ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастер ОК» Возраст обучающихся: 9-12 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Фофанова О.А. Учитель технологии Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастер ОК» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Актуальность программы базируется на том, что в настоящее время большое внимание уделяется эстетическому воспитанию детей. Занятия декоративноприкладным творчеством являются актуальными в учебном процессе и составляют одну из форм художественно-эстетического воспитания личности ребёнка. Новизна программы: процесс освоения одного из древнейших видов рукоделия - вязания крючком, даёт возможность раскрыть творческие способности учащихся, развить фантазию, воображение, интеллект, создавая условия для самовыражения и самореализации в творческой деятельности. Вся деятельность построена на взаимодействии с учителем, напарником, с инструкциями и схемами. Педагогическая целесообразность программы: направлена на формирование личных и групповых трудовых навыков и их совершенствование; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личностного потенциала; развитие умения самоорганизации и организации работы группы; поддержку и развитие творчески одарённых детей; выработку умения решать творческие, конструктивные и технологические задачи. Адресат: Программа предназначена для учащихся 9 – 12 лет; Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу Объем программы – 136 часов Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа в год Форма реализации программы – традиционная, линейная По уровню содержания: базовая программа. Форма организации деятельности – групповая, 6 – 12 человек. Формы проведения занятий: словесные (сообщение, беседа), наглядные (работа с демонстрационными образцами, схемами, обсуждение образцов), практические (система практических работ). Основным методом обучения в данном курсе является метод индивидуальных проектов. Разработка каждого проекта обычно содержит следующие этапы: 1 этап. Мотивация учащихся. Преподаватель сообщает краткую информацию об изделии и способах его изготовления (приёмах вязания). 2 этап. Освоение приёмов вязания на образцах. 3 этап. Вязание изделия по образцу с использованием схемы. 4 этап. Выполнение заданий повышенного уровня: изменение изделия, составление схемы. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. По уровню содержания: программа базового уровня. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Контроль за усвоением качества знаний проводится на трех уровнях: 1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся выполняет задания по образцу. 2-й уровень – конструктивный – преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным; 3-й уровень – творческий – овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые схемы и изделия. При этом используются различные критерии оценивания знаний и умений учащихся: личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же прошлыми знаниями и установление динамики продвижения ученика в обучении и развитии; сопоставительный – сравнения уровня знаний различных учащихся. Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися проектных заданий. Цель программы - в рамках дополнительного образования создать условия для развития творческих способностей учащихся. развитие навыков вязания крючком, мелкой моторики, координации. Задачи 1. Обучающие: развитие навыков вязания крючком; создание условий для творческого применения навыков на практике, самостоятельного приобретения знаний; изучение связи традиционных видов рукоделия с современными; 2. Развивающие: ознакомление с истоками народного творчества и ролью декоративноприкладного искусства; развитие образного мышления; развитие пространственного воображения. 3. Воспитательные: воспитание у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству; развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении; развитие социально-трудовой компетенции; воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. Направленность: Художественная По уровню содержания: – базовый. Курс изучения основных приёмов вязания крючком, создания простых изделий. самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Тема модуля Количество часов Теория Практика Всего 1 2 3 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 2 Тема «Цветы из цепочек» 2 Тема «Чехол для сотового телефона» 2 0 10 10 2 12 12 4 5 6 7 Тема «Новогодние сувениры» Тема «Круги» Тема «Вязание по схемам» Тема «Изделие по выбору» Резерв ИТОГО: 30 10 18 32 2 112 38 12 22 36 2 136 8 2 4 4 0 24 Формы контроля наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Введение. История вязания. Материаловедение. Оборудование. Строение крючка. Подготовка к вязанию. Правила вязания. Техника безопасности. Отработка положения рук при вязании крючком. Правильное положение тела. Подбор крючков в зависимости от толщины нити. 1. Тема «Цветы из цепочек». Техника выполнения воздушной петли. Отработка навыка набора воздушных петель. Вязание цепочки из воздушных петель. Замыкание цепочки в круг. Вязание цветов из цепочек. 2. Тема «Чехол для сотового телефона». Техника выполнения столбика без накида. Вязание прямого полотна. Вязание чехла по технологическим и инструкционным картам. 3. Тема «Новогодние сувениры». Знакомство с условными обозначениями при вязании крючком. Знакомство со схемами вязания. Чтение схем вязания. Выполнение образцов по схемам вязания. Техника вязания столбика с одним накидом. Выполнение образцов вязания по технологическим и инструкционным картам, схемам. Техника выполнения убавления и прибавления петель с края полотна. Вязание новогодних сувениров по предложенным схемам и технологическим картам. 4. Тема «Круги». Технология вязания круга столбиками с накидом или столбиками без накида. Вязание круга столбиками с накидом или столбиками без накида по технологическим и инструкционным картам, схемам. 