ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 144 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Математический олимп - 9» Возраст обучающихся:15-16 лет Срок реализации: 1 год (28 часов) Составитель: Сафронович Т.Е., учитель математики Екатеринбург 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математический олимп - 9» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими 2 рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» 15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д. 16. Устав МАОУ гимназии № 144. 17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных услуг. Направленность программы: естественнонаучная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современном обществе. Программа направлена на активное формирование положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний, процесс накопления эмоциональноценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию. И позволит подготовить обучающихся к профильному обучению на старшем этапе. Особенное внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения. 3 Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В низ производственное содержание сочетается с математическим. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у обучающихся, пробуждают любознательность. Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования по математике и потенциале гимназии. Учет особенностей возраста - отправная точка для конструирования курса «Математический олимп - 9». Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность. Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях. Педагогическая целесообразность программы: учет возрастных особенностей детей 15 - 16 лет; обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. коммуникативная направленность – формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза. отбор математического материала, представляющего личную значимость для ребенка, для расширения сферы применения математических знаний; программа практико – ориентирована на формирование навыков перевода прикладных задач на математический язык проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности, результатам его деятельности; забота о комфорте и сбережении здоровья учащегося в процессе обучения. Адресат: Программа предназначена для учащихся 15 – 16 лет; Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по апрель включительно) Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы – 28 часов 4 Программа рассчитана на 1 год обучения Форма реализации программы – традиционная, линейная По уровню содержания: базовая программа. Программа направлена на освоение определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по математике; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей подростка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческопродуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. Формы организации обучения - очная, групповая. Форма аттестации – не предусмотрена. После освоения обучающимися программы документ об обучении не выдается. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ • педагогическое наблюдение; • педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях. • педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения. Указанные способы отслеживания результативности используются как средство: • Начальной или входной диагностики. Проводится с целью определения уровня развития детей • Текущей диагностики с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала по окончании раздела. • Итоговой диагностики – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Форма подведения итогов. Творческий отчет обучающихся, защита презентаций по теме: «Математика в жизни человека». 5 Цель программы - формирование представлений о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни. Выделяются следующие дополнительные цели: формирование устойчивого интереса к математике и предоставление обучающимся возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету; Выявление и уточнение уровня готовности к освоению предмета «Математика» и развитию математических способностей; способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики. Задачи 1. Учебные расширить представление и сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности; расширить сферу применения математических знаний (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов и др.); 2. Развивающие развивать мышление; формировать представления об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности; ориентировать на профессии, которые связаны с математикой. 3. Образовательные формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса; 4. Воспитательные способствовать воспитанию положительных нравственных качеств личности (пониманию и терпимости по отношению к другим, толерантности и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учебе и порученному делу). № УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема модуля Количество часов Формы контроля Теория Практика Всего 6 1 Математика - царица наук 3 5 8 Входная диагностика Наблюдение 2 Математика и профессия 6 6 12 3 Домашняя математика 2 6 8 Педагогический анализ Наблюдение Итоговая диагностика ИТОГО 11 17 28 Содержание программы Модуль 1. Царица наук - математика (8 часов) Теория: рассматривается связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Показываются не только связи с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Обращается внимание на связи математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Показываются связи с такими науками, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как правило, не изучаемые в школе. Практика: в разделе рассматриваются и решаются задачи с физическим, химическим, экономическим и другим содержанием. Они даются в виде упражнений как предметные и прикладные для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий. Модуль 2. Профессия и математика (12 часов) Теория: раскрывается применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, экономике, организации труда и других. Практика: рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которые математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др. С целью усиления понимания необходимости математических знаний в профессиональной деятельности планируется приглашение родителей учащихся на занятие кружка. Их выступления о выбранной профессии. Модуль 3. Домашняя математика (8 часов) Теория: показывается роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических 7 формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой Практика: решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Выполнение приближенных вычислений. Умение пользоваться таблицами и справочниками в домашней практике. Подведение итогов. Творческий отчет обучающихся, защита презентаций по теме: «Математика в жизни человека». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты 1. Учащиеся получат представление о целостном, социально ориентированном взгляде на единство мира, осознание положения об универсальности математических знаний. 2. Будет формироваться уважительное отношение к истории и культуре других народов и стран. 3. Будут сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4. Будут развиваться мотивы учебной деятельности, и формироваться личностный смысл учения. 5. Будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 6. Будут сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 7. Будет сформирован опыт творческой деятельности. Программа «Математический олимп - 9» интегрирует математическую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ученику данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с другими предметами. Продуктивные (изобразительные виды деятельности) – построение чертежей, на занятиях курса «Математический олимп - 9» позволяют не только произвести ребенку, какой - то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но также развивают моторику, воображение, внимание, память, творческую мысль и другие познавательные процессы. Построение чертежей способствует развитию у детей представлений о форме, относительной величине, развивает умение строить композицию чертежа. Метапредметные результаты 1. Учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 8 2. Сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 3. Освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 4. Будут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 6. Смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 7. Будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; Специальные учебные умения • Овладевать методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрического месса точек; • Научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач. • Использовать догадку, озарение, интуицию; • Использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • Приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации материалов целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства. 9 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Месяц День недели 1. 09 чт. Время проведе ния 45 мин. 2. 09 чт. 45 мин. Групповая 1 3. 10 чт. 45 мин. Групповая 1 4. 10 чт. 45 мин. Групповая 1 5. 10 чт. Групповая 1 6. 10 чт. 45 мин. Групповая 1 7. 11 чт. 45мин. Групповая 1 8. 11 чт. 45 мин. Групповая 1 9. 11 чт. 45 мин. Групповая 1 10. 11 чт. 45 мин. Групповая 1 11. 12 чт. 45 мин. Групповая 1 12 12 чт. 45 мин. Групповая 1 13. 12 чт. 45 мин. Групповая 1 45 мин Форма занятия Колво часов Тема занятия Групповая 1 Модуль 1. Математика в физических явлениях Модуль 1. Математика в физических явлениях Модуль 1. Математическая обработка химических и биологических процессов Модуль 1. Математическая обработка химических и биологических процессов Модуль 1. Природные и исторические процессы с математической точки зрения Модуль 1. Природные и исторические процессы с математической точки зрения Модуль 1. Математика и астрономические процессы Модуль 1. Математика и астрономические процессы Модуль 2.Математика в политехническом образовании Модуль 2.Математика в политехническом образовании Модуль 2.Математика в легкой промышленности Модуль 2.Математика в легкой промышленности Модуль 2.Математика в сфере обслуживания Место проведения Форма контроля Кабинет математики Входная диагностика Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Наблюдение Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 14. 12 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 2.Математика в сфере обслуживания 15. 01 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 2.Экономика – успех производства 16. 01 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 2.Экономика – успех производства 17. 01 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 2.Математика и искусство 18. 02 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 2.Математика и искусство 19. 02 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 2.Математика и искусство 20. 02 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 3.Марья – искусница 21. 02 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 3.Марья – искусница 22. 03 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 3.Здоровый образ жизни 23. 03 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 3.Сделай сам 24. 03 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 3.Сделай сам 25. 04 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 3.Решение прикладных задач 26. 04 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 3.Решение прикладных задач 27. 04 чт. 45 мин. Групповая 1 Модуль 3.Решение прикладных задач 28. 04 чт. 45 мин. Групповая 1 Итоговое занятие Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Кабинет математики Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Итоговая диагностика МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы 1. Журнал «Математика в школе». 2. Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 8 Материально - техническое оснащение занятий: • Интерактивная доска. • Ноутбук. • Наглядность модели геометрических фигур Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, семинары, собеседования, практикумы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ 1. Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. № 3. 2. Дорофеев Г. В. Математика: 9: Алгебра. Функции. Анализ данных// Математика в школе. 2001. № 9. 3. Кожевников Т. В. Использование физического материала для обучения геометрии в 9 классе // Математика в школе. 1990. № 2. 4. Колягин Ю. М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 3. 5. Петрова В. А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. 2002. № 8. 6. Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 8. 7. Широков А. Н. Геометрия вселенной// Математика в школе. 2003. № 8. 8. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990. 9. Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процен ые вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Дрофа, 2003. 10. Кипкаев С. В., Кукин Г. П. Прикладные задачи по геометрии: Задачи на освещение // Математика в школе. 2002. № 8. 11. Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. М.: Мир, 1997. 12. https://math-oge.sdamgia.ru 13. http://fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege