Школа юных архимедов 2022

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Школа юных архимедов»

Направленность: социально-педагогическая
Возраст: 6,6 – 8 лет – уровень 1;
8 – 9 лет – уровень 2;
9 – 10 лет – уровень 3;
10 – 11 лет – уровень 4;
Срок реализации программы на каждом уровне: 1 год (28 часов)

Составители: Антропова Е.В.,
Петухова Ю.Г.,
учителя начальных классов

Екатеринбург
2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Школа юных архимедов» (далее - программа) разработана в
соответствии со следующими документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных

общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от
04.03.2022 г. № 219-д.
16. Устав МАОУ гимназии № 144.
17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных
услуг.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Данная программа направлена на воспитание качеств личности,
необходимых для успешной интеграции ребенка в окружающем мире:
активное развитие внимания, мышления, памяти, речи, восприятия,
воображения,
процесс
накопления
эмоционально-ценностного
и
коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов
деятельности, потенциала способностей и потребностей.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена обновлением содержания
обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков
самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной
жизненной позиции. Практика показала, что большинство детей приходит в
школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать
самостоятельно. Данный курс предусматривает проведение специально
построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть
неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и
слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и
самостоятельности.
Содержание программы «Школа юных архимедов» учитывает запросы
(на основе анкетирования) участников образовательной деятельности,
родителей (законных представителей) и обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что на занятиях применяются
занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи,
вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для

младших школьников. Основное время на занятиях занимает
самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей
формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится
коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе
у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных
действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при
решении задач любой трудности. После самостоятельной работы проводится
коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,
внимания.
На занятиях используются задачи разной сложности, поэтому слабые
дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для
таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание
научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно
чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной,
насыщенной и менее утомляемой.
Педагогическая целесообразность программы:
 учет возрастных особенностей детей 6,6 – 11лет;
 обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной
деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы.
Использование
информационно-коммуникативных,
личностноориентированных, проектных, игровых технологий; развивающего
обучения, диалога культур, мониторинга интеллектуального развития
ребенка;
 проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности,
результатам его деятельности;
 забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения.
По уровню содержания: базовая программа. В процессе занятий
происходит формирование устойчивой мотивации к выбранному виду
деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков,
развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения
накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только
успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческопродуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.
Адресат:
Программа предназначена для учащихся 6,6-11 лет.

По уровням:
1 уровень – учащиеся 6,6 – 8 лет;
2 уровень – учащиеся 8 – 9 лет;
3 уровень – учащиеся 9 – 10 лет;
4 уровень – учащиеся 10 – 11 лет.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май
включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Срок реализации программы – 4 года.
На полное освоение программы требуется 112 часов:
1 год обучения: 28 часов в год
2 год обучения: 28 часов в год
3 год обучения: 28 часов в год
4 год обучения: 28 часов в год
Общее количество часов в год может варьироваться в зависимости от
уровня освоения программы, желания родителей, мотивации учащихся и
их индивидуальных особенностей:
Программа рассчитана на 4 уровня.
В системе заданий курса «Школа юных архимедов» реализован
принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но
на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть
включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с
усложнением материала и решаемых задач. В основе построения курса
лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом
основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию
и по сложности задач.
Форма организации деятельности – очная групповая.
Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися
программы документ об обучении не выдается.
Цель программы – обеспечение условий для развития познавательных
способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий по
математике.
Задачи

формирование у обучающихся способностей к организации учебной
деятельности посредством освоения универсальных учебных действий;

приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по
получению новых знаний;

формирование специфических для математики качеств мышления:
логического, алгоритмического, эвристического;


развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных математических
знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической
деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
 Педагогическое наблюдение за деятельностью детей.
 Педагогический анализ результатов защиты мини проектов.
 Портфолио ученика.

№

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа юных архимедов»
1 уровень
Тема модуля
Количество часов

1

Вводные занятия часа.

