ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр миниатюр» Возраст обучающихся: 7-18 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Зверева Е.П., советник по воспитанию Екатеринбург 2023 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: художественная Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Программа «Театр миниатюр» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовнонравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр. Новизна программы Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. Адресат: По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 7-18 лет. Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия приходят дети с любой степенью предварительной подготовки и разным физическим здоровьем. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май включительно) Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу Объем программы – 68 часа Программа рассчитана на 1 год обучения Особенности организации образовательного процесса: Форма реализации программы – традиционная Перечень форм обучения индивидуально-групповая, групповая фронтальная, индивидуальная, Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: спектакль, творческий отчет, фестиваль Цель общеразвивающей программы – Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие его жизненному и профессиональному самоопределению. Задачи общеразвивающей программы • обучающие Знакомить детей с различными видами театра. Поэтапно осваивать с детьми различные виды творчества. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. Учить действовать на сценической площадке естественно. • развивающие Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. • воспитательные Прививать любовь к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями. Развивать художественного и ассоциативного мышления школьников. Прививать учащимся через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней. Формировать нравственные качества, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни; 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный план № п\п Название темы Количество часов Формы контроля Раздел 1 «В начале было Слово…» общение и речевой этикет 24 (12/12) Раздел 2 Сценические действия и театральные игры 20 (10/10) Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Творческая работа. Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Раздел 3 Основы театральной культуры 11 (8/3) Раздел 4 «Мы –актёры» - постановка спектаклей 13 (2/11) Итого 68 (32/36) Учебный тематический план № п\п Название темы Количество часов Формы контроля Теория Практика Всего 1. Раздел 1 «В начале было Слово…» - общение и речевой этикет Слушание, чтение и рассказывание художественных произведений. 1 1 2 Педагогическое наблюдение. 2. Виды говорения: диалог и монолог. 1 1 2 3 Мимика и жесты. Сценки без слов. 1 1 2 4 Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. 1 1 2 1 1 2 1 1 2 Самоконтроль. Педагогическое наблюдение. Творческая работа. Педагогическое наблюдение. Творческая работа. Педагогическое наблюдение. Самоконтроль. Творческая работа. Педагогическое наблюдение. 5 6 Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. 1 1 2 1 1 2 9 Сочинение небольших сказок и рассказов. 1 1 2 10 Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. 1 1 2 11 Игры со словами. 1 1 2 12 Интонация речи. Выражение основных чувств. 1 1 2 12 12 24 1 1 2 7 8 13 Раздел 2 Сценические действия и театральные игры Групповые сюжетно-ролевые игры. 14 Элементы сценического действия. 1 1 2 15 Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. 1 1 2 1 1 2 Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. 1 1 2 1 1 2 1 1 2 20 Отработка дикции и чёткого произношения слов. 1 1 2 21 Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. 1 1 2 22 Создание образов с помощью выразительных движений 1 1 2 10 10 20 16 17 18 19 Раздел 3 Основы театральной культуры Самоконтроль. Творческая работа. Педагогическое наблюдение. Творческая работа. Педагогическое наблюдение. Творческая работа. Самоконтроль. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Педагогическое наблюдение Самоконтроль. Творческая работа. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Творческая работа. Педагогическое наблюдение. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение. Творческая работа. Педагогическое наблюдение. Творческая работа. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. 23 Что такое театр. Виды театров. 1 0 1 Рождение театра в России. Искусство скоморохов. 1 0 1 24 Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Посещение театра. Театральные профессии. Игра актёров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Театральная афиша, театральная программка. Виды театрального искусства. 1 0 1 0 1 1 0 1 1 1 1 2 1 0 1 1 0 1 Спектакль – результат творческого труда многих людей. 1 1 2 8 3 11 1 1 2 25 26 27 28 29 30 31 32 Раздел 4 «Мы –актёры» постановка спектаклей Прочтение произведения, определение сюжетной линии. 33 Работа над отдельными эпизодами. 0 1 1 34 Простейшие этюдыимпровизации по сюжету произведения. Выбор и распределение ролей. 0 1 1 0 1 1 Работа над отдельными картинами и пьесой в целом. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. 0 1 1 0 2 2 Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Показ спектакля зрителям. 1 1 2 0 2 2 0 1 1 2 32 11 36 13 68 35 36 37 38 39 40 Итого Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение. Самоконтроль Педагогическое наблюдение. Самоконтроль Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение. Самоконтроль Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Самоконтроль. Творческая работа. Самоконтроль. Творческая работа. Самоконтроль. Творческая работа. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Творческая работа. Анализ продуктов деятельности. Творческая работа. Самоконтроль. Творческая работа. Самоконтроль. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в классных часах, постановка и инсценирование сказок и сценок из жизни школы. Разделы программы: «В начале было Слово…» - общение и речевой этикет. Сценические действия и театральные игры. Основы театральной культуры. «Мы – актёры» - постановка спектаклей. Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и умений. Каждый раздел программы включает в себя 8 занятий и образно делится на три творческих периода: 1. «Подготовительный» 2. «Репетиционный» 3. «Сценический» Содержание программы Занятия проводятся 2 часа в неделю, 68 часа в год. Раздел 1 «В начале было Слово…». Культура и техника речи (23 часа): Слушание, чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Сочинение небольших сказок и рассказов. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств. Произведения для занятий: Считалки Скороговорки и долгоговорки Русские народные басни Русские народные игры Сказки, присказки Игры в загадки Произведения С. Маршака Русские народные песенки Потешки, дразнилки, небылицы Раздел 2 Сценические действия и театральные игры. (21 час) Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений. Раздел 3 Основы театральной культуры (11 часов) Что такое театр. Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Посещение кукольного театра. Театральные профессии. Игра актёров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Театральная афиша, театральная программка. Виды театрального искусства. Спектакль – результат творческого труда многих людей. Раздел 4 «Мы –актёры» - постановка спектаклей (13 часов) Прочтение произведения, определение сюжетной линии. Работа над отдельными эпизодами. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Показ спектакля зрителям. Планируемые результаты Личностные и метапредметные результаты: Личностные: У обучающегося будут сформированы: целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития культуры и общественной практики; познавательная активность в области творческой деятельности; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; индивидуально-личностные позиции. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки. Метапредметные: Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; планировать пути достижения целей; осуществлять контроль по результату и способу действия; адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; организовывать и планировать сотрудничество с педагогом и сверстниками; основам коммуникативной рефлексии; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; Предметные: Обучающийся научится: понимать роль искусства в создании материальной среды обитании человека; формирование у обучающихся художественного вкуса и эстетического отношения к действительности; овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры; получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра; научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график Дата Дата начала окончания обучения обучения 01 сентября Количество учебных недель 26 мая 34 Каникулы Количес Количество Режим тво учебных занятий учебных часов дней 68 68 2 занятие по 1 часу в неделю 30 октября - 5 ноября 1 января – 8 января 25 марта – 31 марта 27 мая – 31 августа Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: • материально-техническое обеспечение • учебное помещение (класс), соответствующий санитарногигиеническим требованиям, безопасная площадка на улице. • материал для изготовления реквизита и элементов костюмов; • проектор; • канцелярские принадлежности: белая и цветная бумага и картон; ручки, цветные карандаши, папка, для складирования дополнительного материала. • Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса. № Наименование объектов и средств п/п материально-технического обеспечения I Количество Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* Список литературы, рекомендуемой для детей 1 Сборник детских скороговорок. 1 Русские народные сказки. 1 Справочная литература 1 Список литературы, рекомендуемой для педагога (прилагается) 1 Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. 1 II Печатные пособия Карточки с изображением животных. 20 Карточки с изображением неживых предметов. III 20 20 Технические средства обучения Компьютер 1 Мультимедийный проектор 1 Игры и игрушки 15 Мяч 2 Кадровое обеспечение: • кадровое обеспечение - общие сведения о требованиях к квалификации педагогических работников и других специалистов, участвующих в реализации общеобразовательной программы; Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Итоговая аттестация, которая проводится с целью выявления уровня освоения обучающимися программы кружка их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Форма проведения итоговой аттестации: Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в классных часах, постановка и инсценирование сказок и сценок из жизни школы. Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов. Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые результаты овладения обучающимися обозначенными в дополнительной общеразвивающей программе знаниями и умениями. Способы проверки результатов освоения программы: анализ деятельности в процессе проведения тренингов, круглых столов, дискуссий (проверяется степень усвоения материала и практических навыков). В конце года готовится альманах творческих работ. Методы диагностики достижений обучающихся: диагностический контроль, анализ уровня воспитанности детей, анализ поведения ребенка на занятиях. 2.3. Оценочные материалы В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: 1) Текущие (цель – выявление ошибок и успехов). 2) Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми разделов(модулей) программы). 3) Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год). 4. Список литературы Литература для педагога: Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Устав МАОУ гимназии № 144. 15. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Литература, использованная при составлении программы 1. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 2. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 1. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, 1976 год. 2. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, 1986 год. 3. Былеева Л.В. Русские народные игры. Москва, 1986 год. 4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки. Москва, 1990 год. 5. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Москва: «Первое сентября», 2000 год. 6. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы, образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. 7. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). Москва: Баласс, 2008 год. 8. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, 4-й класс. Москва: Баласс, 2009 год. 9. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. Москва, 2003 год. 10.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. Москва, 1990 год. 11.Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. Москва, 2000 год. 12.Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Москва, 2008 год. 13.Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Москва, 1987 год. 14.Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва, 2001 год. Интернет ресурсы: 1. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc 2. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-спомощьюскороговорок.php 3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. 4. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/ Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год 5. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.ht Литература для обучающихся (родителей, законных представителей): 1. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, 1976 год. 2. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, 1986 год. 3. Былеева Л.В. Русские народные игры. Москва, 1986 год. 4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки. Москва, 1990 год. 5. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Москва: «Первое сентября», 2000 год. 6. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы, образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. 7. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). Москва: Баласс, 2008 год. 8. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, 4-й класс. Москва: Баласс, 2009 год. 9. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. Москва, 2003 год. 10.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. Москва, 1990 год. 11.Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. Москва, 2000 год. 12.Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Москва, 2008 год. 13.Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Москва, 1987 год. 14.Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва, 2001 год. Интернет ресурсы: 1. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc 2. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-спомощьюскороговорок.php 3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. 4. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/ Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год 5. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.ht