ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Клуб читателей - 4» Возраст обучающихся: 10-11 лет Срок реализации: 1 год (27 часов) Составитель: Кошель Л.Н., заместитель директора по УВР (иностранные языки); Фомина В.Р., учитель английского языка Екатеринбург 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: социально-гуманитарная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современный поликультурный мир, где английский язык является проводником. Программа направлена на формирование читательского кругозора, социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческую самореализацию, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. При этом, английский язык выступает как средство взаимопонимания, дружелюбия и успешного диалога в различных ситуациях общения. Актуальность данной программы обусловлена тем фактом, что в современном динамичном поликультурном обществе, в век стремительного развития телекоммуникационных технологий нередко приходится сталкиваться с феноменом неприятия чтения как средства получения информации и общения. Общая грамотность населения снижается, что ведет к уменьшению умственного потенциала нации и становится, таким образом, серьезной стратегической проблемой для страны в целом. Чтобы избежать этого необходимо предлагать нестандартные способы для улучшения ситуации (интегрировать чтение в творческую деятельность). Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Актуальность программы также базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования и потенциале гимназии№144, где английский язык является профильным. Новизна программы заключается в развитии читательской компетенции и познавательно - творческих способностей учащихся 10-11 лет средствами английского языка; в расширении содержания языкового образования за счет интеграции истории, географии, героев Мифов в предлагаемых текстах для чтения; в создание презентаций, написании сценария, создания костюмов, постановки и видиосъёмки. Педагогическая целесообразность программы: учет возрастных особенностей детей 10-11 лет; обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы; коммуникативная направленность – отбор лексического и грамматического материала, представляющего личную значимость для ребенка; практической направленности курса. Возраст детей и сроки реализации программы. Программа предназначена для учащихся 10 – 11 лет; рассчитана на 27 часов в год, 1 час в неделю (с сентября по апрель включительно). Длительность одного занятия – 40 минут. Адресат: 2 Программа предназначена для мальчиков и девочек 10 – 11 лет, заинтересованных в изучении английского языка. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по апрель включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 27 часов Программа рассчитана на1 год обучения: 27 часов в год Форма реализации программы – традиционная, линейная По уровню содержания: базовая программа. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения английскому языку, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей средствами иностранного языка. Формы организации обучения - очная, групповая. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ • Контроль уровня сформированности коммуникативной компетенции отражен в творческих проектах детей, подготовке и создании презентаций и драматизации прочитанных произведений. Участие в творческих конкурсах разного уровня. • Педагогический анализ результатов защиты творческих проектов. Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической справке по итогам мероприятий. Цель программы - формирование коммуникативной речевой компетенции обучающихся через чтение аутентичного адаптированного текста, формирование навыков самостоятельной деятельности и развитие творческой самореализации обучающихся (постановка видеоклипа по книге.), а также укрепление физического и психологического здоровья ребенка. Программа имеет также следующие развивающие и воспитательные цели: развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с международными нормами. развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур. развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия. Задачи 1.Образовательные: обучать школьников лексическим единицам в соответствии с отобранными 3 темами и навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях; развивать умения обучающихся в области говорения - обучать отвечать на вопросы, выражать свое мнение, обсуждать прочитанное; в области чтения совершенствовать умение читать адаптированные тексты с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием; научить извлекать из текста необходимую информацию, использовать её для драматизации; 2. Развивающие - способствовать дальнейшему развитию мотивации к изучению английского языка; 3. Воспитательные - развивать эстетический вкус и формировать читательские потребности учащихся на английском языке. Направленность программы: социально-педагогическая. Данная программа УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема модуля Количество часов Формы контроля Теория Практика Всего 1 Модуль 1. «Hercules» by 1 3 4 Урок-концерт Jocelyn Potter 2 Модуль 2. «Island Hopping» by 1 3 4 Драматизация Caroline Laidlaw диалогов 3 Модуль 3. «Explorers» by Chris 1 5 6 выставка Oxlade. рисунков 4 Модуль 4. «Our Changing 1 3 4 Презентация planet» by Coleen Degnanпо книге Veness. 5 Модуль 5. Создание 1 3 4 Презентации презентации по книгам. по прочитанным книгам 6 Модуль 6. Постановка 1 7 4 Открытое видеоклипа по книге. занятие 7 ИТОГО: 6 24 30 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Каждый модуль представляет учебную коммуникативную ситуацию. Тематика курса охватывает следующие сферы общения: - Мифы Древней Греции («Hercules»); - География, природа («Island Hopping»); - Великие исследователи и великие географические открытия («Explorers»); - Охрана окружающей среды («Our changing planet»). Модуль 1. «Hercules» by Jocelyn Potter Теория: вводный инструктаж. Знакомство с понятием «миф»; новые лексические единицы и грамматические структуры по тексту «Hercules». Практика: 4 1. Тренировка новых лексических единиц по теме в игровых ситуациях. Чтение текста (стр.3-8). Составление ментальной карты. 2. Чтение текста «Hercules». Ответы на вопросы. Героические поступки Геракла (стр.9-15). Составление коллажа. 3. Чтение текста «Hercules». Выполнение творческого задания: разыграть сценку. (стр.16-24). 4. Чтение текста «Hercules». Выполнение тестового задания. Значение мифов в развитии литературы (стр.25-32). Защита мини – проекта. Модуль 2. «Island Hopping» by Caroline Laidlaw Теория: новые лексические единицы и грамматические структуры по тексту. Знакомство с понятием остров. Практика: 1.Тренировка новых ЛЕ по теме в игровых ситуациях. Чтение текста «Island Hopping» (стр.3-9). Мини проекты («Куба» и «Остров Пасхи») 2.Чтение текста «Island Hopping». Ответы на вопросы (стр.10-18). Галапагосские острова. Острова Хоккайдо и Хонсю. Галапагосские острова имеют вулканическое происхождение. Они знамениты своей уникальной фауной. На островах обитают огромные черепахи – самые большие в мире, темно-серые морские игуаны и уникальные синелапые крачки. Острова Хоккайдо и Хонсю - это самые большие из Японских островов. Хоккайдо знаменит своим национальным парком и вулканическими озерами. На острове Хонсю есть горячие источники, в которых любят купаться самые северные обезьяны в мире. 3.Чтение текста «Island Hopping». Мадагаскар. Выполнение творческого задания: сделать презентацию про одно из животных Мадагаскара (стр.19-24). Мадагаска́р (туземн. Nosin Dambo) — четвёртый по величине остров мира, расположен в Индийском океане, у восточного берега Африки, отделённый от неё Мозамбикским проливом. Климат тропический. Крайний юг острова часто относят к субтропикам. Длина острова — около 1600 км, ширина — свыше 600 км, площадь — 587 040 км². На острове находится государство Мадагаскар (столица Антананариву). Хотя Мадагаскар и находится недалеко от Африки, животный и растительный мир острова уникален — он содержит 5 % видов животных и растений мира, 80 % из которых существуют только на Мадагаскаре. Самыми известными из них являются лемуры. Большинство видов — эндемики. Из-за этого часто Мадагаскар называют «маленьким континентом». Составление коллажа с комментарием. 4. Чтение текста «Island Hopping». Шетландские Острова. Исландия. Выполнение тестового задания (стр. 25-32). Шетла́ндские острова́— архипелаг на северо-востоке Шотландии. Общая площадь — 1471 км², из которых 967 км² приходится на «Главный остров», Мейнленд. На нем находится административный центр и крупнейший населенный пункт — Леруик и второй по величине населенный пункт Скалловей. Острова составляют одну из 32 областей Шотландии - Шетланд. Родиной породы собак Шелти считаются Шетландские острова. В прошлом эту небольшую собаку использовали для управления стадами овец и их охраны. 5 Исландия — остров в северной части Атлантического океана, у Полярного круга, между Гренландией и Норвегией, принадлежит одноимённому государству. Почти вся территория острова представляет собой вулканическое плато с вершинами до 2 км, достаточно круто обрывающееся к океану, образуя тысячи фьордов. Средняя высота над уровнем моря — 500 м. Многочисленные действующие вулканы (Гекла, Аскья, Лаки и др.), гейзеры, горячие источники, лавовые поля и ледники покрывают собой почти всю территорию страны. Составление ментальной карты. Презентация «Удивительный остров». Модуль 3. «Explorers» by Chris Oxlade Теория: новые лексические единицы и грамматические структуры по тексту. Практика: 1.Тренировка новых ЛЕ по теме. Чтение текста «Explorers» (стр.3-9). Знакомство с понятием «великие географические открытия». Исследователь — тот, кто проводит исследование. Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями. Составление синквейна. 2.Чтение текста «Explorers». Исследователи Древнего Мира. Путешествие Марко Поло. Ответы на вопросы (стр.10-17). Самые первые исследователи морей – полинезийцы, которые плавали по Тихому океану около 3500 лет назад; древние греки, римляне и финикийцы, изучавшие побережье Средиземного моря; викинги, которые жили более 1000 лет назад и пересекали Атлантический океан. Марко Поло (1254-1324) отправился в Китай в возрасте 17 лет. Он побывал в самых разных областях Китая, прошел по Великому шелковому пути и вернулся домой, в Венецию, спустя 24 года. Мини – проект «Explorers». 3.