МастерОК 2022

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастер ОК»

Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Фофанова О.А.
Учитель технологии

Екатеринбург
2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастер ОК» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими
документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
15. Изменения
в
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от
04.03.2022 г. № 219-д.
16. Устав МАОУ гимназии № 144.
17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных
услуг.
Актуальность программы базируется на том, что в настоящее время большое
внимание уделяется эстетическому воспитанию детей. Занятия декоративноприкладным творчеством являются актуальными в учебном процессе и
составляют одну из форм художественно-эстетического воспитания личности
ребёнка.
Новизна программы: процесс освоения одного из древнейших видов рукоделия
- вязания крючком, даёт возможность раскрыть творческие способности
учащихся, развить фантазию, воображение, интеллект, создавая условия для
самовыражения и самореализации в творческой деятельности.
Вся деятельность построена на взаимодействии с учителем, напарником, с
инструкциями и схемами.
Педагогическая целесообразность программы: направлена на формирование
личных и групповых трудовых навыков и их совершенствование; создание
благоприятных психолого-педагогических условий для развития личностного
потенциала; развитие умения самоорганизации и организации работы группы;
поддержку и развитие творчески одарённых детей; выработку умения решать
творческие, конструктивные и технологические задачи.
Адресат:
Программа предназначена для учащихся 9 – 12 лет;
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 4 часа (с сентября по май включительно)
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу

Объем программы – 136 часов
Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа в год
Форма реализации программы – традиционная, линейная
По уровню содержания: базовая программа.
Форма организации деятельности – групповая, 6 – 12 человек.
Формы проведения занятий:
 словесные (сообщение, беседа),
 наглядные (работа с демонстрационными образцами, схемами, обсуждение
образцов),
 практические (система практических работ).
Основным методом обучения в данном курсе является метод индивидуальных
проектов. Разработка каждого проекта обычно содержит следующие этапы:
1 этап. Мотивация учащихся. Преподаватель сообщает краткую информацию
об изделии и способах его изготовления (приёмах вязания).
2 этап. Освоение приёмов вязания на образцах.
3 этап. Вязание изделия по образцу с использованием схемы.
4 этап. Выполнение заданий повышенного уровня: изменение изделия,
составление схемы.
Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися
программы документ об обучении не выдается.
По уровню содержания: программа базового уровня. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, формирование специальных знаний и практических навыков, развитие
творческих способностей ребенка.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Контроль за усвоением качества знаний проводится на трех уровнях:
 1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – воспроизведение
знаний и способов деятельности. Учащийся выполняет задания по образцу.
 2-й уровень – конструктивный – преобразование имеющихся знаний.
Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он
видит элементы, аналогичные усвоенным;
 3-й уровень – творческий – овладение приемами и способами действия.
Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает
новые схемы и изделия.
При этом используются различные критерии оценивания знаний и умений
учащихся:

 личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же прошлыми
знаниями и установление динамики продвижения ученика в обучении и
развитии;
 сопоставительный – сравнения уровня знаний различных учащихся.
Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися
проектных заданий.
Цель программы - в рамках дополнительного образования создать условия для
развития творческих способностей учащихся.
развитие навыков вязания крючком, мелкой моторики, координации.
Задачи
1.
Обучающие:
 развитие навыков вязания крючком;
 создание условий для творческого применения навыков на практике,
самостоятельного приобретения знаний;
 изучение связи традиционных видов рукоделия с современными;
2.
Развивающие:
 ознакомление с истоками народного творчества и ролью декоративноприкладного искусства;
 развитие образного мышления;
 развитие пространственного воображения.
3.
Воспитательные:
 воспитание у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству;
 развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в
коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
 развитие социально-трудовой компетенции;
 воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело
до конца;
 формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с
различными источниками информации, умения самостоятельно искать,
извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач
информацию.
Направленность: Художественная
По уровню содержания: – базовый. Курс изучения основных приёмов вязания
крючком, создания простых изделий.
самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Тема модуля

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1
2
3

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 2
Тема «Цветы из цепочек»
2
Тема «Чехол для сотового телефона» 2

