ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Клуб «Юный правовед» Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год (28 часов) Составитель: Хайретдинова Т.А., учитель истории и обществознания Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб «Юный правовед» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по 2 реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14.Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15.Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16.Устав МАОУ гимназии № 144. 17.Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. В современных условиях перед нами стоит задача формирования правового государства. В обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию её законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической политической системы, формированием политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вместе с тем всё явственнее ощущается дефицит правовых знаний. Учащиеся должны иметь основные первоначальные знания в области права, быть достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия, отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого человека, но и в учебной, научно-исследовательской, общественной и профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в основе истинного народовластия. Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования. Актуальность определяется и особенностями детской психики в подростковом возрасте. Учет особенностей возраста отправная точка для конструирования курса «Клуб «Юный правовед». Программа вводит детей 15-16 лет в сферу правоотношений, обеспечивая успешную социализацию. Весь материал представлен с опорой на конкретные нормативно-правовые акты. 3 • • • • • • • Новизна программы заключена в изучении нормативно-правовых актов с точки зрения их практического действия. Программа является дополнением к разделу обществознания «Роль права в жизни человека и общества». Программа курса поможет овладеть умениями познавательной, коммуникативной практической деятельности в освоении правовых норм и законопослушного поведения. Направленность программы: социально-педагогическая. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в социальную среду. Программа направлена на активное накопление знаний и навыков по социальной адаптации, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. Данная программа рассчитана на учащихся 15-16 лет, 28 часов (1 час в неделю). Данный курс даёт учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоёв населения. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве. Педагогическая целесообразность программы: учет возрастных особенностей детей 15-16 лет; обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. Использование таких технологий, как групповая и дифференцированная деятельность; сотрудничество педагога и учеников; саморазвитие ребёнка. коммуникативная направленность – программа предполагает проведение занятий в форме дискуссий, ролевых игр, практикумов. программа практико – ориентирована на освоение важнейших правовых норм, необходимых для успешной социализации детей. формирование интереса к главнейшим мировоззренческим вопросам; проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности, результатам его деятельности; забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения. Адресат: Программа предназначена для учащихся 15 – 16 лет; Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 28 часов Программа рассчитана на 1 год обучения 4 Форма реализации программы – традиционная, линейная По уровню содержания: базовая программа. Формы организации обучения - очная, групповая. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. По уровню содержания: программа базового уровня. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ • Педагогическое наблюдение за деятельностью детей. • Педагогический анализ результатов практикумов. • Проведение ролевых игр с использованием материала различных нормативноправовых документов. 1. 2. 3. 4. 5. Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе расширения и углубления знаний в правовой сфере, умений и навыков помогающих ориентироваться в сложностях современной жизни. Задачи Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм. Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем. Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав. Развитие коммуникативных способностей. Воспитание ответственности за собственное благополучие. УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема модуля Количество часов 1 Теория 2 Тема 1. Роль права в жизни человека и общества. (2 часа) 2 Тема 2. Право на образование. (4 часа) 2 Практика - 2 Формы контроля Всего 2 4 Наблюдение за деятельностью детей Наблюдение за работой в ходе проведения практикума 5 3 Тема 3. Семейное право (4 часа) 2 2 4 4 Тема 4. Трудовое право. (4 часа) 1 3 4 5 Тема 5. Жилищные права граждан. (4 часа) 2 2 4 6 Тема 6. Права потребителя. (3 часа) 1 2 3 7 Тема 7. Уголовное право. (5 часов) 2 3 5 8 Тема 8. Я – гражданин России. (обобщение по курсу). (1 час) 1 9 Итоговый урок. (1 час) ИТОГО 13 1 1 1 15 28 Наблюдение за работой в ходе проведения практикума Наблюдение за работой в ходе проведения практикума Наблюдение за работой в ходе проведения практикума Наблюдение за работой в ходе проведения практикума Наблюдение за работой в ходе проведения практикума Закрепление знаний об особенностях нормативноправовых актов, регулирующих главные вопросы жизни общества Работа в малых группах по материалам СМИ о нарушениях конституционных прав граждан и их восстановлении. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Каждая тема представляет учебную коммуникативную ситуацию. Тема1. Роль права в жизни человека и общества. Теория: право в нашей жизни. Знакомство с локальными нормативными актами и их значением. Практика: знакомство с нормативными актами, издаваемыми в образовании, с распоряжениями администрации гимназии. Тема 2. Право на образование. 