ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ключ к успеху - 9» Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год (28 часов) Составитель: Кошель Л.Н., заместитель директора по УВР (иностранные языки) Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ключ к успеху-9» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Направленность программы: социально-гуманитарная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современное поликультурное общество. Программа направлена на активное развитие, процесс накопления эмоциональноценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования, появившейся в последние годы потребностью и возможностью сдавать международный экзамен Pearson Test of English (далее PTE), т.е. социальном заказе общества и потенциале гимназии (гимназия №144 – сертифицированный центр по сдаче PTE). Программа способствует эффективной коммуникации в устной и письменной речи, обеспечивая снятие трудности в выполнении заданий формата международных экзаменов по всем видам речевой деятельности. Хотя гимназисты имеют возможность изучать английский язык на профильном уровне, программа позволяет качественно освоить языковой материал на уровне выше гимназического. Данная программа соответствует уровню В1 общеевропейской системы оценки, что соответствует экзамену PTE – General Новизна программы заключена в расширении возможностей формирования коммуникативных умений и навыков в работе с текстом (звучащим, печатным и создаваемым самими обучающимися). Конкретизированы стратегии выполнения заданий, которые вырабатывают определённый алгоритм, необходимый в условиях ситуации международного экзамена. Педагогическая целесообразность программы: • учет возрастных особенностей детей 15-16 лет; • обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. Использование таких технологий, как критическое мышление и тестовые технологии; • коммуникативная направленность – отбор лексического и грамматического материала, представляющего личную значимость для ребенка, развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с международными нормами; • программа практико-ориентирована на развитие продуктивных видов речевой деятельности, создание ситуации успеха для участия в независимом тестировании и олимпиадах международного уровня; • формирование интереса к английскому языку на основе аутентичного материала, наглядности, включая CDROM, драматизации; • проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности, результатам его деятельности; • забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения. Адресат: Программа предназначена для учащихся 15 – 16 лет; Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 28 часов Программа рассчитана на 1 год обучения Форма реализации программы – традиционная, линейная По уровню содержания: базовая программа. Формы организации обучения - очная, групповая. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. По уровню содержания: программа углублённого уровня. Предполагает выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Диагностическое тестирование в начале курса. Возможность сдачи международного экзамена PTE – General Level 1. П Проверкой эффективности программы курса «Ключ к успеху - 9» также рявляется результативное участие в олимпиадах, конкурсах, тестировании оразных уровней, включая международный. б Цель программы - обеспечение условий для успешной сдачи международного экзамена PTE – General Level 1. Программа «Ключ к успеху-9» имеет также следующие развивающие и воспитательные цели: – погружение детей 15 - 16 лет в иноязычную среду с аутентичным языковым материалом для комплексного развития познавательной, эмоциональной сферы деятельности обучающихся (включая мышление, память, воображение, радость познания); – развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур; – развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия; – развитие компенсаторной компетенции; – развитие, а также укрепление физического и психологического здоровья ребенка, его творческого потенциала. Задачи 1. Учебные: способствовать расширению лингвистического кругозора обучающихся; - формировать умения и стратегии рационально подходить к работе над говорением, аудированием, чтением и письменной речью на основе наиболее распространённых типов заданий, используемых в различных экзаменационных системах; -сформировать навыки самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка; 2. Развивающие: способствовать всестороннему развитию ребёнка:успешной социализации (развитие коммуникативных навыков, умения выражать свои мысли, взаимодействие с ровесниками и взрослыми); развитию эмоциональной сферы (положительное отношение к себе и другим, эмпатия) и формированию эмоционально-ценностного опыта общения; развивать умения интерпретировать информацию и использовать её при решении коммуникативных и познавательных задач; обеспечить развитие психических функций (внимание, память, мышление). Образовательные – освоить стратегии выполнения заданий по основным видам речевой деятельности в формате экзамена PTE – GeneralLevel 1. 3. Воспитательные: развитие ответственного отношения к образовательному процессу способствовать развитию навыков самоконтроля и самооценки. УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема модуля Количество часов Формы контроля Теория Практика Всего № 1 1 2 наблюдение 1. Модуль 1. Вводный. 1 4 5 наблюдение 2. Модуль 2. 3. Модуль 3. 1 4 5 наблюдение 4. Модуль 4. 1 5 6 наблюдение 5. Модуль 5. 1 4 5 наблюдение 6. Модуль 6. 