ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный географ» Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Немытова Е.В., учитель географии Екатеринбург 2023 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: естественно-научная Актуальность В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарнообщественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Новизна программы Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. Адресат: По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 15-16 лет. Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия приходят дети с выраженным интересом к изучению географии на более глубоком уровне Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 3 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу Объем программы – 72 часа Программа рассчитана на 1 год обучения Особенности организации образовательного процесса: Форма реализации программы – традиционная Перечень форм обучения индивидуально-групповая, групповая фронтальная, индивидуальная, Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, игра Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, беседа, семинар Цель общеразвивающей программы – заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям. Задачи общеразвивающей программы раскрывают пути достижения цели: • обучающие • сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства; • сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе; • научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей; • развивать картографическую грамотность школьников; • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны; • показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности). развивающие- формирование умения школьников работы с источниками географической информации; навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии. воспитательные- воспитание географической культуры школьников. 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный план Учебно-тематический план. № Наименование разделов, тем Всего Теория Практика Раздел 1. Источники географических знаний 2 2 0 Раздел 2. Природа Земли и человек 12 9 3 Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны 15 11 4 Раздел 4. Природопользование и геоэкология 3 3 0 Формы аттестации /контроля Раздел 5. География России 34 24 10 Раздел 6. Обобщающее повторение по курсу 6 2 4 Итог 72 51 21 Учебный тематический план Учебно-тематический план. № Наименование разделов, тем Всего Теория Практика Раздел 1. Источники географических знаний 1 Географические модели, глобус, географическая карта, план местности 1 1 - 2 Выдающиеся исследования. и 1 1 - 3 Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли 1 1 - 4 Земная кора и литосфера 3 2 1 5 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей 3 2 1 6 Атмосфера. Состав, Погода и климат циркуляция. 3 2 1 7 Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров. 1 1 - 8 Географическая оболочка Земли. 1 1 - 1 1 - 10 Соотношение суши и океана на Земле. 1 1 - 11 Население Земли. 1 1 - 12 Материки и страны 11 7 4 13 Многообразие стран. 1 1 - 14 Влияние хозяйственной деятельности на природу 1 1 - 15 Основные типы природопользования 1 1 - географические открытия Раздел 2. Природа Земли и человек строение, Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны 9 Современный облик планеты Земля. Раздел 4. Природопользование и геоэкология 16 Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере 1 1 - 17 Особенности географического положения 1 1 - 18 Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые. 3 2 1 19 Климат и климатические ресурсы 3 2 1 20 Внутренние воды и водные ресурсы. 3 2 1 21 Биологические ресурсы. 1 1 - 22 Природные комплексы России. 1 1 - 23 Население России. 3 2 1 24 Межотраслевые комплексы России. 1 1 - 25 География межотраслевых комплексов. 1 1 - 26 Районирование России. 1 1 - 27 Западный макрорегион – европейская России. 6 3 3 28 Восточный макрорегион- азиатская Россия. 6 3 3 29 Население. хозяйственное Нижегородской области освоение 1 1 - Промышленность 1 1 - 31 Социально-экономические проблемы 1 1 - 32 Россия в современном мире. 1 1 - 33 Итоговое обобщение по курсу 1 1 - 34 Решение тренировочных работ. 5 1 4 72 51 21 Раздел 5. География России 30 Особенности хозяйства. Нижегородской области Раздел 6. Обобщающее повторение по курсу Итог СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Источники географических знаний Теория. Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования. Раздел 2. Природа Земли и человек Теория. Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли. Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны Теория. Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран. Раздел 4. Природопользование и геоэкология Теория. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. Раздел 5. География России Теория. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природнохозяйственное районирование России, Россия в современном мире. Обобщающее повторение по курсу Планируемые результаты Личностные и метапредметные результаты: 1. Личностные результаты: • • Повышение учебной мотивации обучающихся. Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению. • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру 2. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные универсальные учебные действия: • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Предметные результаты: Изучив теоретический материал курса, учащиеся должны знать: • картографические элементы, факты; • номенклатуру; • основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно-следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы; • особенности природы и хозяйственной деятельности человека. Изучив практический материал кружка, учащиеся должны уметь: • определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности; • определять различия в поясном времени различных территорий; • анализировать статистический материал; • воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей; • читать карты различного содержания; • показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений; • описывать географическое положение; • определять тип объекта согласно классификации; • сравнивать свойства географических объектов; • определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график Дата Дата Количество Количес Количество Режим начала окончания учебных тво учебных занятий обучения обучения недель учебных часов дней 02 20 мая 32 72 72 3 занятия по сентября 1 часу в неделю Каникулы 30 октября - 5 ноября 1 января – 8 января 25 марта – 31 марта 27 мая – 31 августа Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: • материально-техническое обеспечение 1. Ноутбук, 2. Учебные аудитории, 3. Столы и стулья, 4. Меловая доска, 5. Канцелярия (бумага для печати, ватманы, маркеры, ножницы, скотч, цветные карандаши, клей, мел), 6. Проектор, 7. Интерактивная доска, 8. Интернет. 