Чтение текста «Explorers». Путешествия Колумба и Кортеса. Кругосветное путешествие Магеллана. Ответы на вопросы (стр.18-23). Кристофер Колумб (1451-1506) – это первый европеец, который открыл Америку. Колумб отправился в плавание по Атлантическому океану на трех судах. Он планировал достичь берегов Индии. Через 35 дней он достиг островов, которые сейчас известны как Багамские острова. Фернанд Магеллан (1480-1521) был первым мореплавателем, который обогнул Южную Америку и достиг Тихого океана. Через несколько месяцев его корабли пересекли Тихий океан и достигли Филиппинских островов. Там он был убит аборигенами, но один из его кораблей вернулся в Испанию. Это был первый корабль, совершивший кругосветное путешествие. Мини – проект «Explorers». 4.Чтение текста «Explorers». Путешествия Кука. Исследования Арктики. Ответы на вопросы. (стр.24-30) Джеймс Кук (1728-1779) исследовал и нанес на карту побережье Австралии и Новой Зеландии. Он был первым европейцем, который высадился на Гавайских островах. 6 Джон Франклин (1786-1847) пытался найти морской путь вокруг северных берегов Северной Америки, но погиб от голода, когда его корабли застряли во льдах. Мини – проект «Explorers». 5. Чтение текста «Explorers». Исследования Африки, Австралии и Антарктиды. Выполнение творческого задания: нарисовать одно из героев книги и описать его (стр.31-37). Мэри Кингсли (1862-1900) вела исследование Африки с помощью местных жителей. Во время своих путешествий она собрала коллекцию рыб из африканских рек для Британского музея. Дэвид Ливингстон (1813-1873) – самый известный исследователь Африки. Он пересек пустыню Калахари, проплыл по реке Замбези и открыл водопад Виктория. Роберт О’Хара Бурк и Вильям Джон Уиллз были первыми исследователями, которые пересекли Австралию с юга на север. Мини – проект «Explorers». 6. Чтение текста «Explorers». Покорение Эвереста. Первый человек на Луне. Выполнение тестового задания (стр.38-45). Т. Норгей (1914-1986) и Э. Хиллари (1919-2008) были первыми, кто достиг Эвереста, самой высокой горной вершины мира, 29 мая 1953 года. Американский астронавт Нил Армстронг (1930-2012) был первым человеком, который ступил на поверхность Луны. Даже сегодня на Земле осталось много неизведанных мест. Это и подземные пещеры, и глубины океанов, и вершины гор. Все эти места хранят свои тайны и ждут своих исследователей. Мини – проект «Explorers». Модуль 4. «Our Changing Planet» by Coleen Degnan - Veness. Теория: новые лексические единицы и грамматические структуры по тексту. Практика: 1. Тренировка новых ЛЕ по теме в игровых ситуациях. Чтение текста «Our Changing Planet» (стр.4-9). Понятие климата. Климат — наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности — многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды. Погода, в отличие от климата — это мгновенное состояние некоторых характеристик (температура, влажность, атмосферное давление). Климат в узком смысле — локальный климат — характеризует данную местность в силу её географического местоположения. Климат в широком смысле — глобальный климат — характеризует состояния, через который проходит система «атмосфера — гидросфера — суша — криосфера — биосфера» за несколько десятилетий. Отклонение погоды от климатической нормы не может рассматриваться как изменение климата, например, очень холодная зима не говорит о похолодании климата. Составление кроссворда. 2. Чтение текста «Our Changing Planet». Пустыни мира. Ответы на вопросы (стр.10-17). Пусты́ня — природная зона c жарким (постоянно или сезонно) и засушливым климатом, где за год выпадает не более 200—250 мм осадков, а испаряемость превышает этот показатель в 10-20 раз. Пустынный тип ландшафта как правило характеризуется равнинной поверхностью, разреженным растительным покровом и специфической фауной. 7 К категории типичных пустынь относится 23 % суши. Самая крупная пустыня — Сахара, занимающая большую часть северной Африки. Составление коллажа. 3. Чтение текста «Our Changing Planet» (стр.18-25). Мировой океан. Жизнь в морях и океанах. Выполнение творческого задания: сделать презентацию про морское животное, находящееся в Красной книге. Океа́н (др.-греч. Ὠκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Океан находится в непрерывном взаимодействии с атмосферой и земной корой. Площадь поверхности мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли (порядка 361 млн км²). Рельеф дна океанов Земли в целом сложен и разнообразен. Наука, изучающая океаны, называется океанологией; фауну и флору океана изучает раздел биологии, называемый биология океана. 4. Чтение текста «Our Changing Planet» (стр.26-33). Тропические леса. Помощь животным тропического леса. Выполнение тестового задания. Тропический лес — лес, распространённый в тропическом, экваториальном и субэкваториальном поясах между 25° с. ш. и 30° ю. ш. Тропические леса встречаются в широком поясе, окружающем Землю по экватору и разрываемом только океанами и горами. Влажные тропические леса — распространены в экваториальном поясе, характеризуются обильным выпадением осадков (2000— 7000 мм, иногда даже до 12 000 мм) и относительно равномерным их распределением в течение года при практически неизменной средней температуре воздуха (24—28°С). Основные регионы распространения: Южная Америка, Центральная Африка, Юго-Восточная Азия и Австралия. Влажные тропические леса считаются центром эволюционной активности, местом формирования новых видов, распространяющихся в остальные