01.01.2017
Главная задача курса – открыть детям безграничные возможности мира Книги и побудить их читать.
Как это сделать? Универсального ответа нет, но точно известно, что для того чтобы книга вошла в детскую жизнь, ему надо читать вслух. Не бог весть какое открытие, но ему есть научное обоснование. К сожалению, отечественных исследований в этой области не проводились, поэтому обращаемся к зарубежному опыту. Американцы, озабоченные утратой интереса к чтению, поставили задачу: «Стать читающей нацией».
Проводились исследования, с целью выявления механизмов, необходимых для достижения этой цели. Один из полученных результатов звучал так: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух». Это утверждение подтвердили эксперименты. В одной из школ Бостона приглашенный энтузиаст раз в неделю в 6-м классе читал вслух. Через год учебные показатели класса заметно улучшились, а через 2 года взлетели вверх. Еще через год школа имела наивысшие показатели по чтению в городе, образовалась огромная очередь желающих учиться в ней. В штате Коннектикут на работу пригласили 6 внештатных учителей-чтецов, которые 3 раза в неделю по 20 минут читали ученикам 4-6 классов. В результате возникла потребность в самостоятельном чтении.
Зачем надо, чтобы дети читали? Помимо того, что чтение было и остается инструментом для извлечения информации, оно формирует детскую речь. Педагог с первого взгляда отличит ребенка, которому читают, - он умеет сосредотачиваться, удерживать внимание, слушать, слышать и понимать. Чтение вслух – действенный механизм развития.
Слушая книгу, ребенок слышит книжную речь, которая устроена гораздо сложнее устной, оперирует большим количеством слов, ее отличает образность, более сложные грамматические конструкции. При этом любопытно, что речь «техническая» (записанная на магнитофон, звучащая по ТВ) никак не сказывается на речевом развитии ребенка. Ситуация чтения объединяет троих – автора книги, ребенка, взрослого, а когда к ним подключается еще группа одноклассников, создается мощное поле общих переживаний, осмысление важных проблем. А это одна из важнейших задач формирования начинающего читателя, личности – умение сопереживать, понимать, как сложно устроен мир и как сложно устроен человек. Благодаря книгам ребенок в воображении проживает разные жизни, получает опыт, который никогда не смог бы получить в жизни. Не погоня за скоростью чтения, а нацеленность на понимание, осмысленное чтение.
В рамках курса библиотечного кружка «Золотой ключик в страну читающих детей» ежегодно выбирается тема, определяющая отбор литературы. Тема 2 класса «Кукольные истории», 3 – «Перо Жар-птицы», 4 – «Нить Ариадны». (Смотрите ниже буклеты с названием предлагаемых книг и дополнительных рубрик).
При формировании круга чтения отбирались только значимые книги, дающие повод для размышления, способные показать выразительные особенности языка, обогащающие культурный багаж читателей. Библиотека гимназии располагает замечательным фондом прекрасно изданных произведений.
Занятия кружка строятся по следующему принципу: обязательное чтение вслух книги целиком или фрагментарно (20-25 мин), обсуждение, ответы на вопросы. Желая раздвинуть рамки занятий, обогатить культурный багаж учеников, в соответствии с выбранной тематикой, параллельно чтению узнаем историю игрушек (2кл), историю шедевров (3 кл. с учетом запросов детей), знакомимся с кругом мифов Древней Греции и особенностями творчества художников (4кл.), в заключении занятий следует предложение выполнить дома творческие задания. Каждое занятие сопровождается яркой презентацией, демонстрацией артефактов.
Помимо традиционных форм занятий участникам кружка предлагается участие в праздниках, викторинах, фото-сессиях, конкурсах творческих работ, экскурсиях (виртуальных и реальных).
На занятиях делается всё возможное для того, чтобы посещение Страны читающих детей было желанным, чтобы можно было почувствовать, как здорово быть её жителем.
В 2017 году программа курса стала победителем Всероссийского конкурса программ внеурочной деятельности библиотек. В 2018 году с данная авторская программа представляла Свердловскую область на Международной образовательной выставке-форуме SMART EXPO-URAL.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2021
Дата обновления: 10.02.2021
Дата публикации: 01.01.2017