Пояснительная записка к учебному плану НОО
МАОУ гимназии №144 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
1. Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план начального общего образования Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение гимназия № 144 (далее - учебный план) для 1-4 классов,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципального
автономного общеобразовательного
учреждения
гимназии № 144, разработанной в
соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований
СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план НОО гимназии № 144 разработан в соответствии со следующими
нормативными документами:
Конвенция о правах ребенка ООН;
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями от 28.07.2023;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 20 ноября
2020 года);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г.№ 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока
использования исключенных учебников» (с изменениями, утвержденными приказом
Министерства просвещения РФ от 21 июля 2023 г. № 556);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 « Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
Приказ
Минпросвещения
России
от
09.10.2024
N
704
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 г. № 467 «О
внесении изменений в некоторые приказы министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования;
Постановление Главного Государственного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Устав МАОУ гимназии № 144.
Федеральный учебный план МАОУ гимназии № 144, фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Федеральный учебный план МАОУ гимназии № 144 состоит из двух частей –
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при
этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать
действующим санитарным правилам и нормативам.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы,
соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные
формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации ООП НОО определяет организация, осуществляющая
образовательную деятельность.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
Учебный план регламентирует организацию образовательного процесса:
- продолжительность обучения;
- максимальную недельную учебную нагрузку учащихся для каждого класса на уровне
начального общего образования;
- итоговое количество учебных часов (предельно допустимая учебная нагрузка
обучающихся;
- максимальный объём аудиторной и домашней учебной нагрузки учащихся;
- режим работы гимназии;
- формы промежуточной аттестации.
2. Приоритетные направления и программно-целевые основания образовательной
деятельности МАОУ гимназии № 144.
Деятельность МАОУ гимназии № 144 направлена на развитие организационно содержательных условий для разностороннего, интеллектуального развития обучающихся,
основанного на обогащении их индивидуального опыта с целью формирования нравственно ответственной, социально - зрелой личности, способной к интеграции в систему мировой и
национальной культур, к адаптации в социуме и самореализации.
Следовательно, приоритетным направлением деятельности гимназии является
формирование среды, обеспечивающей реализацию прав граждан на качественное образование.
Учебный план обеспечивает:
права обучающихся на получение качественного общего образования, установленного
законом «Об образовании в Российской Федерации»;
непрерывность начального, основного, среднего общего образования;
преемственность образовательных программ всех уровней;
индивидуально-ориентированный подход к обучающимся в учебном процессе (через
внеурочную деятельность, систему занятий по выбору);
оптимальную нагрузку обучающихся, осуществление образовательного процесса в
соответствии с валеологическими критериями и нормами;
ориентацию обучающихся на самостоятельную проектную и исследовательскую работу;
формирование позитивной мотивации к познавательной самостоятельной деятельности,
творческой самореализации;
условия для личностно-ориентированного
обучающегося в образовательном процессе.
выбора и индивидуального развития
3. Режим работы гимназии
Учебный год в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении
гимназия № 144 начинается 01.09.2025 и заканчивается 24.05.2026. Дата первого учебного дня
учебного года – 01 сентября 2025 года
Продолжительность учебного года, сроки каникулярного периода, а также
продолжительность уроков и перемен регламентируется Календарным учебным графиком.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34
учебных недели.
Организация образовательной деятельности в МАОУ гимназии № 144 на ступени
начального общего образования осуществляется по учебным четвертям в режиме 5-дневной
рабочей недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе
- 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со
средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Учебные занятия организованы в одну смену.
Продолжительность уроков - 40 минут - 2-4 классы.
Для первых классов предусмотрено использование «ступенчатого» режима обучения в
первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре декабре - 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - 4 урока по 40 минут). В середине
учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут.
Обязательная учебная нагрузка по всем классам и уровням обучения не превышает
предельно допустимую.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2
часа - для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при
наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания
учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например,
подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений),
рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул, в том
числе дополнительные каникулы для первоклассников. Для первоклассников предусмотрены
дополнительные недельные каникулы в феврале
с 07.02.2026 г. по 15.02.2026г. (9
календарных дней).
Занятия дополнительного образования (кружки, секции), обязательные индивидуальные
и групповые и т. п. организуются не ранее чем через 20 минут после основных занятий.
Расписание занятий в МАОУ гимназии № 144
на 2025-2026 учебный год
Начало занятий: в 8-30. По понедельникам в 8-30 внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Продолжительность уроков: 40 минут – 2-4 классы
Для первых классов предусмотрено использование «ступенчатого» режима обучения в
первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – 4 урока по 40 минут).