0
10
10

2
12
12

4
5
6
7

Тема «Новогодние сувениры»
Тема «Круги»
Тема «Вязание по схемам»
Тема «Изделие по выбору»
Резерв
ИТОГО:

30
10
18
32
2
112

38
12
22
36
2
136

8
2
4
4
0
24

Формы
контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Введение. История вязания. Материаловедение. Оборудование. Строение крючка.
Подготовка к вязанию. Правила вязания. Техника безопасности. Отработка
положения рук при вязании крючком. Правильное положение тела. Подбор
крючков в зависимости от толщины нити.
1.
Тема «Цветы из цепочек». Техника выполнения воздушной петли.
Отработка навыка набора воздушных петель. Вязание цепочки из воздушных
петель. Замыкание цепочки в круг. Вязание цветов из цепочек.
2.
Тема «Чехол для сотового телефона». Техника выполнения столбика без
накида. Вязание прямого полотна. Вязание чехла по технологическим и
инструкционным картам.
3.
Тема «Новогодние сувениры». Знакомство с условными обозначениями
при вязании крючком. Знакомство со схемами вязания. Чтение схем вязания.
Выполнение образцов по схемам вязания. Техника вязания столбика с одним
накидом. Выполнение образцов вязания по технологическим и инструкционным
картам, схемам. Техника выполнения убавления и прибавления петель с края
полотна. Вязание новогодних сувениров по предложенным схемам и
технологическим картам.
4.
Тема «Круги». Технология вязания круга столбиками с накидом или
столбиками без накида. Вязание круга столбиками с накидом или столбиками без
накида по технологическим и инструкционным картам, схемам.
5.
Тема «Вязание по схемам». Техника выполнения столбика с двумя
накидами. Техника выполнения пышного столбика. Выполнение образца узора
«ананас» по технологическим и инструкционным картам, схемам. Техника и
технология вязания по схемам. Убавление и прибавление числа петель, убавление
высоты столбиков. Знакомство с филейным вязанием. Выполнение образцов
вязания тесьмы, уголка и листочка по индивидуальным схемам (по выбору
учащихся). Оформление коллекции вязаных образцов.
6.
Тема «Изделие по выбору». Выбор изделия. Составление технологической
карты. Выбор пряжи и подбор крючка.
Изготовление изделия по выбору.
7.
Подведение итогов. Творческий отчёт. Итоговый контроль. Выставка
работ. Уход за изделиями.

Общее содержание для всех циклов работ: Отработка навыка вязания крючком.
Работа с использованием инструкционных и технологических карт, схем вязания.
Развитие умения слушать инструкцию. Соблюдение правил безопасной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности;
 самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов;
 оценка жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения
собственных ощущений; объяснение своего отношения к поступкам с
позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
Метапредметные результаты:
 создавать изделие по условиям, заданным учителем, по образцу, схеме и
самостоятельно строить схему;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
 результате работы, сравнивать и вносить изменения;
 излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы
на вопросы путём логических рассуждений;
 определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя.
Образовательные результаты изучения курса:
Знать:
 основные приёмы вязания крючком, технику вязания;
 правила подбора инструментов и материалов;
 последовательность изготовления изделий;
 условные обозначения, понятие «раппорт»;
 способы вязания прямого полотна и вязания по кругу;
 виды ручных трикотажных швов, их применение;
 технику безопасности при работе с вязальными крючками, ножницами,
швейными иглами.
Календарный учебный график
Месяц

Сентябрь

Неделя

Тема занятия

Кол-во
часов

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ (2 ч.)
1 неделя Инструктаж по Т.Б.История 2
вязания, инструменты и
материалы
Тема «Цветы из цепочек»
(12 ч.)

Форма
занятия

Место

Форма
контроля

Групповая

Кабинет
технологи
и

Наблюдение

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2 неделя Воздушная петля. Набор 4
петель. Замыкание цепочки в
круг.
3 неделя Вязание цветов из цепочек
4

Групповая

4 неделя Вязание цветов из цепочек

Групповая

4

Тема «Чехол для сотового
телефона» (12 ч.)
5 неделя Столбик без накида. Вязание 4
прямого полотна.