5. Тема «Вязание по схемам». Техника выполнения столбика с двумя накидами. Техника выполнения пышного столбика. Выполнение образца узора «ананас» по технологическим и инструкционным картам, схемам. Техника и технология вязания по схемам. Убавление и прибавление числа петель, убавление высоты столбиков. Знакомство с филейным вязанием. Выполнение образцов вязания тесьмы, уголка и листочка по индивидуальным схемам (по выбору учащихся). Оформление коллекции вязаных образцов. 6. Тема «Изделие по выбору». Выбор изделия. Составление технологической карты. Выбор пряжи и подбор крючка. Изготовление изделия по выбору. 7. Подведение итогов. Творческий отчёт. Итоговый контроль. Выставка работ. Уход за изделиями. Общее содержание для всех циклов работ: Отработка навыка вязания крючком. Работа с использованием инструкционных и технологических карт, схем вязания. Развитие умения слушать инструкцию. Соблюдение правил безопасной работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов; оценка жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений; объяснение своего отношения к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. Метапредметные результаты: создавать изделие по условиям, заданным учителем, по образцу, схеме и самостоятельно строить схему; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы, сравнивать и вносить изменения; излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений; определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Образовательные результаты изучения курса: Знать: основные приёмы вязания крючком, технику вязания; правила подбора инструментов и материалов; последовательность изготовления изделий; условные обозначения, понятие «раппорт»; способы вязания прямого полотна и вязания по кругу; виды ручных трикотажных швов, их применение; технику безопасности при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами. Календарный учебный график Месяц Сентябрь Неделя Тема занятия Кол-во часов Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 ч.) 1 неделя Инструктаж по Т.Б.История 2 вязания, инструменты и материалы Тема «Цветы из цепочек» (12 ч.) Форма занятия Место Форма контроля Групповая Кабинет технологи и Наблюдение Октябрь Ноябрь Декабрь 2 неделя Воздушная петля. Набор 4 петель. Замыкание цепочки в круг. 3 неделя Вязание цветов из цепочек 4 Групповая 4 неделя Вязание цветов из цепочек Групповая 4 Тема «Чехол для сотового телефона» (12 ч.) 5 неделя Столбик без накида. Вязание 4 прямого полотна. Групповая Групповая 6 неделя Вязание чехла для сотового 4 телефона. Групповая 7 неделя Вязание чехла дл сотового 4 телефона Групповая Тема «Новогодние сувениры» (36 ч.) 8 неделя Условные обозначения при 4 вязании крючком. Схемы вязания крючком 9 неделя Вязание столбиков с 4 накидом 10 неделя Вязание столбиков воздушными петлями 11 неделя Убавление/прибавление петель с края полотна 12 неделя Групповая Групповая с 4 Групповая 4 Групповая Вязание сувениров Новогодних 4 Групповая 13 неделя Вязание сувениров Новогодних 4 Групповая 14 неделя Вязание сувениров Новогодних 4 Групповая 15 неделя Вязание сувениров Новогодних 4 Групповая 16 неделя Вязание сувениров Новогодних 4 Групповая Тема «Круги» (14 ч.) Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Наблюдение Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Наблюдение Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Январь Февраль Март 17 неделя Убавление/прибавление петель с края полотна. 2 Групповая 18 неделя Убавление/прибавление петель с края полотна. 4 Групповая 19 неделя Вязание круга столбиками с 4 накидом и без накида Групповая 20 неделя Вязание круга столбиками с 4 накидом и без накида Групповая Тема «Вязание по схемам» (22 ч.) Столбик с двумя накидами 4 Групповая 22 неделя Пышный столбик 4 Групповая 23 неделя Вязание образцов по схемам 4 Групповая 24 неделя Вязание образцов по схемам 4 Групповая 25 неделя Вязание образцов по схемам 4 Групповая 26 неделя Вязание образцов по схемам 2 Групповая 27 неделя Выбор изделия. Выбор пряжи и 4 крючка. Групповая 28 неделя Составление технологической 4 карты, схемы. Групповая 29 неделя Изготовление изделия выбранного 4 Групповая 30 неделя Изготовление изделия выбранного 4 Групповая 31 неделя Изготовление изделия выбранного 4 Групповая 21 неделя Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Наблюдение Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Наблюдение Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема «Изделие по выбору» (36 ч.) Апрель Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Май 32 неделя Изготовление изделия выбранного 4 Групповая 33 неделя Изготовление изделия выбранного 4 Групповая 34 неделя Изготовление изделия выбранного 4 Групповая 35 неделя Изготовление изделия выбранного 6 Групповая ИТОГО: Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Кабинет технологи и Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 136 Материально - техническое оснащение занятий: Интерактивная доска. Проектор Ноутбук учителя Принтер пряжа и нитки разной толщины и цветов; вязальные крючки различной толщины; ножницы; швейные иглы. схемы изделий; коллекции ниток; образцы вязания; изделия; инструкционные карты; дидактические карточки. Список литературы 1. А.А. Власова, И.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко. Уроки рукоделия.СПб: «КОРОНА принт», «КРИСТАЛЛ», 1998. 2. Рукоделие: Популярная энциклопедия/ Гл. Ред. И.А. Андреева.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. 3. Мессент Д. Вяжем сказку: спицы и крючок: Практическое руководство/ Пер. с англ.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. 4. Забелина Светлана Витальевна. Прихватки-Зверятки за один час.- М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2013. 5. Журналы: BurdaspecialФилейное вязание, Чудесные мгновения, Dianaкреатив, Лена рукоделие, рукоделие Susanna. 6. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с. 7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с. 8. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с. 9. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с. 10. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с. 11. Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с. 12. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.