Расписание звонков во 2- 4 классах
Уроки
Время проведения
Перемены
1 урок
08.30 -09.10
20 минут
2 урок
09.30 - 10.10
20 минут
3 урок
10.30 – 11.10
20 минут
4 урок
11.30 – 12.10
20 минут
5 урок
12.30 – 13.10
10 минут
Начало занятий в 8.30 ч.
Режим работы 1 классов
1 четверть (3 урока по 35 минут)
Вид деятельности
Время проведения
Приём детей
1 урок
Перемена
2 урок
Динамическая пауза
3 урок
Перерыв
Внеурочная
деятельность
8:15 – 8:30
8:30 - 9:05
9:05 - 9:15
9:15 – 9:50
9:50 - 10:30
10:30 - 11:05
11:05 - 11:35
11:35 - 12:10
2 четверть (4 урока по 35 минут)
Вид деятельности
Время проведения
Приём детей
1 урок
Перемена
2 урок
Динамическая пауза
3 урок
Перемена
4 урок
Перерыв
Внеурочная
деятельность
8:15 – 8:30
8:30 - 9:05
9:05 - 9:15
9:15 – 9:50
9:50 - 10:30
10:30 - 11:05
11:05 – 11:15
11:15 – 11:50
11:50 – 12:20
12:20-12:55
3,4 четверти (4 урока по 40 минут)
Вид деятельности
Время проведения
Приём детей
8:15 – 8:30
1 урок
8:30 - 9:10
Перемена
9:10 - 9:20
2 урок
9:20 - 10:00
Динамическая пауза
10:00 - 10:40
3 урок
10:40 - 11:20
Перемена
11:20 - 11:30
4 урок
11:30 - 12:10
Перерыв
12:10 - 12:40
Внеурочная
12:40 - 13:20
деятельность
4. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся
соответствии с календарным учебным графиком.
за
четверть
осуществляется
в
Все предметы учебного плана оцениваются по четвертям.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии №
144.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в
форме словесных качественных оценок, в форме письменных заключений учителя, по итогам
проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования
завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
5. Учебный план начального общего образования на 2025 – 2026 учебный год
Учебный план начального общего образования в МАОУ гимназии № 144 состоит из
двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов и учебное
время, отводимое на их изучение.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
во 2-3-х классах МАОУ гимназии № 144 используется на изучение родного (русского) языка на
основе заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с Федеральной образовательной программой начального общего
образования в 1-4-х классах предусматривает внеурочную деятельность. Организация занятий
по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью
образовательной деятельности в МАОУ гимназии № 144.
Учебный предмет «Русский язык» изучается в 1-4 классе в объеме 5 ч в неделю.
Особенностью
содержания
курса
является
формирование
первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания, понимание обучающимися того, что язык
представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» позволит
сформировать позитивное уважение к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека. Обучающиеся овладеют первоначальными
представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета. Приобретут умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач, овладеют учебными действиями с языковыми единицами и умениями
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 1-4 классе в объеме 4 ч в неделю.
При реализации курса литературное чтение формируются первоначальные
представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
происходит понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, осознания значимости чтения для
личного развития. У обучающихся формируются представление о мире, российской истории и
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности,
успешности обучения по всем учебным предметам. При изучении курса «Литературное
чтение» возникает потребность в систематическом чтении, понимание роли чтения,
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое),
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Происходит достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий. Формируется умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Учебный курс «Родной (русский) язык» во 2-3 классах изучается в объеме 1 час в
неделю.
Изучение курса «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования
обеспечивает:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование
позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учебный предмет «Иностранный (английский) язык» изучается во 2-4 классе в
объеме 2 ч в неделю.
При реализации курса обучающиеся приобретут начальные навыки общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и
потребностей, освоят правила речевого и неречевого поведения, освоят начальные
лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и
письменной речью на иностранном языке, произойдёт расширение лингвистического
кругозора, формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским
фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической
цели учебного предмета иностранный язык. На данной ступени закладываются основы
коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и
взаимодействие детей.
Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования
внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на
уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение
своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать
становлению обучающихся как членов гражданского общества.
Учебный предмет «Математика» изучается в 1- 4 классах в объеме 4 часов в
неделю.
Изучение этого учебного курса способствует формированию начальных представлений
о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом,
формой, временем, пространством и др. У младших школьников развивается логическое и
символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются
интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают
характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.).
Содержание учебного предмета математика на уровне начального общего образования
направлено на развитие математической речи, приобретение начального опыта применения
математических знаний в повседневных жизненных ситуациях, на раскрытие сути логического
и алгоритмического мышления, основ рассуждений, что предоставляет дополнительные
возможности развития личности ребенка.