9. Водный термометр 10. Воздушный термометр 11. Транспортир 12. Визирная линейка 13. Историко-географические комплекты материалов 14. Историко-этнографические комплекты материалов 15. Историко-археологические комплекты материалов 16. Спилс-карты РФ и Нижегородской области 17. Картографические материалы Кадровое обеспечение: • кадровое обеспечение образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научно-методической деятельностью. Методические материалы: Планирование и организация времени, отведенного на изучение дисциплины осуществляется в соответствии с учебным планом по данной программе. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного плана по данной программе. Она включает подготовку к семинарским занятиям, проходящим в аудитории и выполнение дополнительных заданий по курсу. Учебный процесс по данной дисциплине включает в себя работу на лекциях, практических занятиях, семинарах, прохождение тестирования, выполнение контрольных мероприятий, а также самостоятельную подготовку к отдельным вопросам курса, написание докладов, выступление с сообщениями и активный диалог на лекциях. В ходе лекционного курса проводится изложение современных научных материалов по общему курсу. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций рекомендуется использовать при подготовке к практическим занятиям, зачёту, при выполнении самостоятельных заданий. Перед каждым практическим занятием необходимо заранее ознакомиться с перечнем вопросов, которые будут рассмотрены на занятии, для того чтобы закрепить свои знания по разбираемой теме. Правильная полная подготовка к занятию подразумевает прочтение лекционного материала и учебной литературы. Непосредственно практические занятия предусматривают различные виды деятельности: обсуждение проблемных вопросов, выполнение письменных заданий, составление конспектов и работу с дополнительными источниками. При подготовке к практическим занятиям необходимо: 1. Прочитать литературу, рекомендованную преподавателем, а также конспект лекций. 2. Готовясь к занятию, не пытайтесь все выучить. К каждому практическому занятию необходимо готовиться: прочитать по предстоящей теме лекционный материал и соответствующий раздел учебника. Ознакомиться с ходом проведения работы, и в случае непонимания каких-либо моментов, записать эти вопросы и разобрать их с преподавателем непосредственно перед занятием. Если необходимо – коротко законспектировать. Попробовать самому разобраться, если не удалось, сформулировать вопрос для преподавателя. При подготовке к практической работе необходимо самостоятельно оформить протокол работы в тетради. Тест представляет собой ряд теоретических вопросов по дисциплине с имеющимися 4 вариантами ответа, один из которых является правильным. Кроме ранее рассмотренных на лекции вопросов, в тесты включены вопросы на эрудицию, а также вопросы из рекомендуемых источников. Подготовка к тесту предполагает проработку лекционного материала, составление в рабочих тетрадях вспомогательных схем для наглядного структурирования материала с целью упрощения его запоминания. Занятия проводятся еженедельно. В течение года проводятся контрольные работы в аудитории, а также выполнение контрольных заданий. Учащимся для изучения курса рекомендуется кроме учебников и материалов периодических изданий использовать дополнительные материалы - учебные презентации, методические материалы, предоставленные преподавателем. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Текущая аттестация учащихся по данной дисциплине проводится в соответствии с локальными нормативными актами и является обязательной. Текущая аттестация по данной дисциплине проводится в форме контрольных мероприятий (контрольной работы, тестирования) по оцениванию фактических результатов обучения и осуществляется ведущим преподавателем. Объектами оценивания выступают: - учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий ); - степень усвоения теоретических знаний; - уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы; - результаты самостоятельной работы. 4. Список литературы Литература для педагога: Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Устав МАОУ гимназии № 144. 15. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Литература, использованная при составлении программы 1. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 2. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 3. Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2019 г 4. Учебник: Дронов, В.П., Ром В.Я., География России. Население и хозяйство 5. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование») 6. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы») 7. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 8. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель. 9. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 10. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение. 11. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Литература для обучающихся (родителей, законных представителей): 1. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2. География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 3. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. 4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо 5. Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО. 6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 7. Эртель А. Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2018г.