Групповая

Групповая

6 неделя Вязание чехла для сотового 4
телефона.

Групповая

7 неделя Вязание чехла дл сотового 4
телефона

Групповая

Тема
«Новогодние
сувениры» (36 ч.)
8 неделя Условные обозначения при 4
вязании крючком. Схемы
вязания крючком
9 неделя Вязание
столбиков
с 4
накидом
10
неделя

Вязание
столбиков
воздушными петлями

11
неделя

Убавление/прибавление
петель с края полотна

12
неделя

Групповая
Групповая

с 4

Групповая

4

Групповая

Вязание
сувениров

Новогодних 4

Групповая

13
неделя

Вязание
сувениров

Новогодних 4

Групповая

14
неделя

Вязание
сувениров

Новогодних 4

Групповая

15
неделя

Вязание
сувениров

Новогодних 4

Групповая

16
неделя

Вязание
сувениров

Новогодних 4

Групповая

Тема «Круги» (14 ч.)

Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и

Наблюдение

Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и

Наблюдение

Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Январь

Февраль

Март

17
неделя

Убавление/прибавление
петель с края полотна.

2

Групповая

18
неделя

Убавление/прибавление
петель с края полотна.

4

Групповая

19
неделя

Вязание круга столбиками с 4
накидом и без накида

Групповая

20
неделя

Вязание круга столбиками с 4
накидом и без накида

Групповая

Тема «Вязание по схемам»
(22 ч.)
Столбик с двумя накидами

4

Групповая

22
неделя

Пышный столбик

4

Групповая

23
неделя

Вязание образцов по схемам

4

Групповая

24
неделя

Вязание образцов по схемам

4

Групповая

25
неделя

Вязание образцов по схемам

4

Групповая

26
неделя

Вязание образцов по схемам

2

Групповая

27
неделя

Выбор изделия. Выбор пряжи и 4
крючка.

Групповая

28
неделя

Составление технологической 4
карты, схемы.

Групповая

29
неделя

Изготовление
изделия

выбранного 4

Групповая

30
неделя

Изготовление
изделия

выбранного 4

Групповая

31
неделя

Изготовление
изделия

выбранного 4

Групповая

21
неделя

Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и

Наблюдение

Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и

Наблюдение

Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Тема «Изделие по выбору»
(36 ч.)

Апрель

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Май

32
неделя

Изготовление
изделия

выбранного 4

Групповая

33
неделя

Изготовление
изделия

выбранного 4

Групповая

34
неделя

Изготовление
изделия

выбранного 4

Групповая

35
неделя

Изготовление
изделия

выбранного 6

Групповая

ИТОГО:

Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и
Кабинет
технологи
и

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

136

Материально - техническое оснащение занятий:
 Интерактивная доска. Проектор
 Ноутбук учителя
 Принтер
 пряжа и нитки разной толщины и цветов;
 вязальные крючки различной толщины;
 ножницы;
 швейные иглы.
 схемы изделий;
 коллекции ниток;
 образцы вязания;
 изделия;
 инструкционные карты;
 дидактические карточки.
Список литературы
1.
А.А. Власова, И.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко. Уроки рукоделия.СПб:
«КОРОНА принт», «КРИСТАЛЛ», 1998.
2.
Рукоделие: Популярная энциклопедия/ Гл. Ред. И.А. Андреева.- М.: Большая
Российская энциклопедия, 1992.
3.
Мессент Д. Вяжем сказку: спицы и крючок: Практическое руководство/ Пер.
с англ.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007.
4.
Забелина Светлана Витальевна. Прихватки-Зверятки за один час.- М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2013.
5.
Журналы: BurdaspecialФилейное
вязание,
Чудесные
мгновения,
Dianaкреатив, Лена рукоделие, рукоделие Susanna.
6.
Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,
1998.- 216 с.
7.
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация
работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
- 250 с.
8.
Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.

9.
Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
10. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература,
1986. – 96 с.
11. Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
12. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».