Шахматы 2023

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»

Возраст обучающихся: 7-13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Фоминых А.В.,
учитель

Екатеринбург
2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Актуальность
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой, поскольку
безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную
игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
Велика роль шахмат в формировании внутреннего плана действий –
способности действовать в уме, развитии наглядно-образного и логического
мышления,
воспитании усидчивости, внимательности, вдумчивости,
целеустремленности. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах.
Новизна программы
Дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе,
особенно по точным наукам. Дети, проявляя живой интерес к игре, познают
дух соперничества и соревнования. Юный шахматист учится самостоятельно
принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Развитое
логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и
уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и
способствует его общему умственному развитию.
Адресат:
По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 7-13 лет.
Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия
приходят дети с выраженным интересом к обучению игре в Шахматы,
решению логических шахматных задач. Возрастные особенности учащихся
обуславливают мотивацию на неформальное общение, продуктивную
творческую деятельность.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май
включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Объем программы – 34 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации программы – традиционная
Перечень форм обучения фронтальная, индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая,
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: практическое занятие, турнир

Цель общеразвивающей программы –
равномерное развитие
логического и физического интеллекта детей.
Задачи общеразвивающей программы
• обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков);
• развивающие
- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной
активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции,
к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм,
различным формам активного отдыха и досуга.
• воспитательные
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и
физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально –
физкультурным занятиям.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1
2

№

Содержание программного материала

Кол – во
часов
23 ч
11 ч
34 ч

Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого:

Учебный тематический план
Название раздела, темы
Количество часов

1. История появления шахмат
на Руси. Зарождение
шахматной культуры в
России

Теория Практика
1

Всего
1

Формы
аттестации/
контроля

2. Основные принципы игры
в дебюте
3. Перевес в развитии фигур
4. Атака на короля
5. Перевес в пространстве
6. Оценка позиций
7. План игры
8. Выбор хода
9. Открытые дебюты
10. Полуоткрытые дебюты
11. Закрытые дебюты
12. Гамбиты
13. Тактический прием
«мельница»

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14. Тактический прием
«перекрытие»

1

1

15. Тактический прием
«рентген»

1

1

16. Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?

1

1

17. Анализ шахматной партии:
выбери ход
18. Шахматный турнир

1
1
1
1

1

19. Простейшие ладейные
1
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и
короля
20. Простейшие ладейные
1
эндшпили: мат двумя
слонами одинокому
королю,
мат конем и слоном
одинокому королю
21. Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?

22. Роль шахмат в жизни
человека. Как стать
сильным шахматистом

1

Решение
дидактических
заданий
Решение
дидактических
заданий
Решение
дидактических
заданий
Отработка на
практике
материала
уроков 13–16

1
4

4

3

4

1

2

1

1

1

Игровая
практика

Отработка
на практике
материала
уроков 22–
27

23. Шахматный турнир

4

4

24. Шахматный праздник

1

1

27

34

ИТОГО

7

Игровая
практика
Решение
заданий,
игровая
практика

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.
История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в
России
Теория:
Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по
шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о
том, как в России начала формироваться шахматная культура
2.
Основные принципы игры в дебюте
Теория
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра,
создание численного превосходства
3.
Перевес в развитии фигур
Практика
Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного
превосходства»
4.
Атака на короля
Практика
Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней
рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре
5.
Перевес в пространстве
Практика
Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения
пространственного перевеса
6.
Оценка позиций
Теория
Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить
позицию во время шахматной партии
7.
План игры
Практика
Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования
8.
Выбор хода
Практика
Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты,
профилактика. Учимся думать за партнёра
9.
Открытые дебюты
Практика

Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней
10. Полуоткрытые дебюты
Практика
Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская
защита
11. Закрытые дебюты
Практика
Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита
12. Гамбиты
Практика
Королевский гамбит
13. Тактический прием «мельница»
Практика
Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических
заданий
14. Тактический прием «перекрытие»
Практика
Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических
заданий
15. Тактический прием «рентген»
Практика
Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических
заданий
16. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика
Отработка на практике материала уроков 13–16
17. Анализ шахматной партии: выбери ход
Теория
Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира
18. Шахматный турнир
Практика
Игровая практика
22. Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против
ладьи и короля
Теория
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;
Практика
Знакомство с способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на
выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста»,
«отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены
26. Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому
королю
Теория
Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника
матования двумя слонами

Практика
Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому
королю
Техника матования слоном и конём
28. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика
Отработка на практике материала уроков 22–27
29. Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом Теория
Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре
30. Шахматный турнир
Практика
Игровая практика
Планируемые результаты
Личностные
Личностные результаты
освоения программы –
отражают
индивидуальные
личностные
качества
обучающихся, которые
они должны приобрести
в процессе освоения
программного
материала.
- формирование основ
российской гражданской
идентичности, чувства
гордости
за
свою
Родину,
российский народ и
историю России;
формирование
уважительного
отношения к иному
мнению,
истории
и
культуре
других
народов;
ориентация
на
моральные нормы и их
выполнение,
способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства
прекрасного
и
эстетического чувства на
основе знакомства с
мировой и отечественной
шахматной культурой;
- формирование основ
шахматной культуры;

Метапредметные
Метапредметные результаты освоения
программы - характеризуют уровень
сформированности
универсальных
учебных действий: познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и
самостоятельно
выделять,
и
формулировать познавательную цель
деятельности в области шахматной
игры;
овладение
способом
структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее
эффективного
способа
решения
учебной задачи в зависимости от
конкретных условий;
овладение
способом
поиска
необходимой информации;
- умение совместно с учителем
самостоятельно
ставить
и
формулировать
проблему, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового
характера;
- овладение действием моделирования,
а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие
приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи
рассуждений;
- умение анализировать результат
своих действий;

Предметные
Предметные результаты
освоения программы –
характеризуют умение и
опыт
обучающихся,
которые приобретаются
и
закрепляются
в
процессе
освоения
учебного предмета.
–
формирование
первоначальных
представлений о древней
игре, о ее позитивном
влиянии на развитие
человека
(физическое,
интеллектуальное,
эмоциональное,
социальное),
о
физической культуре и
здоровье как факторах
успешной
учебы
и
социализации;
– овладение умениями
организовать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность
(режим дня, утренняя
зарядка,
оздоровительные
мероприятия,
подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со
сверстниками
по
правилам
проведения
шахматной партии и
соревнований
в

понимание
необходимости личного
участия в формировании
собственного
здоровья;
- понимание основных
принципов
культуры
безопасного, здорового
образа жизни;
- наличие мотивации к
творческому
труду,
работе на результат;

- умение воспроизводить по память
информацию;
- умение устанавливать причинно –
следственные связи;
- умение логически рассуждать,
просчитывать
свои
действия,
предвидеть
реакцию
соперника,
сравнивать,
развивать концентрацию внимания,
умение находить
нестандартные решения.

готовность
и
способность
к
саморазвитию
и
самообучению;
уважительное
отношение к иному
мнению;
- приобретение основных
навыков сотрудничества
со взрослыми людьми и
сверстниками; умения не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций;
- этические чувства
доброжелательности,
толерантности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам
и обстоятельствам
других людей;
умение
управлять
своими эмоциями;
- дисциплинированность,
внимательность,
трудолюбие и упорство в
достижении
поставленных целей;
- навыки творческого
подхода
в
решении
различных
задач,
к
работе на результат;
- оказание бескорыстной
помощи окружающим.

Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие
решения, разрешать конфликты на
основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и
результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до
других;
- умения учитывать позицию партнера
(собеседника), организовывать и
осуществлять
сотрудничество
и
кооперацию
с
учителем
и
сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать
и
объективно
оценивать
свои
умственные, физические, учебные и
практические действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем
плане), контролировать и оценивать
свои
действия,
вносить
соответствующие коррективы в их
выполнение.

соответствии
с
шахматным кодексом;
–
выполнение
простейших
элементарных
шахматных комбинаций;
- развитие восприятия,
внимания, воображения,
памяти,
мышления,
начальных
форм
волевого
управления
поведением.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график
Дата
Дата
Количество Количес Количество
Режим
начала окончания
учебных
тво
учебных
занятий
обучения обучения
недель
учебных
часов
дней
01
26 мая
34
34
34
1 занятие по
сентября
1 часу в
неделю
Каникулы
30 октября - 5 ноября
1 января – 8 января
25 марта – 31 марта
27 мая – 31 августа
Условия реализации программы
 Материально-техническое обеспечение:
•
материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете, помещение должно хорошо
проветриваться.
- светлое помещение с достаточным количеством столов и стульев;
- искусственное освещение;
- шкаф для хранения методической литературы, дидактического и
раздаточного материала;
- стенды для образцов изделий и готовых игрушек-сувениров;
Компьютер, мультимедийный проектор, динамики, экран. Доступ к сети
интернет.
•

 Кадровое обеспечение:
кадровое обеспечение

образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы и
опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и
систематически занимающимися научно-методической деятельностью.
 Методические материалы:
 По мере освоения программы периодически проводится контроль
и диагностика полученных знаний и навыков учащихся. Перечень
диагностических методик:

- мониторинг результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
(диагностические карты);
 - мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения
им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы (диагностическая карта).
 В течение всего учебного года идет непрерывный контроль
усвоения знаний учащимися посредством следующих методов
проверки:
 1.Шахматные турниры.
 2.Сеансы одновременной игры.
 3.Конкурсы по решению шахматных задач.
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма проведения
Способность решать одно, двух, трех и т.д. ходовых Работа по карточкам
задач, разыгрывания открытых, полуоткрытых и
закрытых дебютов (5-7 ходов)
Способность вести записи партий, играть с
Личные соревнования
применением часов, самостоятельно проводить
по шахматам по
разбор партий
круговой системе


№
1.

2.

3.


Способность проводить анализ сыгранных партий

Соревнования

На первых занятиях учащиеся узнают о происхождении шахмат, знакомясь с
их историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают
правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В
дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой
фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является
деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и
позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию
комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из
всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и
максимально ориентированный на развитие. К практической части относятся
тематические матчи, консультационные партии, соревнования. На занятиях
анализируются сыгранные партии, находятся, объясняются, и искоренять
допущенные ошибки. Дети участвуют в шахматных турнирах.
4. Список литературы
Литература для педагога:
Нормативные документы

1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);

13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Устав МАОУ гимназии № 144.
15. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных
услуг.
Литература, использованная при составлении программы
1.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
2.
Изменения в Методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от
04.03.2022 г. № 219-д.
3.
В.В. Костров, С.Н. Федоров Шахматный решебник / авт.-сост. В.В.
Костров, С.Н. Федоров – издательство: Русский шахматный двор, 2020, - 128с.
4.
Н.М. Калиниченко, Курс шахматной стратегии для начинающих/
авт.-сост. Н.М. Калиниченко, издательство «Калиниченко», 2020, - 112 с.
Интернет-источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Взятие_на_проходе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дебют_(шахматы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рокировка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Техническое_поражение
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шах_(шахматы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматная_нотация
https://www.chess.com/ru/openings
http://chessmanual.blogspot.com/p/kak-igratj-v-shahmaty.html
https://chesswood.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейцарская_система
Литература для обучающихся (родителей, законных
представителей):
1.
В.В. Костров, С.Н. Федоров Шахматный решебник / авт.-сост. В.В.
Костров, С.Н. Федоров – издательство: Русский шахматный двор, 2020, - 128с.
2.
Н.М. Калиниченко, Курс шахматной стратегии для начинающих/
авт.-сост. Н.М. Калиниченко, издательство «Калиниченко», 2020, - 112 с.
Интернет-источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Взятие_на_проходе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дебют_(шахматы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рокировка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Техническое_поражение
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шах_(шахматы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматная_нотация

https://www.chess.com/ru/openings
http://chessmanual.blogspot.com/p/kak-igratj-v-shahmaty.html
https://chesswood.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейцарская_система


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».