УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 144
Протокол № 1
от 29.08.2024 г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения гимназии № 144
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .................................................................................. 4
2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1) ........................................................................................ 10
2.1 Целевой раздел........................................................................................... 10
2.1.1. Пояснительная записка ..................................................................... 10
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования ........................................... 16
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования ................................................................ 19
2.2. Содержательный раздел ......................................................................... 20
2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной
работы……………………………………………………………….……..…21
2.3. Организационный раздел ....................................................................... 22
2.3.1. Учебный план...................................................................................... 22
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи………………………………………22
2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение
и
общеобразовательной
назначение
программы
адаптированной
начального
общего
основной
образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –
АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся
с
тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и
утверждается МАОУ гимназией № 144, осуществляющей образовательную
деятельность
в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования,
ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи
АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые
результаты
достижения
реализации
этих
АООП НОО, а также способы определения
целей
и
результатов.
Целевой
раздел
включает
пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с
3
ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП НОО.
Содержательный
раздел
определяет
общее
содержание
НОО
обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с
ТНР;
программу
формирования
экологической
культуры,
здорового
и
безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий
предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной
деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены
следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования
(гуманистический
характер
образования,
единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптация
4
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.)1;
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны
ближайшего
развития»
с
учетом
особых
образовательных
потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при
проектировании
АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
принцип
целостности
содержания
образования.
Содержание
образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им
деятельности,
способами
и
приемами
познавательной
и
учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип
переноса
знаний,
умений,
навыков
и
отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
1
Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
5
жизни;
трансформирование
уровня
полученных
знаний
в
область
жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся
с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих
обучающихся,
которые
этиопатогенезом,
определяются
характером
уровнем
нарушений
речевого
развития,
формирования
речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для
педагогического
материалов,
развитие
творчества,
обеспечивающих
способности
создания
вариативных
пошаговую
обучающихся
образовательных
логопедическую
самостоятельно
коррекцию,
решать
учебно-
познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их
возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
6
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным
средством
реализации
деятельностного
подхода
в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической
деятельности
обучающихся,
обеспечивающей
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования
обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация детского самостоятельного и инициативного действия в
образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и
способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемнопоискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о
языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или
знакового
характера,
которая
используется
7
как
средство
общения.
Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами
одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык
существует и реализуется через речь, в сложном строении которой
выделяются
различные
компоненты
(фонетический,
лексический,
грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах
развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании
обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной
деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования
обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и
интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями,
умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного
недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей,
предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
реализацию
интегративной
коммуникативно-речевой
цели
–
формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций
(познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с
различными ситуациями.
8
2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1)
2.1 Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное,
физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Представлены в разделе 1. Общие положения.
Общая
характеристика
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным
речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок
освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант
5.1
предназначается
для
обучающихся
с
фонетико-
фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая
степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся
с
общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного
генеза
(например,
при
минимальных
дизартрических
расстройствах,
ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
9
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных
на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения
обучающимися
условиями
программы
реализации
коррекционной
АООП
НОО
работы.
обучающихся с
Обязательными
ТНР
являются
логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителялогопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием
речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем.
Отмечается
незаконченность
процессов
формирования
артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков
крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах:
отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),
смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой
системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная
способность
к
дифференциации
звуков,
обеспечивающая
восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на
овладение звуковым анализом.
Фонетическое
формирования
недоразвитие
фонетической
речи
стороны
характеризуется
речи
либо
в
нарушением
комплексе
(что
проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры
слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования
отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только
звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры
слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой
10
материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с
активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
характеризуются
остаточными
явлениями
недоразвития
лексико-
грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
У
таких
обучающихся
не
отмечается
выраженных
нарушений
звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются
в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне
отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная
внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление
общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком
уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и
являющееся
важным
показателем
незакончившегося
процесса
фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой
стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем
отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений,
профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые
и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по
ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих
внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением
синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с
абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных
ошибках.
