Наше дело 2022

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Инженерная студия «Наше дело» Соревновательная робототехника

Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год (68 часов)

Составитель:
Никифоров
учитель информатики

Екатеринбург
2022 г.

Д.Д.,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Инженерная студия «Наше дело» Соревновательная
робототехника» (далее - программа) разработана в соответствии со
следующими документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими

рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях" утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций»
15. Изменения в Методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» от
04.03.2022 г. № 219-д.
16. Устав МАОУ гимназии № 144.
17. Положение о правилах оказания платных образовательных и иных
услуг.
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы.
Робототехника на ряду с IT технологиями и инженерными
специальностями на данный момент занимает одно из передовых мест в
современных тенденциях развития общества. Большая часть существующих
инновационных разработок рождается на стыке наук, в том числе
робототехники, электроники и программирования.
Существует большое количество различных видов соревнований
между устройствами на различной технологической базе, в том числе и в
нашем регионе. Соревнования различаются множеством требований и
условий, однако можно выделить основные элементы и задания, которые
устройства должны уметь выполнять для успешного участия. Все это требует
многочисленных изменений в конструкции робототехнических устройств и
умения программировать их реакцию на внешние условия.
Новизна программы. Соревновательная робототехника позволяет
применить знания и умения, полученные на курсе «Проектирование
устройств» для решения конкретных прикладных задач. Отличительной
особенностью данной программы можно считать изучение робототехнических
устройств на базе микроконтроллера MicroBit.
Педагогическая целесообразность программы.

Изучение робототехники в любом виде даёт возможность учащимся
понять основные принципы работы бытовых электронных устройств. Это
позволяет развивать сопутствующие компетенции, и в целом позволяет
повысить мотивацию обучающихся к изучению технических и естественнонаучных дисциплин.
Адресат:
По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 11-17 лет.
Набор свободный, отбор детей по уровню способностей не ведется, на занятия
приходят
дети
с
выраженным
интересом
к
проектированию
робототехнических устройств на базе микроконтроллера MicroBit.
Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию на
неформальное общение, продуктивную творческую деятельность.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час (с сентября по май
включительно)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Объем программы – 34 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения
Форма реализации программы – традиционная, линейная
По уровню содержания: программа базового уровня.
Формы организации обучения - очная, при реализации
образовательной программы возможно использование электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий. Программа является
практико-ориентированной.
Форма организации деятельности – групповая, 2 человека. Такая
форма обусловлена индивидуальными особенностями разрабатываемых
устройств в каждой команде и развитием творческого подхода к решению
инженерно-технических задач.
Формы проведения занятий:
•
словесные (обсуждение ТЗ, диспут),
•
эмпирические (поиск решения технических проблем),
•
практические (реализация найденных технических решений).
Учащиеся работают группой по два человека (команда разработчиков
робототехнического устройства). Каждая группа имеет доступ к компьютерам
и своему набору MicroBit с контроллером, датчиками и соединительными
элементами.

Цель программы – развитие творческих способностей, обучающихся
в процессе конструирования и проектирования робототехнических устройств,
формирование и подготовка команд для участия в различных видах
соревнований робототехнических устройств
Задачи
Обучающие
•
дать знания о видах типовых задач соревновательной
робототехники;
•
научить программированию робототехнических устройств;
•
сформировать общенаучные и технологические навыки
конструирования и проектирования;
•
ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Развивающие
•
развивать творческую инициативу и самостоятельность;
•
развивать психофизиологические качества учеников: память,
внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать
внимание на главном;
•
развивать умения излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию
и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
Воспитательные
•
воспитание чувства коллективизма, умение взаимодействовать в
группе, эффективно распределять обязанности;
•
формирование интереса учащихся к техническому творчеству;
•
Развивать стремление к здоровому соревновательству;
•
формировать творческое отношение к выполняемой работе.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Важным звеном в обучении по программе является проверка знаний,
умений и навыков учащихся.
Оценка успеваемости производится на основе:
•
наблюдений за текущей работой учащихся;
•
результатов
проверки
работоспособности
создаваемый
робототехнических конструкций;
•
результатов участия в соревнованиях различного уровня.
Также результаты обучения могут быть продемонстрированы на
внутренних и внешних тематических состязаниях.
УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кол-во часов
№

Тема модуля

1. Конструкция базы робота

Теория
5

Формы
контроля

Практика Всего
9

7

Внутренние
соревнования

1. Соревнования "Кегельринг" и "РобоСумо"

3

11

7

2. Движение по линии

3

13

8

3. Прохождение лабиринтов.

