия с партнером оценки фактов и ситуаций; обмена информацией, пожеланиями Специальные учебные умения. Учащиеся научаться систематизировать слова, например, по тематическому признаку и пользоваться языковой догадкой. 10 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Месяц День недели Время проведен Форма занятия 1. 9 пн 40 мин. Групповая Колво часов 1 2. 9 пн 40 мин. Групповая 1 3. 10 пн 40 мин. Групповая 1 4. 10 пн 40 мин. Групповая 1 5. 10 пн 40 мин. Групповая 1 6. 10 пн 40 мин. Групповая 1 7. 11 пн 40 мин. Групповая 1 8. 11 пн 40 мин. Групповая 1 9. 11 пн 40 мин. Групповая 1 10. 11 пн 40 мин. Групповая 1 11. 12 пн 40 мин. Групповая 1 12. 12 пн 40 мин. Групповая 1 13. 12 пн 40 мин. Групповая 1 14. 12 пн 40 мин. Групповая 1 15. 01 пн 40 мин. Групповая 1 Тема занятия Место проведения Форма контроля Чтение текста “第一个 课。 你好!” Выполнение тестового задания. (Стр. 1-3). Чтение текста “第二个 课。你叫什么?” Выполнение тестового задания. (Стр. 4-7). Чтение текста “ 第 三 个 课 。 你 家 在 哪 ? ” Выполнение тестового задания. (Стр. 8-12). Чтение текста “第四个 课。 爸爸,妈妈”。 Выполнение тестового задания. (Стр. 13-17). Чтение текста “第五个 课。我有一只小猫”。Выполнение тестового задания. (Стр. 18-22). Чтение текста “第六个 课。我家不大” Выполнение тестового задания. (Стр. 23-26). Чтение текста “第七个 课。 喝茶。不喝咖啡”。 Выполнение тестового задания. (Стр. 28-31). Чтение текста “ 第 八 个 课 。 我 要 苹 果 ” 。 Выполнение тестового задания. (Стр. 32-36). Чтение текста “第九个 课。我喜欢海鲜” Выполнение тестового задания. (Стр.37-40). Чтение текста “第十个 课。 中文课”。 Выполнение тестового задания. (Стр. 42-46). Чтение текста “ 第 十 一 个 课 。 我 们 班 ” 。 Выполнение тестового задания. (Стр. 47-50). Чтение текста “ 第 十 二 个 课 。 我 去 图 书 馆 ” Выполнение тестового задания. (Стр.51-55). Чтение текста “ 第十 三个 课。 现在 几点 ”。 Выполнение тестового задания. (Стр. 56-59). Чтение текста “ 第 十 四 个 课 。 我 的 生 日 ” 。 Выполнение тестового задания. (Стр. 60-63). Чтение текста “第十五个课。今天不冷”。 Выполнение тестового задания. (Стр.64-68). Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Творчесий отчёт Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 16. 01 пн 40 мин. Групповая 1 17. 01 пн 40 мин. Групповая 1 18. 01 пн 40 мин. Групповая 1 19. 02 пн 40 мин. Групповая 1 Чтение текста “ 第 十 六 个 课 。 他 是 医 生 ” 。 Выполнение тестового задания. (Стр.70 -74). Чтение текста “ 第 十 七 个 课 。 他 在 图 书 馆 工 作 ” 。 Выполнение тестового задания. (Стр. 74-78). Чтение текста “第十八个课。我想做演员”。 Выполнение тестового задания. (Стр.79-82). Подготовка к экзамену HSK1. 20 02 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. 21. 02 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. 22. 02 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. 23. 03 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. 24. 03 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. 25. 03 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. 26. 03 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. 27. 04 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. 28. 04 пн 40 мин. Групповая 1 Подготовка к экзамену HSK1. Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Кабинет №23 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 12 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Li Xiaoqi. Веселый урок. Китайский Язык (Happy Chinese)123 с. Китай Материально - техническое оснащение занятий: Интерактивная доска. Ноутбук. Наглядность (флеш – карты; видео сюжеты по теме). Основная форма проведения занятия – комплексное занятие, интегрирующее ряд интерактивных технологий. Преимущество комплексного занятия состоит в том, что отрабатываются необходимые навыки, развиваются психические функции, происходит подача нового и закрепление изученного материала на протяжении всего занятия, поскольку все части занятия тематически неразрывно связаны между собой. При этом создается благоприятная воспитательная среда для детей. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. https://www.tuttlepublishing.com/chinese-for-beginners-audio-and-pdf 2. https://studychinese.ru/hsk/ 3. http://www.chinesetest.cn/gosign.do?id=1&lid=0 4. https://www.unipage.net/ru/exam_hsk 5. https://studycli.org/hsk/the-new-hsk/