Правильно
образуя
слова,
наиболее
употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в
продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных
процессов,
проявляющееся
11
преимущественно
в
нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов,
препятствует
своевременному
формированию
навыков
группировки
однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что
впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому
языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка
особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с
переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в
употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с
придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы
неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество
ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью
осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного
ответов,
с
другой
–
устойчивый
характер
ошибок,
особенно
в
самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи,
характеризующееся
нарушениями
логической
последовательности,
застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий,
повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему,
по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из
своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами
творчества
используются,
в
основном,
простые
малоинформативные
предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются
разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,
повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
12
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и
письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К
особым
образовательным
потребностям,
характерным
для
обучающихся с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы
риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения
речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и
методов
дошкольного
и
школьного
образования
и
воспитания,
ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений
речевого и личностного развития;
-
получение
начального
общего
образования
в
условиях
образовательных организаций общего типа, адекватного образовательным
потребностям
обучающегося
и
степени
выраженности
его
речевого
недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого
как
через
развивающей
областей
и
содержание
специальных
предметных
курсов,
и
так
коррекционнои
в
процессе
индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние
высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и
регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при
изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
13
- координация педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения;
получение
-
комплекса
медицинских
услуг,
способствующих
устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной
сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы
при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям
с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации
коммуникативных навыков учащихся;
гибкое
-
варьирование
расширения/сокращения
организации
содержания
процесса
отдельных
обучения
предметных
путем
областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности
социальной
компетенции
обучающихся,
уровня
и
динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого
дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том
числе
специализированных
компьютерных
технологий,
дидактических
пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных
путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих
контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии
медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации
путем
максимального
расширения
14
образовательного
пространства,
увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять
адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация
партнерских отношений с родителями.
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО2.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
должны соответствовать требованиями ФГОС НОО3, которые дополняются
группой специальных требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению
нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и
письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать
правильное
и
неправильное
произнесение
звука;
умение
правильно
воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие,
дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных
средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные
акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять
2
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –
ФГОС НОО).
3
Пункт 19.8 раздела III ФГОС НОО.
15
членение
речевого
потока
посредством
пауз,
логического
ударения,
интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита
(умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по
артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции
языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое
владение основными закономерностями грамматического и лексического
строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно
употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными,
так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение
синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики,
композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность
языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
сформированность
психофизиологического,
психологического,
лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми
компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы
к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного
средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны
отражать:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно
оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической
нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать
взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
умение
принимать
решения
в
области
16
жизнеобеспечения;
владение
достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы;
-
овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и
школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение
адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять
речевое
сопровождение
своих
действий,
бытовых
ситуаций;
умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно
оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей
коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций
в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и
проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений
для участия в подготовке и проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать
разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание,
опасения,
завершить
разговор;
умение
корректно
выразить
отказ
и
недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное
взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от
собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции
речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное
отношение
и
устойчивая
мотивация
к
активному
использованию
разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых
конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение
излагать
свое
мнение
и
аргументировать
его;
умение
использовать
коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях;
прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового
поведения ребёнка с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и
окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков;
17
понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность
и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение
устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире
на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение
устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности
во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи;
-
дифференциацию
и
осмысление
адекватно
возрасту
своего
социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание
правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса
(с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в
транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для
взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного
социального статуса; представления о вариативности социальных отношений;
готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;
овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно
использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы;
умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных
отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти
требования
конкретизируются
в
соответствии
с
особыми
образовательными потребностями обучающихся.
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
18
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов
освоения
АООП
НОО
должна
позволять
вести
оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов
освоения
АООП
НОО
должна
предусматривать
оценку
достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка
достижения
обучающимися
с
ТНР
планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы является достижение
уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации
вариативных
форм
логопедического
воздействия
(подгрупповые,
индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема
знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.
2.2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа
отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР, программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО4.
Структура
АООП
НОО
предполагает
коррекционной работы.
4
Раздел III ФГОС НОО.
19
введение
программы
2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание
обучающегося
коррекционно-развивающей
определяется
с
учетом
его
работы
особых
для
каждого
образовательных
потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Программа
коррекционной
работы
обеспечивает
осуществление
специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе
всего учебно-образовательного процесса.
Основными
образовательными
направлениями
в
специальной
поддержке освоения АООП НОО являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика
нарушений чтения и письма;
развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с
целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные
формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться
могут содержание, организационные формы работы, степень участия
специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию
больших
потенциальных
возможностей
обучающихся
с
ТНР
и
удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная
работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при
изучении предметов учебного плана.
20
Для реализации адаптированной программы необходимо проводить
коррекционную работу по устранению проявлений речевых нарушений на
уроке. Рекомендовано учителям:
1. Знать особенности речевого дефекта обучающихся.
2. Четко формулировать цели урока, ставить речевые задачи («Говорим
четко, внятно» и т. д). Убедиться, что задачи и инструкции понятны учеником
полностью.
3. Соблюдать речевой режим в течение всего урока: контроль за
произношением.
4. Организовать щадящий режим (проведение физминуток, зарядки для
глаз, зарядки для пальцев, дыхательной гимнастики).
5. Проводить словарную работу: осмысление значения новых слов,
расширение содержания уже знакомых слов. Усвоение специальных терминов.
Подбор наглядно-дидактического, игрового, иллюстративного материала,
способствующего уточнению и активизации словаря. Подбор слов, близких и
противоположных
по
смыслу,
усвоение
многозначности,
лексическая
сочетаемость слов.
6. Адаптировать учебный материал к познавательным и речевым
возможностям учащихся:
Широкое использование памяток, схем, планов, таблиц, алгоритмов,
помогающих построить развернутое высказывание, рассуждение, ответ.
Подача учебного материала с постепенным усложнением (от простого к
сложному: работа со словом, работа с предложением, работа с текстом).
Четкая постановка вопросов. На первоначальном этапе вопросы носят
конкретный характер. После всестороннего анализа предмета, явления,
события вопросы усложняются, возможен переход к обобщениям,
выводам, заключениям, рассуждениям.
21
Повторение пройденного материала (Каждый урок начинается с
повторения пройденного материала; вид опроса самый разнообразный:
повторение правил, тест, словарный диктант, комментируемое письмо,
работа с деформированным текстом, разгадывание кроссворда и т.д.).
Предупреждать, а не исправлять ошибки. Использование способов
облегчения трудных заданий (дополнительные вопросы, образцы
ответов, клише, ключевые слова, речевые стереотипы, образец учителя,
поэтапная проверка и т. д.).
7. Развивать психические процессы (задания на развитие памяти,
мышления, внимания) с целью коррекции речи.
8. Соблюдать общедидактические принципы организации урока:
Четкий выбор типа урока (в соответствии с готовностью учащихся).
Грамотное владение материалом урока.
Организация
структуры
урока
(логичность,
последовательность,
взаимосвязь частей, выполнение основных этапов урока).
Чередование и смена видов деятельности.
Сочетание фронтальной формы работы с работой в парах и подгруппах.
Обобщение и оценивание каждого этапа урока.
Организация
работы
с
тетрадью,
учебником,
дополнительной
литературой, справочниками.
9. Организация межпредметных связей. Место данного урока в системе
уроков по теме.
10. Предметно-практическая и коммуникативная направленность урока.
Опора на жизненный опыт. Моделирование практических ситуаций.
11. Соблюдать здоровьесберегающие условия на уроке.
12. Оценивать деятельность и речь учащихся на уроке.
22
Для достижения образовательных результатов учащихся, основными
инструментами учителя являются: урок – место, где непосредственно
организовано
обучение,
и
приемы,
методики,
облегчающие
процесс
становления связной речи.
2.3. Организационный раздел
2.3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО5.
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной
организацией в зависимости от особых образовательных потребностей
обучающихся.
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Кадровые условия
Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель
музыки,
учитель
рисования,
учитель
физической
культуры,
учитель
иностранного языка, педагог-психолог.
Руководящие работники (административный персонал) – наряду со
средним или высшим профессиональным педагогическим образованием
должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области
инклюзивного образования установленного образца.
2.3.3. Материально-технические условия
Материально-техническая база гимназии приведена в соответствие с задачами
по обеспечению реализации ООП НОО, необходимого учебно-материального
5
Раздел III ФГОС НОО.
23
оснащения образовательного процесса
образовательной и социальной среды.
и
созданию
соответствующей
Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения
образовательного процесса являются требования ФГОС; перечни
рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов,
утвержденные региональными нормативными актами и локальными актами
образовательной организации.
В соответствии с требованиями ФГОС в гимназии оборудованы: 8 учебных
кабинетов начальной школы, специализированные кабинеты информатики,
спортивный зал, иностранного языка. Кабинеты оснащены необходимым
оборудованием, соответствующим требованиям, дидактическими и
техническими средствами, справочно-информационными материалами,
методической литературой.
В гимназии имеется библиотека с мультимедийным оборудованием для
проведения занятий и книгохранилищем, обеспечивающих сохранность
книжного фонда.
Технические средства обеспечения образовательной деятельности в
гимназии
Наименование
Единицы измерения
Наличие компьютерной базы
Количество компьютеров
138
Наличие кабинетов основ информатики и
ИКТ
2
в них рабочих мест
30
Количество интерактивных систем
3
Количество интерактивных досок
31
24
Количество мультимедийных проекторов
37
Подключено ли учреждение к сети Интернет
да
тип подключения
выделенная линия
собственный сайт в сети Интернет
да
3D принтеры
5
Оргтехника
37
25