регионы. Составление ментальной карты «Тропический лес». Модуль 5. Создание презентаций по прочитанным книгам. Теория: требования к презентации. Практика: обучающиеся вместе с учителем отвечают на вопросы по книгам, выбирают необходимые иллюстрации для презентаций, дают характеристики главным героям. Далее ребята оформляют презентацию по всем трем прочитанным книгам. Модуль 6. Постановка видеоклипа по книге «Hercules» by Jocelyn Potter. Теория: требования к созданию выидиоклипа. Практика: обучающиеся выбирают особо понравившийся отрывок книги. Вместе с учителем дети пишут сценарий, распределяют роли, создают костюмы, рисуют декорации. Во время репетиций обучающиеся стараются воплотить мысли автора, усвоить новые творческие знания и развить талант. Заключительным этапом является постановка, видеосъёмка и презентация выбранного фрагмента произведения. 1. Учащиеся ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты получат представление о целостном, социально 8 ориентированном взгляде на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур. 2. Будет формироваться уважительное отношение к истории и культуре других народов и стран. 3. Будут сформированы навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4. Будут развиваться мотивы учебной деятельности, и формироваться личностный смысл учения. 5. Будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 6. Будут сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 7. Будет сформирован опыт творческой деятельности. Метапредметные результаты 1. Учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 3. Освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 4. Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 6. Смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 7. Будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; Предметные результаты понимать смысл адаптированного текста и уметь прогнозировать развитие его сюжета; выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге; делать обзор; инсценировать изученные произведения; сочинять оригинальный текст на основе плана; соотносить поступки литературных героев с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев; 9 участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Социолингвистическия компетенция В рамках социолингвистической компетенции семиклассник должен овладеть необходимыми для взаимодействия с другими людьми языковыми средствами, применяющимися для: предложения и согласования совместных действиях; презентации своей точки зрения; высказывания своего мнения, выражения согласия/несогласия с партнером оценки фактов и ситуаций; обмена информацией, пожеланиями Специальные учебные умения. Учащиеся научаться систематизировать слова, например, по тематическому признаку и пользоваться языковой догадкой. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график Дата Дата Количество Количес Количество Режим начала окончания учебных тво учебных занятий обучения обучения недель учебных часов дней 12 15 мая 28 28 28 1 занятие по сентября 1 часу в неделю Каникулы 30 октября - 5 ноября 1 января – 8 января 25 марта – 31 марта 27 мая – 31 августа МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Инновационная уровневая программа дополнительного образования по английскому языку «Macmillan Academy». О.А. Гужновская, - Macmillan Publishers Limited, 2012 Материально - техническое оснащение занятий: Интерактивная доска. Компьютер Микрофон Наглядность: книги, иллюстрации, видео фрагменты, аудиозаписи, карты. Основная форма проведения занятия: игра 10 ребусы, загадки, составление рифмовок с новой лексикой; выполнение творческих заданий: презентации, иллюстрации, драматизация, аппликация, создание костюмов для клипа, сьёмка клипа) Литература для педагога: Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Устав МАОУ гимназии № 144. 15. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Литература, использованная при составлении программы 1. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 2. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д.Сборник нормативных документов. Иностранный язык/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010. 3. Инновационная уровневая программа дополнительного образования по английскому языку «Macmillan Academy». О.А. Гужновская, - Macmillan Publishers Limited, 2012 4. Комплексная программа обучения английскому языку детей 4- 7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия/ авт. – сост. М.Л. Филина - Волгоград: Учитель, 2010. 5. http://www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки 6. http://www.macmillan.ru Литература для обучающихся (родителей, законных представителей): 1. Мильруд. Р.П. Методика преподавания английского языка. М.: Дрофа, 2007. 12 2. Ощепкова Т. В., Пролыгина М. М. Приемы обучения различным видам чтения// Иностранные языки в школе. М., №3, 2005. 3. Радкин К.А. Чтение на английском языке. М.: Дрофа, 2004. 4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Астрель, 2008. 5. О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова «Учебное чтение, его содержание и формы», «Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия», стр. 241 6. К.И. Крупник «Об обучении беспереводному чтению», «Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке», стр. 214 13