2

10

6

4. Перемещение предметов

2

10

6

15

53

34

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ:

Внутренние
соревнования
Внутренние
соревнования
Внутренние
соревнования
Внутренние
соревнования

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Конструкция базы робота
Теория: Техника безопасности при работе с электронными компонентами и
средствами вычислительной техники.
Практика: Основные элементы базовой платформы и размещение
компонентов.
Проектирование системы электропитания.
Базовые функции движения.
Радиоуправление.
Соревнования "Кегельринг" и "РобоСумо".
Теория: Правила соревнований.
Практика: Необходимые модули, их размещение и программирование.
Селекция целей.
Движение по линии.
Теория: Правила соревнований.
Практика: Необходимые модули, их размещение и программирование.
Типовые задачи:
объезд препятствия, виды поворотов, перекрёстки и пунктиры. Инверсия
линий.
Прохождение лабиринтов
Теория: Правила соревнований.
Практика: Необходимые модули, их размещение и программирование.
Основные манёвры.
Алгоритм прохождения лабиринта.
Перемещение предметов
Теория: Виды конструкций модуля захвата. Основные принципы выбора и
особенности проектирования.
Практика: Типовые соревновательные задачи и их решение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
•
умение
создавать
и
поддерживать
индивидуальную
информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и
личную информационную безопасность, развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;
•
приобретение опыта использования информационных ресурсов
общества и электронных средств связи в учебной и практической
деятельности;
•
умение
осуществлять
совместную
информационную
деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
•
сформированность представлений о мире профессий, связанных с
робототехникой,
и
требованиях,
предъявляемых
различными
востребованными профессиями, такими как инженер-механик, конструктор,
архитектор, программист, инженер-конструктор по робототехнике.
Метапредметные результаты (УУД):
1. Познавательные УУД:
•
строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить
рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
•
формировать научный взгляд на область информационных
процессов в живой природе, обществе, робототехнике как одну из важнейших
областей современной действительности;
•
устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам
(математике, физике, природоведения, биологии, анатомии, информатике,
технологии и др.) для решения прикладных учебных задач по Робототехнике;
2. Регулятивные УУД:
•
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
•
учиться работать по предложенному учителем плану.
Самостоятельно формулировать тему и цели урока;
•
формировать умение ставить цель – создание творческой работы,
планировать
достижение
этой цели, создавать наглядные
динамические графические объекты в процессе работы;
•
составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем;
•
осваивать способы решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
•
оценивать получающийся творческий продукт и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла.
3. Коммуникативные УУД:

•
формировать и развивать компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий при защите
своих работ;
•
оформлять свои мысли в устной и художественной форме с учётом
речевой ситуации (на уровне предложения, небольшого текста или
презентации);
•
слушать и понимать речь других; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им;
•
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
Предметные результаты изучения курса:
Знать:
•
правила безопасной работы с электронными компонентами;
•
знать принципы работы простейших механизмов, принципы
устройства роботов как кибернетической системы;
•
основные компоненты конструкторов MicroBit;
•
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов;
•
компьютерную среды, включающую в себя графический язык
программирования;
•
виды подвижных и неподвижных соединений;
•
конструктивные особенности различных роботов;
•
приемы и опыт конструирования с использованием специальных
элементов, и других объектов и т.д.;
•
типовые задачи соревновательной робототехники;
•
основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с
использованием ЭВМ.
•
Уметь:
•
конструировать по условиям, заданным учителем, по образцу, по
чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
•
использовать основные алгоритмические конструкции для
решения базовых задач управления устройством;
•
проводить настройку и отладку конструкции устройства
согласно поставленной задачи.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучения начала
обучения

1 год

Дата
окончания
обучения

12
31 мая
сентября

Количество
учебных
недель

Количество Количество Режим
учебных
учебных
занятий
дней
часов

32

32

32

1
занятие
по
1
часу в
неделю

Каникулы 31 октября -6 ноября
31 декабря – 8 января
27 марта – 2 апреля
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально - техническое оснащение занятий:
•
Интерактивная доска. Проектор
•
Компьютер ученический (2 шт.) + Компьютер учителя
•
Набор MicroBit в составе контроллера соединительных и расширяющих
элементов, подключаемых устройство и датчиков;
•
Наборы «Электродвигатели +драйвер подключения+элементы питания»
Информационное обеспечение программы:
Компьютер, мультимедийный проектор, динамики, экран. Доступ к сети
интернет.
Кадровое обеспечение: образовательный процесс обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее
профилю программы и опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере и систематически занимающимися научнометодической деятельностью.

1.
2.
3.
4.

5.

1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Литература для учителя
Фролов А.В. Робототехника. Практическое введение для детей и
взрослых. - ЛитРес: Самиздат», 2020
Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер
NXT в Lab VIEW. - М.: ДМК, 2010, 278 стр.
Блум Джереми. Изучаем Arduino: инструменты и методы технического
волшебства: Пер. с англ. - СПб. БХВ-Петербург, 2015. - 336 с.: ил.
Основы программирования микроконтроллеров: учебное пособие/
Бачинин А., Панкратов В., Накоряков В.. - М.: Амперка, 2013. - 205 с. :
ил., табл.; 23.
Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. - М.: ПКГ
«РОС», 2012.
Литература для учащихся
Фролов А.В. Робототехника. Практическое введение для детей и
взрослых. - ЛитРес: Самиздат», 2020

2. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. - М.: NT
Press, 2007, 345 стр.
Электронные ресурсы
1. Курс «Робототехника» на образовательном ресурсе «Dep-courses» от
компании «M-labs»: https://dep-courses.ru/.
2. Портал «Мой робот»: URL: http://myrobot.ru.
3. Портал «Занимательная робототехника»: URL: http://edurobots.ru.
Разработка роботов: URL: http://www.robot- develop.org.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».