2
3

Тайны чисел
Занимательная
математика
Из истории математики
Арифметические
головоломки, игры,
ребусы
Математические игры
Геометрические
фигуры
Проектная
деятельность
Итого:

4
5

6
7
8

Теория Практика
2

Всего
2

Формы
контроля

1

2
2

3
2

2

4
5

6
5

наблюдение
наблюдение
Наблюдение,
тест
наблюдение
наблюдение

1
1

3
3

4
4

наблюдение
наблюдение

1

1

2

Анализ
проектов

8
20
2 уровень

28

№
1

2
3
4
5
6
7
№

Тема модуля

Количество часов

Теория Практика
Вводное
занятие
1
«Математика – царица
наук»
Числа и операции над
1
5
ними
Занимательные задачи
2
8
Учимся отгадывать
ребусы
Жизнь замечательных
людей
Наглядная геометрия
Подведение итогов
Итого:
Тема модуля

1

3

2
1

2

4
5
6
7
8

Подводим итоги.

2
3

Итого:
№
1

Тема модуля

1

наблюдение

6

наблюдение

10
4

Наблюдение
тест
наблюдение

2

наблюдение

3
2

наблюдение
наблюдение

8
20
28
3 уровень
Количество часов

Теория Практика
Вводное
занятие
1
«Математика – царица
наук»
Числа и операции над
2
4
ними
Арифметические
1
2
фокусы, игры,
головоломки
Наглядная геометрия
1
2
Симметрия фигур
1
1
Занимательные задачи
1
6
Проектная деятельность
2

1

Всего

7

Всего

наблюдение

6

наблюдение

3

наблюдение
тест

3
2
7
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение
Анализ
проектов
наблюдение

28

4 уровень
Количество часов

Теория Практика
Вводное
занятие
1
«Математика – царица
наук»

Формы
контроля

1

4

4
21

Формы
контроля

Всего
1

Формы
контроля
наблюдение

2
3
4

5
6
7

Числа и операции над
ними
Решение
занимательных задач
Арифметические
фокусы, игры,
головоломки
Проектная
деятельность
Наглядная геометрия
Подводим итоги.
Итого:

2

4

6

наблюдение

4

6

10

1

1

2

Наблюдение
тест
наблюдение

2

2

3
2
19

5
2

2
9

Анализ
проектов
наблюдение
наблюдение

28

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 уровень (28 ч.)
Вводные занятия «Математика – царица наук» (2 ч.) Теория:
Знакомство с целями, задачами и содержанием курса «Школа юных
архимедов» в первом классе. Значение математики в жизни человека. История
её появления.
Тайны чисел (3 ч.) Теория: Знакомство с системами чисел древних
людей. Практика: Занимательные игры с числами, решение занимательных
задач.
Занимательная математика (2 ч.) Практика: Головоломки со
спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды
Из истории математики (6 ч.) Теория: Знакомство с историей цифр.
Математика Древнего Востока и Египта. Практика: Ранние математические
тексты. Первый компьютер.
Арифметические головоломки, игры, ребусы (5 ч.) Практика:
Математические игры: Примеры с "зашифрованным словом", "Магические
квадраты", примеры с "дырками".
Математические игры (4 ч.) Теория: Игры "Танграмм" , Практика:
"Запутанные маршруты". Решение задач на развитие пространственных
представлений.
Геометрические фигуры (4 ч.) Теория: Знакомство с геометрическими
фигурами. Практика: Работа с бумагой, ножницами, линейкой. "Разрезные
фигуры", сравнение фигур, составление из частей и разбиение их на части.
Загадки о геометрических фигурах.
Проектная деятельность (2 ч.) Практика: Выполнение проекта:
«Газета любознательных».
2 уровень (28 ч.)
Числа и операции над ними (6 ч.). Теория: Знакомство с интересными
приемами устного счёта. Практика: Коллективный счёт. Числа-великаны.
«Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство
с элементами знаковых систем.