0 5 5 тестирование 7. Итого: 5 23 28 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Модуль 1. Вводный. Теория: Ознакомление со структурой экзамена РТЕ – General. Level 1. Основные черты и характеристики. Перспективы сдачи экзамена. Письменная и устная часть экзамена. Разделы экзамена. Образцы заданий. Этапы подготовки. Модуль 2. Аудирование. Теория: Общие стратегии. Трудности при выполнении заданий. Стратегии работы над аудированием с пониманием основного содержания. Стратегии работы над аудированием с извлечением специфической информации. Практика: Входной контроль: аудирование. Задание: множественный выбор, диктант, запись текста на слух. Заполнение формы, создание текста на основе услышанного. Выполнение экзаменационного задания РТЕ General. Level 1. Раздел «Аудирование». Модуль 3. Чтение Теория: Общие стратегии. Трудности при выполнении заданий. Стратегии работы над чтением с пониманием основной идеи и организации короткого текста. Стратегии работы над чтением с пониманием основной идеи длинного текста. Стратегии работы над чтением с извлечением специфической информации в длинном тексте. Практика: Входной контроль: чтение. Задание: завершение предложения, записки, текста на основе прочитанного. Задание: множественный выбор, заполнение пропусков в тексте, краткие ответы на вопросы. Задание: завершение предложения, записки, текста на основе прочитанного. Выполнение экзаменационного задания РТЕ General. Level 1. Раздел «Чтение». Модуль 4. Письмо. Теория: Общие стратегии. Трудности при выполнении заданий. Стратегии работы. Стратегии работы над письмом. Практика: Входной контроль: письмо. Задание: написание личного письма. Задание: написание электронного письма. Задание: написание статьи блога. Задание: написание короткого текста на основе собственного жизненного опыта. Выполнение экзаменационного задания РТЕ General. Level 1. Раздел «Письмо» Модуль 5. Говорение. Теория: Общие стратегии. Трудности при выполнении заданий. Стратегии работы над говорением. Практика: Входной контроль: говорение. Задание: монологическое высказывание по теме, касающейся личного опыта, интересов. (1,5 минуты) Задание: обсуждение вопросов с аргументацией «за» и «против», высказывание собственного мнения. Задание: описание картинки с развитием одной из линий её сюжета. Задание: ролевая игра, разрешение проблемы в повседневной ситуации Выполнение экзаменационного задания РТЕ General. Level 1. Раздел «Говорение». Модуль 6. Практический блок. Практика: Выполнение экзаменационных заданий РТЕ. General. Level 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты 1. Учащиеся получат представление о целостном, социально ориентированном взгляде на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур. 2. Будет формироваться уважительное отношение к истории и культуре других народов и стран. 3. Будут сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4. Будут развиваться мотивы учебной деятельности, и формироваться личностный смысл учения. Метапредметные результаты 1. Учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 3. Освоят формы познавательной и личностной рефлексии. 4. Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 6. Смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 7. Будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты По окончании курса учащиеся должны овладеть основами культуры работы с разными типами аутентичного аудиоматериала и печатного текста и быть способными работать с ними, выбирая оптимальную стратегию аудирования и чтения с учётом своих коммуникативных и познавательных потребностей. Учащиеся овладевают навыками общения на английском языке в соответствии с ситуацией. Они развивают навыки создания письменного текста н а В области аудирования учащиеся должны: понимать основное содержание аудиозаписей монологического и удиалогического характера; -р уметь выбрать необходимую информацию из звучащих текстов. о в н е В области чтения учащиеся должны: понимать основное содержание текстов разнообразного характера; -отделять главную информацию от второстепенной; извлекать необходимую информацию; понимать причинно-следственные связи и аргументацию. В области говорения учащиеся должны: участвовать в диалоге/ дискуссии на знакомую тему; описывать картинки и обсуждать с партнёром изображённые на фото ситуации; выражать своё мнение о предмете обсуждения и высказывании партнера; аргументировать своё мнение; говорить без подготовки на знакомую тему в течение 1-1,5 минут. Учащиеся должны продемонстрировать: словарный репертуар; грамматический словарь; умение использовать слова – связки; умение логично и аргументировано выразить свою точку зрения. В области письма учащиеся должны: написать личное письмо; написать эссе/ рассказ на предложенную тему. уметь отличить официальную и неофициальную форму общения на иностранном языке, используя все адекватные средства и правильное лексикограмматическое оформление. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения 1 год Дата начала обучения 12 сентября Дата окончания обучения 15 мая Количество учебных недель 28 Количество учебных дней 28 Количество Режим учебных занятий часов 28 1 занятие по 1 часу в неделю Каникулы 31 октября -6 ноября 31 декабря – 8 января 27 марта – 2 апреля МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы 1. Программа дополнительного образования по английскому языку для средней школы. Подготовка к сдаче международных экзаменов PearsonTestofEnglish. А. И. Немыкина., Н.С. Микунис., М.Ф. Могильная. – ООО «Лэнгвидж 360», 2012 2. Steve Baxter, Terry Cook, Steve Thomson “Skills Boosters. Level 2.” Student’s Book. Pearson Longman. 2012. 3. Steve Baxter, Terry Cook, Steve Thomson “Skills Boosters. Level 2.” Teacher’s Book. Pearson Longman. 2012 Материально - техническое оснащение занятий: • Интерактивная доска. • Ноутбук. • Наглядность (флешкарты). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ 1. Программа дополнительного образования по английскому языку для средней школы. Подготовка к сдаче международных экзаменов PearsonTestofEnglish. А. И. Немыкина., Н.С. Микунис., М.Ф. Могильная. – ООО «Лэнгвидж 360», 2012 2. Steve Baxter, Terry Cook, Steve Thomson “Skills Boosters. Level 2.” Student’s Book. Pearson Longman. 2012. 3. Steve Baxter, Terry Cook, Steve Thomson “Skills Boosters. Level 2.” Teacher’s Book. Pearson Longman. 2012 www.pearsonpte.com. 4. www.language 360.ru