6 Теория: Закон об образовании в РФ. История принятия. Новый закон 2012 года. Поправки к закону. Практика: концепция модернизации образования – обсуждение. Государственная политика в образовании – практика жизни школ. Образовательные услуги в гимназии. Работа с Конституцией РФ и законом об образовании в РФ. Тема 3. Семейное право Теория: Семейный кодекс РФ – знакомство. Практика: работа с текстом Конституции и Семейным кодексом РФ. Ролевая игра «Родители – дети». Тема 4. Трудовое право. Теория: Трудовой кодекс РФ – знакомство. Трудовой договор. Практика: сюжетно-ролевая игра «Заключение трудового договора»; «Расторжение трудового договора». Правила поведения в трудовой сфере. Тема 5. Жилищные права граждан. Теория: Правовое регулирование жилищных прав граждан. Жилищный кодекс РФ – знакомство. Практика: работа с документами: Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильём. Тема 6. Права потребителя. Теория: Закон о защите прав потребителей – знакомство. Практика: работа с документами; сюжетно-ролевая игра «Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг». Тема 7. Уголовное право. Теория: основы уголовного законодательства - лекция. Практика: работа с Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ; ролевая игра «Уголовный процесс»; дискуссия «Причины преступного поведения подростков». Тема 8. Я – гражданин России (обобщение по курсу). Теория: правопорядок и законность как основа существования гражданского общества. Практика: обсуждение проблем соблюдения законов в российском обществе. Тема 9. Итоговый урок. Теория: повторение основных положений Конституции РФ, раздела «Права, свободы и обязанности граждан». Практика: выполнение теста по повторению. Планируемые результаты: Личностные результаты 1. Учащиеся получат представление о целостном, ориентированном взгляде на общество. социально 7 2. Будет формироваться уважительное отношение к соблюдению правовых норм. 3. Будут сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4. Будут развиваться мотивы учебной деятельности, и формироваться личностный смысл учения. Будут развиты навыки сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 5.Будут сформированы навыки: организации совместной деятельности; участия в дискуссиях, оппонирования в спорах, нахождения компромиссов, развития способности к творческой деятельности в ситуациях с незаданным результатом. Метапредметные результаты 1. Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 3. Освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 4. Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 6. Смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 7. Будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; Предметные результаты Учащиеся должны знать: основные термины и понятия из правовой области; иметь представления о нормах современного российского государства; механизмы защиты прав, свобод и законных интересов личности. 8 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Месяц День Время Форма недели проведен занятия вт. 45 мин. Групповая Колво часов 1. 09 2. 09 вт. 45 мин. Групповая 1 3. 10 вт. 45 мин. Групповая 1 4. 10 вт. 45 мин. Групповая 1 5. 10 вт. 45 мин Групповая 1 6. 10 вт. 45 мин. Групповая 1 7. 11 вт. 45 мин. Групповая 1 8. 11 вт. 45 мин. Групповая 1 9. 11 вт. 45 мин. Групповая 1 10. 11 вт. 45 мин. Групповая 1 11. 12 вт. 45 мин. Групповая 1 12. 12 вт. 45 мин. Групповая 1 13. 12 вт. 45 мин. Групповая 1 14. 12 вт. 45 мин. Групповая 1 Тема занятия Место проведения Тема 1. Роль права в жизни человека и общества. Кабинет Право в жизни общества. истории Работа с локальными законодательными актами. Кабинет Знакомство с нормативными актами, издаваемыми в истории образовании, с распоряжениями администрации гимназии. Тема 2. Право на образование. Закон об образовании в Кабинет РФ. истории Концепция модернизации образования – Кабинет государственная политика. истории Доступность образовательных услуг. Кабинет истории Практикум. Работа с Конституцией РФ. Закон об Кабинет образовании в РФ. истории Тема 3. Семейное право. Правовые основы брака. Кабинет истории Родители и дети. Сюжетно-ролевая игра. Кабинет истории Практикум. Работа с текстом Конституции РФ и Кабинет Семейным кодексом РФ. истории Беседа – обобщение темы. Значение семейного права в Кабинет регулировании семейных отношений. истории Тема 4. Трудовое право. Работодатели и работники на Кабинет рынке труда. истории Правила поведения в трудовой сфере. Кабинет истории Сюжетно-ролевая игра «Заключение трудового Кабинет договора». истории Расторжение трудового договора. Правила поведения в Кабинет трудовой сфере. истории Форма контроля Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 15. 01 вт. 45 мин. Групповая 1 16. 01 вт. 45 мин. Групповая 1 17. 02 вт. 45 мин. Групповая 1 18. 02 вт. 45 мин. Групповая 1 19. 02 вт. 45 мин. Групповая 1 20. 02 вт. 45 мин. Групповая 1 21. 03 вт. 45 мин. Групповая 1 22. 03 вт. 45 мин. Групповая 1 23. 03 вт. 45 мин. Групповая 1 24. 04 вт. 45 мин. Групповая 1 25. 04 вт. 45 мин. Групповая 1 26. 04 вт. 45 мин. Групповая 1 27. 04 вт. 45 мин. Групповая 1 28. 05 вт. 45 мин. Групповая 1 Тема 5. Жилищные права граждан. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика. Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости. Работа с документами. Конституция РФ. Жилищный кодекс РФ. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильём. Тема 6. Права потребителя. Права потребителей: законодательство и реальная практика. Закон о защите прав потребителей. Работа с документом. Сюжетно-ролевая игра «Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг». Тема 7. Уголовное право. Основы уголовного законодательства. Порядок судебного разбирательства. Судебный процесс. Практикум. Работа с документами. Уголовный кодекс РФ. Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства. Ответственность несовершеннолетних. Дискуссия «Причины преступного поведения подростков». Тема 8. Я – гражданин России (обобщение по курсу). Обсуждение проблем соблюдения законов в российском обществе. Тема 9. Итоговый урок. Повторение основных положений Конституции РФ, раздела «Права, свободы и обязанности граждан». Кабинет истории Наблюдение Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Кабинет истории Наблюдение Кабинет истории Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Для реализации программы используется дополнительный ресурс: дополнительная литература по праву в кабинете истории. Материально - техническое оснащение занятий: Проектор, экран Ноутбук. Тексты нормативно-правовых актов. Основная форма проведения занятия – занятие в группе из 5-10 детей, дающее возможность свободного обсуждения различных вопросов, использования игровых и дифференцированных технологий. Литература для учителя: 1. Гаджиев К.С. Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с. 2. Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998. 3. История политических и правовых учений. М., 1996. 4. Когда убивает государство. М.,1989. 5. Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с. 6. Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001. 7. Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997. 8. Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003. 9. Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006. Литература для учащихся: 1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы). 2. Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпракс,1993г. 3. Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г. Дополнительная литература: 1. Ибрагимов Р.Ю.Сдаем основы социологии и политологии: для среднего и профессионального обучения. Д: Феникс, 2005. 2. Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология: учебно-методическое пособие. М., 1999. 3. Политология: учебное пособие (сост. и отв. ред. А. А. Радугина.) М.,1998.