Занимательные задачи (10ч.). Практика: Решение занимательных
задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными
данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса.
Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями.
Учимся отгадывать ребусы (4ч.). Теория: Знакомство с ребусами
и приемами их разгадывания.
Наглядная геометрия (3ч.). Теория: Знакомство с объёмными
предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Практика:
Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы,
пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных
объёмных тел.
Жизнь замечательных людей (2ч.) Теория: Знакомство с великими
математиками древности Архимедом и Пифагором.
Подведение итогов (2ч.) Практика: Математический КВН, круглый
стол «Подведем итоги».
3 уровень (28 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Теория:
Знакомство с целями, задачами и содержанием специального курса «Школа
юных Архимедов» в третьем классе.
Числа и операции над ними (6 ч.). Теория: Числа-великаны.
Коллективный счёт. Практика: Упражнения с числами-великанами. Игра
«Знай свой разряд». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах».
Познавательная игра «Семь вёрст…».
Арифметические фокусы, игры, головоломки (3ч.). Практика:
Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты,
арифметические ребусы.
Наглядная геометрия (3ч.). Практика: Геометрические упражнения
«Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения в построении чертежей на
нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат». Преобразование фигур
на плоскости.
Симметрия фигур (2ч.). Теория: Знакомство с симметрическими
фигурами, построение симметричных фигур. Практика: Соединение и
пересечение фигур.
Занимательные задачи (7ч.). Практика: Задачи-смекалки, логические
задачи, задачи на противоречия. Анализ проблемных ситуаций в
многоходовых задачах. Логические игры «Молодцы и хитрецы».
Компьютерные математические игры. Решение задач международной игры
«Кенгуру». Решение нестандартных задач.
Проектная деятельность (2ч.). Практика: Выполнение проектов:
«Великие математики», «Зрительный образ квадрата».
Подводим итоги (4ч.). Практика: Математический КВН, круглый стол
«Подведем итоги». Конкурс эрудитов. Сочинение «Место математики в моей
жизни».
4 уровень (28 ч.)

Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Теория:
Знакомство с целями, задачами и содержанием специального курса «Школа
юных Архимедов» в четвертом классе.
Числа и операции над ними (6ч.). Теория: Из истории натуральных
чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
Числа-великаны. Коллективный счёт. Старинные меры измерений. Практика:
Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок,
исследовательские творческие задания. Волшебный квадрат. Древнерусский
способ умножения.
Решение
занимательных
задач
(10ч.). Теория:
Текстовые
нестандартные
задачи. Решение задач разными способами. Практика:
Решение олимпиадных задач. Решение старинных задач, задач на
смекалку. Математические игры, ребусы, кроссворды. Решение логических
задач. Задания со спичками.
Арифметические
фокусы,
игры,
головоломки
(2ч.).
Теория: Знакомство
с
арифметическими
фокусами.
Практика:
Математические игры, головоломки.
Проектная деятельность (2ч.). Выполнение математических проектов.
Оформление презентации.
Наглядная геометрия (5ч.). Теория: Преобразование геометрических
фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных
заданий.
Практика: Конструирование
геометрических
фигур.
Параллелограммы.
Формирование
представления
о
взаимосвязях
плоскостных и пространственных фигур: цилиндр, конус, шар. Установка
соответствия новых геометрических форм с известными предметами.
Знакомство с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса. Изображение
на плоскости объемных фигур.
Подводим итоги (2ч.) Практика: Конкурс знатоков математики. Игра
«Зашифрованная переписка». Математические игры, ребусы, кроссворды.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты











умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты
умение рассуждать логически грамотно;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 уровня.
Должны знать:
 названия геометрических фигур: многоугольник, шар, конус, пирамида,
цилиндр;
 способы решения головоломок, шарад, ребусов;
Должны уметь:
 использовать знания для решения заданий;
 узнавать и изображать геометрические фигуры;
 решать головоломки, шарады, ребусы;
 осуществлять самостоятельный поиск решений задач;
Требования к уровню подготовки учащихся 2 уровня.
Должны знать:
 названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
 способы решения головоломок, шарад, ребусов;
 биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.
Должны уметь:
 использовать знания для решения заданий;
 узнавать и изображать геометрические фигуры;
 анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со
«звездочками»;
 осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач
повышенного уровня;
 принимать участие в школьных, районных олимпиадах.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 уровня.
Должны знать:
 разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;
 способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Должны уметь:
 использовать знания для решения заданий;
 узнавать и изображать геометрические фигуры;
 строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;




анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со
«звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 уровня.
Должны знать:
 названия геометрических фигур: конус, усеченный конус,
параллелограмм, цилиндр, шар;
 старинные меры измерений;
 алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
 алгоритм выполнения проектов;
 дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания
дробей;
 древнерусский способ умножения.
Должны уметь:
 решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный
способ решения;
 оформлять презентацию;
 преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной
программе и составлять свои подобные задания;
 конструировать геометрические фигуры;
 изображать на плоскости объемные фигуры;
 составлять развертку фигур и собирать по ней фигуру;
 анализировать и решать головоломки, шарады;
 осуществлять самостоятельный поиск решений;
 выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по
их развёртке;
 пользоваться математической терминологией.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 уровень
№

Ме
ся
ц

1.

09

2.

09

3.
4.
5.

6.
7

8.
9.
10
.

10
10
10

10
11

11
11
12

День
недели
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

Время
провед

Форма
занятия

Колво
часов

40 мин. Групповая

1

40 мин.

1

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин.

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин.

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Групповая

Тема занятия

Место
провед

Форма
контроля

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних
египтян.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Математика Древнего Востока. Древний Египет.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без
вычислений".

Кабин.
1-8

Наблюдение

Вводные занятия (2 часа)
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
Когда она родилась и что явилось причиной её
возникновения.
Тайны чисел (3 часа)
Старинные системы записи чисел.

Групповая
1

40 мин.

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

Занимательная математика (2 часа)
Римские цифры. Как читать римские цифры?.

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные
задачи. Кроссворды
Из истории математики (6 часов)
Из истории цифр. "Таинственные знаки"

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

11
12
13

12
12
12

14

01

15

01

16
17

18

19
20
21
22

01
02

02

02
03
03
03

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Арифметические головоломки, игры, ребусы (5 часов)
Групповая
Математические игры: "Затейные задачи".
1

40 мин

Групповая

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

Групповая

Первая печатная книга по математике на Руси.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его
"Арифметика".

Кабин.
1-8

Наблюдение

История вычислительной техники. Первый компьютер.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Примеры с "зашифрованным словом".

Кабин.
1-8

Наблюдение

"Магические квадраты".
Примеры с "дырками".

Кабин.
1-8

Наблюдение

Ребусы. Задачи повышенной сложности.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Игра "Запутанные маршруты".

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение задач на развитие пространственных представлений.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Настольные игры - соревнования.

Кабин.
1-8

Наблюдение

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

1
40 мин

Групповая

Затруднительные
примененье".

положения".

"Уменье

везде

найдет

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Математические игры (4 часа)
Игра "Танграмм".

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

Геометрические фигуры (4 часа)

23
24

25
26

27
28

03
04

04
04

04
05

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

Групповая

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка".

Кабин.
1-8

Наблюдение

"Разрезные фигуры",
сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение
фигур на части.

Кабин.
1-8

Наблюдение

"Удивительный квадрат". "Разные фигуры из одних и тех же
частей".

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Загадки о геометрических фигурах.
Из истории "О названиях геометрических фигур".

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Анализ
проектов

Место
провед

Форма
контроля

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Интересные приемы устного счёта.

Кабин.
1-8

Тест

Числа - великаны

Кабин.
1-8

Наблюдение

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

40 мин

Групповая
Групповая

Проектная деятельность (2часа)
«Газета любознательных»

Групповая
1

40 мин

Групповая

«Газета любознательных»
1

2 уровень
№

1.

2.
3.
4.

Ме
День
ся
недели
ц
09 Сог-но
распис.
занятий

09
10
10

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

Время
провед

Форма
занятия

Кол-во
часов

40 мин

Групповая

1

40 мин

Тема занятия
Вводное занятие «Математика – царица наук»

Числа и операции над ними (6 часов)
Как люди научились считать.

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

5.
6.
7

8.
9.

10
10
11

11
11

10
.

12

11

12

12
13
14
15
16
17

12
12
01
01
01
02

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Групповая

«Математические горки».

Кабин.
1-8

Наблюдение

Практикум «Подумай и реши».

Кабин.
1-8

Наблюдение

Знакомство с элементами знаковых систем.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Загадки - смекалки.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Обратные задачи.