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается в 1-4 классе в объеме 2 ч в неделю.
Предмет «Окружающий мир» нацелен на формирование уважительного отношения к
семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни. В ходе изучения курса происходит осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем. У школьников формируется модель
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
Учебный предмет «Музыка» изучается в 1-4 классе в объеме 1 ч в неделю.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к
саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных
национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной
принадлежности, уважение к истории и духовным традициям. России, музыкальной культуре
ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном
развитии человека.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в 1-4 классе в объеме 1 ч в
неделю.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство», на уровне начального
общего образования у обучающихся 1-4-х классов будут сформированы основы
художественной культуры, представление о специфике изобразительного искусства,
потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия
о выразительных возможностях языка искусства.
Учебный предмет «Технология» изучается в 1-4 классе в объеме 1 ч в неделю.
Основная цель его изучения - формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных
задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Существенным компонентом курса является введение информационно-коммуникативных
технологий.
Учебный предмет «Физическая культура» изучается в объёме:
1 классе -3 часа в неделю, 2-4 классе 2 ч в неделю.
Основная цель его изучения - укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию младших школьников, их успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры. В ходе реализации программы курса «Физическая культура» у второклассников
продолжится формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
В результате обучения ученики начнут понимать значение занятий физической
культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и
трудовой деятельности.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается
в 4 классе в объеме 1 ч в неделю.
Изучение курса способствует воспитанию способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию, формирует первоначальные представления о
светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России. На изучение курса отводится 1 час в неделю. В рамках учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКиСЭ) по выбору родителей
(законных представителей) обучающихся изучаются основы православной культуры, основы
иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы
мировых религиозных культур, основы светской этики. Выбор модуля, изучаемого в рамках
курса ОРКиСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся на
основании письменных заявлений и фиксируется протоколами родительских собраний.
Учебный план
Начального общего образования МАОУ гимназии № 144
Учебный предмет
Количество часов в неделю
1а
1б
2а
2б
3а
3б
4а
4б
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
5
5
5
5
Литературное чтение
4
4
4
4
4
4
4
4
Иностранный(английский) язык
-
-
2
2
2
2
2
2
Математика
4
4
4
4
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
2
2
2
2
Основы религиозных культур и
светской этики
Изобразительное искусство
-
-
-
-
-
-
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Музыка
1
1
1
1
1
1
1
1
Технология
1
1
1
1
1
1
1
1
Физическая культура
3
3
2
2
2
2
2
2
21
21
22
22
22
22
23
23
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Родной (русский) язык
0
0
1
1
1
1
0
0
Итого
0
0
1
1
1
1
0
0
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
23
23
23
23
23
23
6. План внеурочной деятельности.
Назначение
плана
внеурочной
деятельности
–
психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся гимназии с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности МАОУ гимназии № 144 на ступени НОО формируется с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
образовательная организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
При отборе направлений внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 144
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности
обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут
привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
Общий объём внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Занятия по
данному курсу проводится по понедельникам в 8:30 ч.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной
формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной
России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Направления и цели внеурочной деятельности.
- Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие обучающегося,
углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа жизни.
- Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных
предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
- Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
- Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности
к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений
участвовать в театрализованной деятельности.
- Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности,
которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
- Интеллектуальные
марафоны
организуются
через
систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию
обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
- «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при
изучении разных предметов.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:
- курсы внеурочной деятельности;
- художественные, музыкальные и спортивные студии;
- соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования;
- общественно полезные практики и другие.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность
может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории
другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный
комплекс, музей, театр и другие).
План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 144
Учебные курсы
Количество часов в неделю
2а
2б
3а
3б
1а
1б
"Разговоры о важном"
1
1
1
1
1
"Функциональная
грамотность"
"Школа общения"
«Театральная афиша»
"Русский с увлечением"
«Орлята России»
«Чтение с увлечением!»
«Здравствуй, книга!»
(1 класс)
«Книжный
калейдоскоп»
(2 класс)
«Праздничное чтение»
(3 класс)
«Мой друг – книга»
(4 класс)
ИТОГО
недельная нагрузка
1
1
1
1
0
0
1
1
0
1
0
0
1
1
0
1
1
0
0
1
0
0
0
0
1
1
1
1
4
4
4
4
4а
4б
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
0
1
0
1
0
0
1
0
1
0
0
1
0
1
0
1
1
1
1
4
4
4
4