Кабин.
1-8

Тест

Задачи с изменением вопроса.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение олимпиадных задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение нестандартных задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение олимпиадных задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение задач международной игры «Кенгуру»

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение нестандартных задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Задачи с многовариантными решениями.

Кабин.
1-8

Наблюдение

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая

Занимательные задачи (10 часов)
Решение занимательных задач в стихах, логических задач,
задач с неполными, лишними, нереальными данными.

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин
Групповая
40 мин

1

Групповая
1

Учимся отгадывать ребусы (4часа)

18
19
20
21

22
23

24
25
26

27
28

02
02
02
03

03
03

04
04
04

04
05

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

Групповая

Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Конкурс «Самый интересный ребус»
Упражнение в составлении ребусов.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Наглядная геометрия (3часа)
Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп
предметов, сходных по форме.
Соотнесение выделенных групп с геометрическими
моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара.

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Место
провед

Форма
контроля

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

Жизнь замечательных людей (2часа)
Знакомьтесь: Архимед!

Групповая
1

40 мин

Групповая

Знакомьтесь: Пифагор!
1

40 мин
40 мин

Групповая
Групповая
Групповая
1

40 мин

Подведение итогов (2часа)
Математический КВН

Групповая
1

40 мин

Групповая

Круглый стол «Подведем итоги»
1

3 уровень
№

Ме
ся
ц

День
недели

Время
провед

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

1.

09

2.

09

3.

10

4.
5.
6.
7

10
10
10
11

8

11

9

11

10

11
12

12

12
12

Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Групповая
1

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Групповая

40 мин

Групповая

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

Знакомство с целями, задачами и содержанием специального
курса «Школа юных архимедов» в третьем классе.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Упражнения с числами-великанами.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Числа - великаны

Кабин.
1-8

Наблюдение

Игра «Знай свой разряд».

Кабин.
1-8

Наблюдение

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах».

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Магические квадраты

Кабин.
1-8

Наблюдение

Арифметические ребусы.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Числа и операции над ними (6 часов)
Числа-великаны. Коллективный счёт.

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая

Познавательная игра «Семь вёрст…».
1
Арифметические фокусы, игры, головоломки (3часа)
Головоломки с палочками одинаковой длины.
1
1

40 мин

Групповая
1

40 мин
40 мин

1

Наглядная геометрия (3часа)
Геометрические упражнения «Путешествие
Геометрию».

1

Упражнения в построении чертежей на нелинованной
бумаге.

Групповая
Групповая

в

Страну

13

14
15

16
17
18
19
20
21
22

23

24

12

01
01

01
02
02
02
02
03
03

03

04

Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

40 мин

Групповая

Игра «Удивительный квадрат». Преобразование фигур на
плоскости.

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Кабин.
1-8

Тест

1

Симметрия фигур (2часа)
Знакомство с симметрическими фигурами, построение
симметричных фигур.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Занимательные задачи (7часа)
Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на
противоречия.
Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на
противоречия.

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Логические игры «Молодцы и хитрецы».

Кабин.
1-8

Наблюдение

Компьютерные математические игры.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение нестандартных задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Анализ
проектов

Кабин.
1-8

Наблюдение

Групповая
Групповая

Соединение и пересечение фигур.
1

40 мин
40 мин

Групповая
Групповая
Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1
Групповая
1

40 мин

Групповая
1

Проектная деятельность (2часа)
Выполнение проекта: «Великие математики». Оформление
презентации.
Проект: «Зрительный
презентации.

образ

Подводим итоги (4часа)

квадрата».

Оформление

25
26
27
28

04
04
04
05

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Групповая

Математический КВН

Кабин.
1-8

Наблюдение

Круглый стол «Подведем итоги».

Кабин.
1-8

Наблюдение

Конкурс эрудитов.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Сочинение «Место математики в моей жизни».

Кабин.
1-8

Наблюдение

Место
провед

Форма
контроля

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Числа-великаны. Коллективный счёт.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Старинные меры измерений.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Составление таблиц известных мерок и придумывание новых
мерок, исследовательские творческие задания.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Волшебный квадрат.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Древнерусский способ умножения.

Кабин.
1-8

Наблюдение

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

4 уровень
№

1.

Ме
День
ся
недели
ц
09 Сог-но
распис.
занятий

2.

09

3.

10

4.
5.
6.
7

10
10
10
11

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

Время
провед

Форма
занятия

40 мин

Групповая

40 мин

Групповая

40 мин

Групповая

КолТема занятия
во
часов
1
Знакомство с целями, задачами и содержанием специального
курса «Школа юных Архимедов» в четвертом классе.
1

Числа и операции над ними (6 часа)
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел
(логические квадраты, закономерности).

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

Решение занимательных задач (10 часов)

8.
9.

11
11

10
.

12

11

12

12
13
14
15
16
17

12
12
01
01
01
02

18

02

19

02

20

02

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Групповая

40 мин

Групповая

Сог-но
распис.
занятий

Групповая

Текстовые нестандартные задачи.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение задач разными способами.

Кабин.
1-8

Тест

Решение олимпиадных задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение олимпиадных задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение старинных задач, задач на смекалку.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Математические игры, ребусы, кроссворды.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение логических задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Решение логических задач.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Задания со спичками.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Задания со спичками.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Анализ
проектов

1
40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

40 мин

Групповая
1

Арифметические фокусы, игры, головоломки (2часа)
Знакомство с арифметическими фокусами.
1
Математические игры, головоломки.
1

40 мин

Групповая
1

Проектная деятельность (2часа)
Создание математического проекта. Оформление
презентации.

21

22
23
24
25
26

27
28

03

03
03
04
04
04

04
05

Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

Сог-но
распис.
занятий
Сог-но
распис.
занятий

40 мин

40 мин

Групповая
1

Создание математического проекта. Оформление
презентации.

Кабин.
1-8

Анализ
проектов е

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Наглядная геометрия (5часов)
Преобразование геометрических фигур на плоскости по
заданной программе и составление своих подобных заданий.
Конструирование геометрических фигур. Параллелограммы.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и
пространственных фигур: цилиндр, конус, шар.

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Знакомство с развертками конуса, цилиндра, усеченного
конуса.

Кабин.
1-8

Наблюдение

1

Изображение на плоскости объемных фигур.

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Кабин.
1-8

Наблюдение

Групповая
Групповая
1

40 мин
40 мин
40 мин

Групповая
Групповая
Групповая
1
Групповая
1

40 мин

Групповая

Подведение итогов (2часа)
Конкурс знатоков математики.
переписка».

Игра

Математические игры, ребусы, кроссворды.
1

«Зашифрованная

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Для реализации программы используется дополнительный ресурс: УМК
«Юным умникам и умницам», автор Холодова О.А, издательство Москва:
РОСТ книга, 2017 г.
Материально - техническое оснащение занятий:
 Интерактивная доска.
 Ноутбук.
 Наглядность (флеш – карты; модели, схемы).
Основная форма проведения занятия – игра, интегрирующая
комплекс интерактивных упражнений. Комплексные упражнения четко
структурированы для создания понятной, комфортной атмосферы.
1. «Разминка».
2. Специальные задания, стимулирующие психические функции, которые
подлежат развитию на данном занятии.
3. Упражнения для снятия глазного напряжения.
4. Логические и творческо-поисковые задания
5. Упражнения «Веселая переменка».
6. Нестандартные задачи с последующей проверкой и обсуждением
различных способов решения.
7. Подведение итогов занятия.
Преимущество комплексного занятия состоит в том, что
отрабатываются необходимые навыки, развиваются психические функции,
мелкая и общая моторика рук, улучшается координация движений,
происходит подача нового и закрепление изученного материала на
протяжении всего занятия, поскольку все части занятия тематически
неразрывно связаны между собой. При этом создается благоприятная
воспитательная среда для детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
1.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы.
Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2010.
2.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи,
тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2012.
3.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы,
Волгоград, «Учитель», 2013.
4.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2014
5.
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.
Москва, «Грамотей», 2014.
6.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. СанктПетербург, «Лань», 2012 .
7.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными
вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2014.
8.
«Начальная школа». Ежемесячный научно-методический журнал.

9.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в
начальной школе
10.
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
11.
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
12. http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал
13.
Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».